Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru Выпуск 36 (6)


Информационный Канал Subscribe.Ru

31 Июня
Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru
  Выпуск 36 (6)
         Привет!

         Сегодняшний выпуск "31 июня" посвящен революции, революционерам и обществу, с которым они борются. Тема непростая, но хорошее кино поможет нам во всем разобраться.
         Васька Кроликов посмотрел английский фильм-провокацию "Если...", снятый в бунтарские шестидесятые. А Дымсь поделилась своими впечатлениями от "Дневников мотоциклиста", вышедших в прошлом году и рассказывающих о молодости легендарного Че Гевары.
         Две эти картины разделяют почти сорок лет, а так ли они непохожи?

         Образ Че Гевары стал эмблемой левого радикализма во всем мире. Обозреватели говорят о второй волне культа команданте, захлестнувшей мир в конце 1990-х, 30 лет спустя после гибели Че.
         Личность и реальная история Эрнесто Гевары де ла Серна теряется в огромном массиве арт-продукции. Знаменитая фотография Альберто Диаса Гутьереса, растираживанная на предметах одежды, различных плакатах и вэб-сайтах, стала расплывчатым манифестом нонконформизма, абстрактной идеей революции. Настолько абстрактной, что необходимы пространные разъяснения, против чего и кого, как зародилось движение левого радикализма в разных странах, какие идеи вознесли его на пик популярности в середине прошлого века.
         Оставаясь в стороне от политики, мы предлагаем вам сегодня некоторые художественные материалы, помогающие разобраться в этом масштабном социальном и культурном явлении.


         Тема:   Вечно молодой Че Гевара


         Дневники мотоциклиста / Diarios De Motocicleta / Motorcycle Diaries

         (2004, США / Германия / Великобритания / Аргентина)


         "Дневники мотоциклиста" можно с полным правом назвать картиной интригующей. Иначе и быть не могло, если центральным персонажем является Эрнесто Че Гевара, романтизированный образ которого имеет мало с кем сравнимую популярность как символ бескомпромиссной борьбы за социальную справедливость.

          В фильме Вальтера Саллеса по пьесе (и сценарию) Хосе Риверы, правда, нет того революционера, с которым мы ассоциируем имя Че Гевары. Есть 24-летний парнишка-астматик, предпринявший со своим другом Альберто Гранадо путешествие по континенту на разбитом мотоцикле, во время которого им пришлось изрядно насмотреться на бедственное положение простых жителей Латинской Америки начала 1950-х.

          Фильм в своей концепции - как завязь бутона, который в будущем раскроется чем-то гораздо большим. Если не знать, что симпатичный студент-медик, чутко сопереживающий чужой боли и не умеющий танцевать, - будущий команданте Че, история казалась бы почти заурядной.

          Критики определили ее как "road-movie" - дорожную историю. Двое молодых парней едут без определенной цели между двумя точками на карте, преодолевая бытовые лишения и радуясь новым впечатлениям.

          Харизма простого повествования, воссозданного по дневникам Гевары и воспоминаниям Гранадо, в том, что зритель знает: все, что Произошло потом, за временными рамками данного фильма, развилось из событий, которые мы видим на экране.

          В этом и интрига, и мистика, так как вывести четкую взаимосвязь между тем, что человеку довелось повидать, и тем, кем он после этого стал, возможно далеко не всегда. С негативными явлениями социума сталкивались так или иначе все, но мало кто воспринял их как вызов самому себе и сигнал к активным действиям по общественному переустройству.

          Загадка личности, выстраивающей свой собственный мир, - вот что привлекает нас в этом фильме. Особенно, когда речь идет о человеке, изменившем мир и для многих других.

         Приятного просмотра

         Дымсь



          Если... / If... (1968, Великобритания)


          Этот культовый английский фильм режиссер Линдсей Андерсон снял в 1968 году. Обратите внимание на дату. 68-й: "пражская весна", студенческая революция во Франции, отмененный Каннский кинофестиваль. В следующем году Золотую пальмовую ветвь Канн получит "Если...".

          Главную роль в фильме сыграл 25-летний дебютант Малькольм Макдауэлл. Позже он вспоминал: "В Лондоне были очереди в полмили длиной из людей, жаждущих посмотреть картину с моим участием. Люди, увидевшие меня на улице, приходили в возбуждение. Из совершенно неизвестного актера я превратился в символ чего-то очень важного для множества людей".

          Впрочем, мы отвлеклись, а в зале тем временем погасили свет, первые кадры мелькают на экране. Закрытая английская школа для мальчиков. Старые камни увитых плющом зданий, чудаки-учителя, латынь. Коллективные молитвы, казарменный быт, телесные наказания... Может показаться, что время здесь остановилось, что это баснословная "старая добрая Англия", которая не меняется никогда. Но за стенами школы шестидесятые, и уже висит в комнате для занятий портрет команданте Че.

          В этой школе, как в любом социуме, существует много правил. Как в любом социуме, одни усваивают и соблюдают их, не задумываясь о том, насколько они верны, другие же находят удовольствие в их нарушении. Другие - это Майк Тревис (Макдауэлл), Джонни Найти (Дэвид Вуд) и известный зрителю только по фамилии Уоллес (Ричард Уорвик).

          Трудно понять, чего в этих юношах больше: нерастраченной, бьющей через край энергии или врожденной неспособности подчиняться, идти на компромисс, вставать в ряд. "Когда мы начнем жить, хотел бы я знать", - озвучивает общие мысли Майк. Пока же приходится только мечтать о свободе, женщинах, "настоящей жизни". Параллельно развивается вялотекущий конфликт со старшими: "слишком длинные волосы", манера Тревиса дерзить, да мало ли может быть поводов. Не поводы важны, а та взаимная ненависть, которая то и дело прорывается наружу.

          Трудно уловить момент, когда конфликт становится коллизией, когда терпение юношей заканчивается. Сначала перед нами разговоры того известного рода, который с пушкинских времен зовется "между Лафитом и Клико". "Только насилие и революция - чистые действия. Война это последний возможный творческий акт", - и пока не понять, всерьез ли Майк говорит это. Потом реалистичное, практически документальное изображение школьной жизни сменяется жестким, условным, символистским кино. Юноши берут в руки оружие и начинают стрелять. Финальная сцена, в которой Тревис сотоварищи (с одной стороны) и учителя, остальные ученики, их родители (с другой) исступленно палят друг в друга, есть чистая аллегория вечной борьбы свободы и конформизма. Мы видим не месть конкретным людям за конкретные обиды, не бунт детей против отцов, но отрицание общества, то есть революцию.

           Титры застают врасплох. Велик соблазн объявить "Если..." исследованием возникновения в обществе революционеров. Или социальной драмой о том, как насилие порождает насилие, а унижение - жестокость. Но будь все так просто, не было бы так интересно.

           Во-первых, это очень хороший фильм с точки зрения чистого искусства. Игра Макдауэлла, равно как и всех британских актеров, поистине выдающаяся. Непривычное для глаза современного зрителя чередование черно-белых и снятых в цвете сцен оказывается действенным стилистическим инструментом.

           Наконец, верный признак незаурядного кино - кадры, запоминающиеся навсегда. Так, например, запоминается скромняга Джонни, трогательно накрывающий блюдцем, чтобы не остыло, кофе Майка, отвлекшегося на музыкальный автомат в придорожной забегаловке, посещение которой, видимо, обязательно для мятежных киногероев всех времен.

           Во-вторых, это кино действительно сложное и современное. Сложное, потому что скорее задает зрителю вопросы, нежели дает на них ответы. Современ/t#3AQDQ3!ЪЪЪQ1QQP#a@RC"PE`D1@Rd0TdЪ $R!0T@E1SP!PP24`40`1P0 P@QQ@SSAAЪP002QP0PRQ@ 323B0#!$@QP5020B5@QPQ SSP!PRЪЪЪЪ000000000dC0S@Ъ@U%Q 0E !0D34DRQ0ЪЪЪRPE0!AS@ QAD@QRQQAC@Q@QQQAD@QS!!U!Q"@ЪЪЪA1E#!ЪPC@BRU5%%0UTUR0%%P"%%% ЪЪЪЪЪЪЪЪЪЪ02TD!TBRRUQRRRTD"RUdSA@ @QЪ0dDP4P00%P@ 3@"T02QЪЪЪ1P0P0@E0QDP03PR"PA!`e" P3@0Q0A##P@A0!ЪRRURRRRQRRUQRяh_u ! "%&'($.)6%."+1B; %3%@H(FTNO"GPYX- EB>d3:F[9J4dG>0 >kx0Qs8 f>|FF:K#5X}^2XioFK[|I6Vn |Ўн\NнЄfTIп}кKaa8Іт4ЦOЎs5ОьхҐ$а4яGЄАиcgўфПD1Ях #"$''&(+ *,/е23456789:;<=>?@бC8CEy{ЫЎа:г9AGTkW8L4AЁZн9.9_\5HYжIXm2Х72xO7X_JsиTq6rtrtn|L;HNHe|}щ\а5ёW75дdwi8SцEМBИ;:kТfэ2Ю:ЮКэзjkVA2*ЛО3НПСФТВЬЫЗШЭО0Ъ!.0,(/Da'.9gжuЙЮtИgэ6yшЫzЩvЇ6\3*ЯLyj}XSpp9@ГOІgЎЎvЮkQБ Кrу;m[эPТ4Юiй!YjlЛ!lt}Yaa@LOX+фКrL5/Л0Н"HДЙиЮUG ґў|ЄЩщP@pЮ3sp;         На роль Че Гевары утвержден Бенисио дель Торо, в фильме также будут заняты Хавьер Бадем, Франка Потенте и Бенджамин Брэтт.

          Также собирались снимать фильмы о Че Геваре солист "роллингов" Мик Джаггер; режиссеры Бернардо Бертолуччи, Бретт Ратнер, Терренс Малик.


          Анонс:  После революции мы поговорим, как ни ожидаемо это звучит, о войне.
          О той мясорубке, которую порождают политические идеи и в которой обычные, случайно попавшие "под колесо истории", люди вынуждены смотреть в глаза смерти, заново оценивая все и вся.
          Мы встретимся с отечественной "Девятой ротой", а также вспомним мировой корейский бестселлер "38 параллель" и выдающийся фильм о войне во Вьетнаме по роману Грэма Грина "Тихий американец".



          Пишите нам: June31@ekvilibrium.ru


         Вы можете рекомендовать свой любимый кинофильм или книгу остальным читателям Эквилибриума.

         Прислать рецензию >>> shrek@ekvilibrium.ru

         И помните, все сказаное вами может быть использовано против вас, если в письме не будет указано обратного:-)


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.oliolog.cinema
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное