Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru Выпуск 98


Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru
  Выпуск 98
Кинопросмотр есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других


         Здравствуйте, любители кино.
         Новых интересных фильмов мне посмотреть так и не удалось, но зато несколько месяцев назад, заинтересовал меня один режиссер, и я посмотрел несколько его фильмов.
         

  Фильмы Джузеппе Торнаторе

         Как-то, несколько месяцев назад, мне попался французский Сколько ты стоишь? с Моникой Беллуччи в главной роли. Это, конечно, фильм, вообще, не новый, ему уже лет десять, наверное. Да и к Торнаторе отношения не имеет никакого. Единственная связь – Моника Беллуччи – по всей вероятности, любимая актриса этого итальянского режиссера.
         Но раз уж началось все с этого фильма, то несколько слов посвящу ему. Если вдруг вы его еще не видели, то рекомендую. Завязка начинается с того, что грустный мужчина приходит в бордель, где рассказывает проститутке, в исполнении прекрасной Беллуччи, о том, что выиграл четыре миллиона евро, и согласен ей платить по сто тысяч в месяц за то, чтобы она жила с ним. Это предложение, от которого невозможно отказаться, тем более проститутке, и она, конечно же, соглашается.
         Сложно сказать чего в фильме больше – драмы или комедии. С одной стороны - история достаточно напряженна, и взаимоотношения между невероятно красивой женщиной и двумя мужчинами – достаточно не банальны, и вроде как даже мелькают яркие чувства, и начинаешь сопереживать героям. С другой стороны - складывается ощущение, что режиссер, сохраняя внешне серьезное лицо, с самого начала, ехидно хихикает где-то внутри себя, и от всей души глумится над героями и ситуацией. В итоге, весь фильм прошит забавным нелепым ситуациям, и действительно, получается очень смешно. Причем, юмор там не из разряда классических французских комедий, а скорее некая саркастическая издевка над любовными чувствами героев. И еще, драма предполагает какую-то мораль, какой-то вывод, который должен быть донесен до зрителя, а здесь такого нет. Зато здесь есть Моника Беллуччи – роскошная, страстная и сексуальная. И порой кажется, что фильм и весь его сюжет созданы специально для нее, для того, чтобы показать насколько странные вещи может творить такая красота.
         И именно этот акцент на Беллуччи, вызывает прямые ассоциации с фильмом Джузеппе Торнаторе Малена.
         Малена, как оказалось, был один из всего лишь двух фильмов Торнаторе которые я видел, на момент просмотра Сколько ты стоишь? Но именно после просмотра Сколько ты стоишь?, у меня появилось желание пересмотреть Малену еще раз. Тут-то я и увидел имя Джузеппе Торнаторе, и оно мне показалось знакомым. Википедия любезно подсказала, что это тот самый человек, который совсем относительно недавно (в 2013 году) снял шикарный и красивый фильм Лучшее предложение, о котором я уже рассказывал, и который вы обязательно должны посмотреть, если вдруг еще не видели. На сегодня я бы сказал, что Лучшее предложение входит в мой личный топ-10 - так он мне понравился.
         В общем, я, с позором для себя, выяснил, что оказывается, существует такой вполне известный и совсем не молодой режиссер с обширной фильмографией. А я, восхищаясь двумя его работами, совершенно ничего не знаю о других. В общем, шейм он ми. И я решаю исправить это досадное недоразумение и не спеша, смакуя, я за несколько месяцев, пересмотрел большую часть его фильмов. И скажу вам, что я действительно многое упустил – он умеет снимать кино, и те два упомянутые выше фильма, это не просто везение, это талант.
         Итак, Малена. Малена – это фильм, который, кажется, создан только для одного – обожествить Монику Беллуччи, вознести ее на самый высокий пьедестал, выше звезд, выше солнца, восхищаться ею, и любоваться ее красотой. Камера, весь фильм, гипнотически следит за каждым движением Моники, следуя за ней как кролик за удавом. Она не выпускает из объектива ни один кусок ее прекрасного тела, сосредотачивается на каждой детали. Кажется, Монике в этом фильме совершенно не нужно играть, достаточно просто ходить перед камерой туда-сюда, и все, и это уже будет волшебно. Этот фильм, словно длинный рекламный ролик Моники Беллуччи. Но это не значит, что Моника – это единственное достоинство этого фильма. Скорее, наоборот, у фильма нет недостатков, он хорош во всем, он отлично снят, отлично смонтирован, он красив и интересен. Просто все это выглядит не таким значимым на фоне Моники, которая просто идет по улице и грустно смотрит под ноги.
         Действие происходит на любимой режиссером Сицилии, во время второй мировой войны. И хоть Шекспир и утверждал, что: «Нет повести печальнее на свете, чем…», но все же Малена, на мой взгляд, куда печальнее. Это самая настоящая трагедия, как отдельно взятой героини, так и всего общества. В какие-то моменты даже становится противно от происходящего, а Торнаторе специально подливает масла в огонь, втаптывая ту красоту, которую сам же и показал в самую грязную грязь из всех грязей. Так что, этот фильм не может оставить равнодушным, повторюсь, он красивый и интересный, но он тяжелый, очень тяжелый и грустный, и вызывает просто торнадо мизантропии.
         Следующий фильм, который тоже очень понравился - это Новый кинотеатр «Парадизо».
         Это самый старый из фильмов Торнаторе, что мне удалось найти и посмотреть. Снят он был в 1989 году, и его действие все так же происходит на Сицилии. Это эпопея о жизни одного маленького сицилийского мальчишки, которому однажды предстоит стать известным римским режиссером. Но это не просто история жизни одного человека. Это также, одновременно, и ода большому кино и ностальгия по тем временам, когда все казалось проще, небо голубее, а кинематограф не успел опопсеть. Это также история дружбы, история о человеческих чувствах, любви, преданности. Это такой фильм, как умеет делать именно Торнаторе – он никогда не ведет сюжет прямой линией, он наносит его штрихами, мазками, тут, там, немного здесь. И я не имею в виду хаотично разбросанные временные события или постоянную смену места действия, как бывает в некоторых фильмах. Совсем наоборот, время течет линейно, место практически неизменно. Но само ощущение, сама картина, которую он нам показывает, она как будто состоит из разных кусочков, как и вся наша жизнь.
         Действие строится вокруг жизни мальчика, влюбленного в кино и именно маленький кинотеатр в маленьком провинциальном городе является центром его вселенной. Он дружит с пожилым одиноким киномехаником Альфредо, и помогает ему в работе. И эта дружба и любовь к кино идут через годы. Мальчик растет, меняется, взрослеет, а дружба и любовь все так же остаются неизменны и всегда живут в его сердце. Не знаю, является ли этот фильм автобиографичным, и есть ли параллели с жизнью самого режиссера, но, на мой взгляд, это скорее фильм о кино как об искусстве, нежели о человеке. Эдакое признание режиссера в любви к кинематографу. Хотя, я, конечно, сомневаюсь, что существуют режиссеры, которое не любят кинематограф.
         Фильм очень длинный, что-то около двух с половиной часов, но там важна каждая деталь, каждый момент жизни героя. И он затягивает, не успеваешь устать от просмотра. Получилось очень атмосферно, порой весело, а в целом – с легкой тенью печали.
         И напоследок, наверное, самый известный фильм Джузеппе ТорнатореЛегенда о пианисте.
         Ну, по крайней мере, в отличие от остальных работ Торнаторе, мне он чаще попадался на глаза, и несколько раз мне даже советовали его посмотреть. Но чисто по описанию, которое мне давали, мол что это фильм о человеке, который родился на трансатлантическом круизном лайнере, курсирующем между Европой и Америкой, и который ни разу за свою жизнь не сошел на берег, и был при этом самым выдающимся и гениальнейшим музыкантом своего времени. При этом добавляли, что это очень круто и интересно. Но вот, если честно, такое описание меня не вдохновляло, режиссера я на тот момент не знал, а что там играет Тим Рот, мне тоже никто не говорил. В общем, каждый раз, когда я видел название, то просто игнорировал его. Но вот, теперь, изучая Торнаторе, я опять прихожу к этому фильму, вижу Тима Рота в главной роли, и становится любопытно. То есть описание меня все так же не вдохновляет, но теперь-то я знаю чего ждать от режиссера.
         И режиссер не подвел. Как и в случае с Новый кинотеатр «Парадизо» - это эпопея о невероятной и мистической жизни музыкального гения. Это красивая легенда, которая вполне может быть правдой, а может так и оставаться легендой.
         Это фильм о пределах и границах – тех, что нам ставят другие, тех, что мы ставим сами себе. О том, что можно раздвинуть границы невозможного, совершая великое чудо, и не мочь совершить сделать маленький шаг на пути к чему-то простому. О том, как мал мир, и вместе с тем, о том, как он огромен. И это фильм о музыке и ее магии. О том, что музыка – это не просто набор звуков в определенной последовательности, это нечто большое, ради чего стоит жить, и даже умереть. О том, как она прекрасна, и как она может изменить мир и жизни людей. Музыка – это бог. Добрый, красивый бог, который существует лишь за тем, чтобы дарить радость и счастье. Разумеется, к попсе это не относится, попса – это придумка дьявола. Но в этом фильме ей и нет места :)
         И если есть еще люди, кто как я считал, что мол чего интересного в том, что какой-то мужик плавает туда-сюда на корабле и играет на рояле, то я скажу, что вот это совсем неправильное описание фильма. Потому что это совершенно не имеет значения. Потому что ключевым в словах «легенда» и «пианист» является не «пианист», а «легенда», и важен не сам факт того, что был такой пианист… потому что это вот вообще не факт, а та легенда, которую он создал, и та музыка, которую он играл.
         Получилось, на мой взгляд, чересчур фатально и трагично. Да, это драма, и ты понимаешь, что развязка будет не простая, но все же Торнаторе чуть перестарался. Впрочем, мне кажется, это присуще ему почти во всех фильмах, создается ощущение, что он боится недосолить, и потому пересаливает. В итоге, это не портит «блюдо», но вот «третью звезду Мишлена», я бы ему определенно не дал. Ну, может быть, Лучшее предложение – это единственное исключение, а в остальных случаях он слишком уж навязчиво пытается давить на чувства зрителя. Нет, тяжелым этот фильм не назовешь, он достаточно расслаблен и ощущается как какое-то приключение, и лишь после начала финальных титров становится как-то грустно, как будто в мире перестало существовать что-то важное.
         Что же до остальных фильмов, то я также посмотрел Баарию, Незнакомку и Фабрику звезд. Они мне показались не такими яркими, как вышеописанные, хотя, может быть, просто уже пошло перенасыщение, но, так или иначе, зацепили они меня меньше. При этом, все эти три фильма – качественные драмы, вполне достойные просмотра, и рука режиссера в них явно чувствуется. Из них, пожалуй, Незнакомку, можно выделить - она немного выбивается из канвы, в которой действие большинства фильмов происходит на Сицилии в недалеком прошлом. И играет в ней главную роль Ксения Раппопорт.
         Резюмирую. Джузеппе Торнаторе – на мой взгляд, довольно консервативный режиссер, кажется, что он от фильма к фильму создает какую-то «вселенную Сицилии», то есть, фильмы его имеют много общего, и с одной стороны, очень похожи. Но с другой стороны, они очень разные, потому что там разные люди, потому что режиссера интересует не какое-то событие, а целый пласт событий – то из чего состоит жизнь человека – от начала до конца, что представляет собой этот человек, и тот мир в котором он живет. Для многих, вполне вероятно, это может оказаться скучным, динамики как таковой практически нет, завязка и развязка тоже присутствуют не везде, а если есть, то порой достаточно условные. Но если вы решились смотреть какой-то из его фильмов, то вас ждет качественная, красивая, длинная история о человеке и его жизни.

         Приятного просмотра



         А в качестве бонуса, опять музыка.

         В начале месяца у английской инди-рок исполнительницы Florence + The Machine вышел новый альбом How Big, How Blue, How Beautiful.
         Вышло даже круче чем я ожидал. Слушаю вот уже неделю, и ни один трек не надоел, нравятся все - от первого до последнего. Здесь есть все, за что я люблю Флоренс – микс из разных музыкальных жанров, безумная энергетика, неизменные барабаны и, конечно же, этот ее мощный и запоминающийся вокал.
         Клипы ее смотреть не советую, видеоряд у них, обычно, довольно нервный и истеричный, гораздо больше удовольствия доставляет смотреть ее живое выступление, когда она с неистовством огненно-рыжей ведьмы носится по сцене, словно эта песня – последняя в ее жизни.
         Слушайте рок и Florence + The Machine!






         Медведь Грызли


         Вы можете рекомендовать свой любимый кинофильм или книгу остальным читателям Эквилибриума написав мне собственную рецензию или письмо.

         Прислать рецензию >>> MedvedGryzli@ekvilibrium.ru

         И помните, все сказаное вами может быть использовано против вас, если в письме не будет указано обратного:-)


В избранное