Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru Выпуск 37 (7)


Информационный Канал Subscribe.Ru

31 Июня
Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru
  Выпуск 37 (7)
         Тема: "И не будет другой войны, кроме этой пустой вины..."

         У тех поколений, которые создают и читают эту рассылку, отношение к войне формируется по большей части на основе фильмов и книг. Хотя так ли это? Ведь среди нас и рядом с нами - ветераны Чечни, Афганистана, пострадавшие в террактах и их родственники. Точное количество тех, кто не вернулся или пропал без вести, обществу не известны. Рядом с нами также стоят те, кому мы обязаны тем, что все-таки небо над головой мирное - ветераны Второй мировой, наши дедушки, бабушки, их друзья. Цену, заплаченную ими, мы знаем - 28 миллионов советских воинов.
         Накануне юбилея Победы было приятно наблюдать, как неофициальный, стихийный Интернет выплеснулся массой искренних слов благодарности в их адрес, вспоминал вместе с ними огромную радость 9 мая 1945 года.
         Опыт и горечь той войны осмысливаются уже 60 лет, породив целые направления в искусстве - военную лирику, прозу, незабываемые советские фильмы, достаточно неплохие новые. Даже в эпоху незыблемого господства идеологических стандартов взгляд на войну никогда не был однозначным. Слишком страшная она, и на передовой, и в тылу, каковы бы ни были ее причины. Оправданиям смерти всегда недостает веса перед физической конкретикой фактов. С тех самых сороковых, переживших потери беспрецидентного в мировой истории мастштаба, взгляд на войну все больше становится взглядом на разрушенные судьбы конкретных людей. В искусстве исчезают общие планы, обозначенные на картах. Образ монументального героя естественным образом вытесняется со страниц и экрана, хотя этому и препятствует погоня за стандартами голливудских блокбастеров. Но главное, что жизнь рядового человека стала осью и смыслом любого эпического повествования. Таким образом искусство напоминает о том, о чем подчас забывают политики, а иногда и рядовые граждане, теряющие чувство истории.
         В этом выпуске будет три войны трех режиссеров разных стран, но начать хочется с замечательного стихотворения Red-foxy-toxic (Москва):

         Ржавые затворы приказали стрелять,
         Каменные стены приказали отвернуться,
         Соломенные метлы приказали сметать,
         Темные глубины приказали окунуться.
            Нет, не надо войны,
            На кой она нам?
            Не надо вины,
            Айда по домам!
            Не надо стрелять,
            Не надо рубить,
            Ведь лучше мечтать,
            Ведь лучше любить.
         Стоптанные ноги приказали идти,
         Кованые бутсы приказали продвигаться,
         Сбитые колени приказали ползти,
         Порванные связки приказали сдаться.
            Нет, не надо войны,
            На кой она нам?
            Не надо вины,
            Налей, брат, вина!
            Не надо губить,
            Не надо карать,
            Ведь лучше любить,
            Ведь лучше мечтать.
         Горячие губы прошептали приговор,
         Неправедные речи превратили нас не в нас,
         Холодные пальцы с силой сжали затвор,
         Затекшие мозги выполняют приказ.
            Нет, не надо войны,
            Не надо свинца,
            Не надо терять человеку лица!
            Не надо взрывать,
            Не надо палить,
            Ведь лучше мечтать,
            Любить и хранить...


         9-я рота (Россия, 2004)


         "9-я рота" начала свой победный марш по стране. Пот и пыль, кровь и смерть, изломанные судьбы и жесткий "экшен" уместились в 7000 метрах пленки.
         Фильм Федора Бондарчука вызывает уважение и смотрится на одном дыхании. Все это уже отмечалось в многочисленных рецензиях - и невольная гордость за отечественное кино охватывает душу. А вот насколько работа Бондарчука отечественный фильм - вопрос спорный.
         Да, сценарий Юрия Короткова основан на реальных событиях. Да, проблемы в фильме затронуты совершенно российские. Да, Федор Бондарчук ничуть не уступил отцу в съемках батальной кинокартины. Но на все эти утверждения можно найти контраргументы, и материал для них дает само зрелище.
         Ну как не сопоставить орущего в "учебке" прапорщика Дыгало с сержантом Туми из фильма "Билокси-блюз" (режиссер Майк Николс)? Не хочется думать о плагиате, да еще в таком масштабе, поэтому назовем это авторской цитатой, чтобы не говорить о штампах.
         Ну да, бывают совпадения - оба персонажа имеют одинаковую травму и мотивы у них похожи, и предыстория. В общем, оставим это на совести сценариста и режиссера, потому как Михаил Пореченков совершенно не виноват, что получилось очень уж похоже. И, пожалуй, старший прапорщик Дыгало - это самый колоритный и яркий характер в "9-й роте".
         Впрочем, актерская работа - это отдельная тема и давайте пока на ней останавливаться не будем. Лучше посмотрим, что сделал Федор Бондарчук, когда поставил авторский росчерк на российском сюжете совершенно по-западному. Ведь совместить жесткий "экшен" и драматическую линию в отечественном военном кино удавалось считанным единицам и, казалось бы, невозможно уже сделать что-либо новое, авторское, в нем. Ан, нет, оказывается, можно, если поучиться у мэтров Голливуда и выстроить сюжет по канонам "фабрики грез".
         Недаром же критики в большинстве своем сравнивают "9-ю роту" с работами Кубрика, Ридли Скота и Копполы. И действительно, вторая часть фильма, действие которой разворачивается в Афганистане, с взрывами, стрельбой, кровью и черным юмором оставляет в душе осадок, сравнимый с тем, что появляется после просмотра Апокалипсис сегодня Френсиса Форда Копполы.
         В общем, фильм только выиграл от такого подхода, и, как ни странно, та русская характерность, что пронизывала отечественные военные фильмы советского периода, отчетливо видна в "9-й роте". Думаю, дело все в том, что режиссер Федор Бондарчук нашел отличного оператора. Максим Осадчий виртуозно работает с камерой и цветом. Кадры фильма выстроены практически идеально, а решение сепировать вторую часть фильма там, где действие происходит в Афганистане, заслуживает определения "все гениальное просто".
         Ну и сколько бы не ругали Бондарчука за клиповый подход к видеоряду, надо отметить то, что максимум информации в минимуме кадров - это все-таки плюс для военной драмы. Ведь в противном случае динамика, пресловутый "экшн", уйдет в никуда, а современный зритель привык именно к напряженному действию.
         Именно действие - напряженное, яркое, быстрое - составляет основу фильма. Именно "экшн" и художественно обработанные факты цепляют за душу. А характеры, создаваемые актерами, остаются в стороне.
         "9-ю роту" сделали интересными не персонажи, а шок от развернутого на экране эпохального буйства войны. Да, семеро мальчишек в этой жестокой мешанине, где подвиг - это явление рядовое и даже банальное, вызывают искреннее сопереживание. И жаль их, признаюсь, порой до слез. Но если посмотреть внимательно, то видишь, что характеры их какие-то ущербные, однобокие. Лютый - классический повзрослевший "трудный" ребенок, и ничего нового в герое Артура Смольянинова не замечаешь, поскольку таким же он был и в фильме "Кто, если не мы" Приемыхова. Ряба - это просто деревенский хулиган. Джоконда - художник, и его характера мы просто не видим за феноменальным чувством прекрасного.
         А из остальной четверки - Воробей, Чугун, Стас и Пиночет - лишь двое оставляют след в памяти: Воробей, который все-таки не сломался от жестокой муштры "учебки", и горячий горец Пиночет, запомнить которого заставляет только один факт - он из Грозного.
         И с актерами на втором плане ситуация почти такая же: выделяются только двое - прапорщики Дыгало и Хохол. Про героя Михаила Пореченкова мы уже говорили, а вот Хохла, которого исполнил Федор Бондарчук, упомянуть стоит.
         Ситуация, когда режиссер становиться актером в своем фильме, не нова, но мало кто на такое решается. Бондарчук, видимо, и здесь решил отличиться, и надо признать: это ему удалось. Черный юмор и мрачная слава окутывают прапорщика Хохла. Видно, что актер влюблен в этот характер, и ему не терпится раскрыть все его стороны. Но все же режиссер берет в Бондарчуке верх и правильно, на мой взгляд, делает, поскольку выпячивание роли второго плана в кульминации - это не просто моветон, а, можно сказать, провал фильма.
         И все же, и все же. Нельзя не признать, что "9-я рота" - это новое и стильное кино. И пусть оно получилось в результате синтеза Голливуда и российской молодой режиссуры, и действие затмило собой актеров, но факт остается фактом - это Кино, и его смотрят с удовольствием.

         Приятного просмотра

         Ларик



         Тихий американец (США-Германия-Австралия, 2002) / The Quiet American


         Говоря об удачных военных фильмах последних лет, находящих для нас новые ракурсы того, под чем, вроде бы, давно подведена историческая черта, мы не можем не сказать об экранизации романа Грэма Грина "Тихий американец" (1955).
         Грин являлся весьма заметной фигурой той литературы, которая со временем неизбежно теряет первоначальный блеск из-за своей перегруженности публицистикой.
         Держась очень близко к тексту, режиссер Филипп Нойс сумел в буквальном смысле слова вдохнуть вторую жизнь в историю любовного треугольника на фоне Первой индокитайской войны (1945-54).
         "Тихий американец" - ретроспектива не с передовой, но в непосредственной близости от нее, и эпизод теракта в центре мирного города и обнаружение бочки с неизвестным химическим веществом приводят к перелому сознания, не пережитому под обстрелом.
         Резкими штрихами из повествования полностью иссекается героика и романтика, открывая рассказчику и зрителю злую и бессильную правду, а непарадная история внешней политики США 1950-х протягивается в безрадостно похожий день сегодняшний.
         Великолепный актерский состав: Майкл Кейн, Брендан Фрейзер и вьетнамская красавица Ду Ти Хай Йен, - воплотили героев Грина с пронизывающей достоверностью, временами пересиливающей их литературные образы.
         Мы вовсе не хотим недооценивать исходный роман, в мужских персонажах которого угадывается сам автор, совмещавший работу корреспондента "Таймс" в "горячих точках" с работой на английскую контрразведку. Остро отточенному перу Грэма Грина, умело использующему эффект отрицательного обаяния, мы обязаны захватывающей и бескомпромиссной интригой сюжета. Но не будет преувеличением сказать, что фильм многократно усилил достоинства книги эмоциональностью, "осязаемостью", живописностью, а также музыкой Крейга Армстронга ("Мулен Руж").
         Об этой картине, так и не получившей - очевидно, по политическим соображениям - ни одного "Оскара", можно говорить только в превосходной степени и всячески рекомендовать ее взыскательной аудитории.

         Приятного просмотра

         Дымсь



         38-я параллель (Южная Корея, 2004) / Brotherhood


         Вторым прорывом южнокорейского кинематографа на мировой экран после работ Ким Ки Дука стала "38-я параллель" Чже Гю Кана.
         Одну из двух главных ролей в фильме сыграл звезда восточного экрана Дон Кан Янг, знакомый нам по "Береговой охране" Ки Дука.
         Трагический и мелодраматичный эпос о Корейской войне 1950-53 гг. - действительно запоминающаяся картина, в которой судьба целого народа мастерски преломляется через историю одной семьи.
         Можно сказать больше: режиссеру удалось поднять войну над войной, показать жестокую действительность, но сосредоточиться на личностях, характерах, духе.
         Сила "человеческого накала" делает фильм о войне полувековой давности ультрасовременным. За вынесенные на первый план гуманистические ценности, за сложное столкновение проблем физического выживания и сохранения в себе Человека, за полемику и уход от однозначных оценок без оглядки прощаешь фильму сюжетную незамысловатость.
         В кампанию для просмотра этой картины я символично выбрала свою маму, которая отметила следующее: "Каждая деталь на своем месте, все продумано и скомпановано так, что не хочется выделять что-то отдельно. Нашему зрителю может где-то не хватать сложности конфликта, но главное, что в этом фильме минимум политики и максимум человечности".
         Могу добавить, что нельзя не впечатлиться яркостью, которую приобретает типовой сюжет, когда физически более слабый оказывается основным носителем любви, сострадания и мудрости, выходящей за рамки прямых логических решений. Противостояние и единение двух братьев заставляют нас перейти от поверхностных мнений к более глубоким, и режиссеру удается убедить нас в том, в чем должна разубедить панорама боевых действий: выживает более сильный внутренне, и ради его выживания погибают десятки более сильных физически.
         В "38-й параллели" мы видим серьезное раскрытие темы, обозначенной, но недотянутой в голливудском "Спасении рядового Райена". В то время, когда спасенного Райена похоронила примитивно поданная американская национальная идея, "38-я параллель" противостоит идеологическим паранойям, подпитывавшим кровавые конфликты XX века.
         В последний раз герой Дон Кан Янга стреляет уже не по врагам, а просто по убийцам, и на финальной черте биологический инстинкт переходит в область высшего смысла.

         Приятного просмотра

         Дымсь


         Личность: Ларик - с первой рецензией на Эквилибриуме, но не в жизни :)
         Родился: в поселке Лучегорск Приморского края, живет и работает во Владивостоке.
         Учился: Институт русского языка и литературы Дальневосточного государственного университета.
         Писал: в настоящее время является корреспондентом краевой газеты "Вестник", ранее писал для ряда дальневосточных СМИ.
         Увлечения: музыкант-любитель, иногда поэт, а еще танцы в стиле джаз-модерн.
         Oops (если кому-то еще не хватило))): принимал участие и информационно освещал добровольческую экологическую акцию Чистый Пидан
         Цитата:
         Кто-то высокий и мудрый однажды спросил меня:
         - Что же ты ищешь, затерявшийся в юности отрок?
         Я и ответил:
         - Ищу лишь рассвета, что был когда-то у взрослого отнят.
         Главное: "Жизнь прекрасна и удивительна, просто мы иногда этого не замечаем".

         Анонс: Для следующей встречи выбрана тема, близкая нам всем, вызывающая неоднозначные чувства и каждодневно требующая осмысления - советское прошлое, ментальность, мифы, действительность и человеческий подвиг в СССР. Нам помогут новые работы таких авторитетных отечественных режиссеров как Станислав Говорухин и Алексей Учитель.

        Ждем ваших отзывов и рецензий: June31@ekvilibrium.ru



         Вы можете рекомендовать свой любимый кинофильм или книгу остальным читателям Эквилибриума.

         Прислать рецензию >>> shrek@ekvilibrium.ru

         И помните, все сказаное вами может быть использовано против вас, если в письме не будет указано обратного:-)


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.oliolog.cinema
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное