[Гласность] Кто работает вместо ВОС
Не общество для инвалидов, а инвалиды для общества!
СМИ. ИА ЯСИА. Пантелеймон Егоров: Я мечтаю о том, чтобы незрячий ребенок
мог ходить в любой детский сад
В 2017 году Якутская республиканская ассоциация инвалидов - студентов и
специалистов (ЯРАИСИС) выиграла грант президента России по инклюзивному
образованию. Председатель правления организации, директор
Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного
образования Пантелеймон Егоров рассказал ЯСИА о том, как помогают
обучающимся с проблемами зрения адаптивные компьютерные технологии,
какие мероприятия будут организованы на полученные средства.
Проект <<Инклюзивное образование - достижение цивилизованного
общества>>, представленный ассоциацией, направлен на создание специальных
условий для обучающихся с проблемами зрения и предусматривает
организацию дифференцированного образовательного процесса,
профориентационной работы среди обучающихся школы для слепых и
слабовидящих людей, социокультурной реабилитации студентов, а также
оказание бесплатных консультационных услуг школьникам с проблемами
зрения и их родителям по изучению системы Брайля и адаптивных
компьютерных технологий, разработку учебных программ по инклюзивному
образованию и подготовку педагогических кадров посредством проведения
курсов повышения квалификации.
Сумма гранта составила 4,7 миллиона рублей.
-- Каково самое распространенное заблуждение в отношении людей с особыми
образовательными потребностями?
-- Это тот факт, что они не могут учиться наравне со всеми - инклюзивно,
особенно это касается незрячих детей, которых ни детский сад, ни школа
сегодня не принимают.
-- В 2013 году в интервью одному из интернет-изданий вы отмечали, что
идеальная модель инклюзивного образования заключается в том, чтобы
родители здоровых детей ни разу не сказали, почему их ребенок должен
учиться с <<этим>> слепым или глухим. Спустя 6 лет вы уже реже слышите
такие реплики?
-- К сожалению, нет.
-- Насколько тяжело им дается обучение в нынешних условиях? Через какую
ситуацию можно представить то, насколько сложно человеку с проблемами
зрения получать образование?
-- Человек получает 90% информации через зрительные органы, это
подтверждает мировая практика. Труднее всех при получении образования и
профессиональной работы приходится людям с проблемами зрения. Поэтому мы
выбрали именно эту целевую группу.
-- Насколько полезны адаптивные компьютерные технологии, работе с
которыми вы обучаете в рамках деятельности ассоциации, и охотно ли их
осваивают?
-- Благодаря адаптивным компьютерным технологиям незрячие и слабовидящие
школьники, студенты сегодня могут наравне со здоровыми сверстниками
работать в интернете, получать письма по электронной почте, писать свои
статьи и доклады, получать качественное образование, и это также
подтверждает мировая практика. Мы разработали методику обучения
незрячего пользователя работе на персональном компьютере без посторонней
помощи - самостоятельно.
В рамках бесплатных консультаций по изучению системы Брайля, освоению
адаптивных компьютерных технологий и психолого-педагогического
сопровождения к нам каждый день обращаются по 2-3 человека. Консультации
проводят члены нашей ассоциации - это около 50 человек. Благодаря гранту
президента мы теперь бесплатно обучаем не только детей, но и их
родителей. Они вместе с ребятами осваивают методику работы с незрячими.
Отмечу, что в республиканской школе-интернате для слепых и слабовидящих
детей сегодня обучают только незрячих, но только в начальных классах, а
мы стараемся помочь и слабовидящим школьникам - даем им систему Брайля.
Иначе они последние проценты зрения могут потерять и ослепнуть.
Также мы должны обучить сто преподавателей СВФУ и сто воспитателей и
учителей из городов и улусов республики. На данный момент мы уже обучили
30 преподавателей СВФУ и 20 воспитателей и учителей.
3 из 4
-- С какими жалобами к вам обращаются в рамках оказания
психолого-педагогической поддержки?
-- Например, студент к нам подходит во время сессии и рассказывает про
свой дискомфорт, тревогу. Мы с ним беседуем, регулируем такие вопросы
через преподавателей, деканат и ректорат. Психолого-методическое
сопровождение идет в течение всего учебного года.
В этом зачастую помогает личный пример моих сотрудников - они незрячие
люди с высшим образованием.
Также мы объясняем, что бояться ничего не надо - если вы получите высшее
образование, то сможете найти высокооплачиваемую работу.
-- Как давно вы изучаете наработки в области инклюзивного образования?
-- В конце сентября 1991 года я впервые посетил Германию как страну, в
которой социальная политика находится на более высоком уровне по
отношению к другим странам, в том числе и России. Я приехал туда по
приглашению президента компании ``Баум электроник'' Вольфганга Баума. Эта
фирма в течение нескольких десятилетий лидировала в области разработок и
поставок технических средств обучения для людей с проблемами зрения.
В начале октября Баум мне сообщил, что в России танки стреляют по зданию
парламента. Он предложил политическое убежище и остаться на время в
Германии за счёт фирмы, пока всё не успокоится, чему мой сын очень
обрадовался. С тех пор в Германии я бываю часто. Благодаря главе
республики Егору Борисову в 2008 году, будучи председателем правления
ЯРАИСИС, посетил учебный центр для студентов с проблемами зрения
университета Карлс-Руе. Эта поездка позволила завершить кандидатскую
диссертацию.
-- Когда был сделан наиболее значительный шаг в сторону развития
инклюзивного образования в Якутии?
-- В 2010 году ректором СВФУ стала Евгения Михайлова, она меня пригласила
и сказала: ``У вас была мечта создать в университете центр для
методического сопровождения учебного процесса студентов с особыми
образовательными потребностями. Остались ли ещё силы для воплощения
вашей мечты?''
Я ответил утвердительно, и она <<дала нам зелёный свет>> (полную моральную
и материальную поддержку) по внедрению непрерывной системы инклюзивного
образования в республике.
29 октября 2010 года в СВФУ создана лучшая не только в России, но и в
Европе, уникальнейшая по своему статусу и оснащению современным
оборудованием учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных
технологий (УНЛАКТ).
По программе развития было приобретено оборудование на 14 миллионов
рублей: 40 брайлевских строк, включая органайзеры Pronto; десятки
всевозможных цифровых видеоувеличителей, начиная с портативного Ruby,
заканчивая стационарными Топазами; видеокамеры Perl для мгновенного
озвучивания плоскопечатных текстов и сохранения информации на винчестере
компьютера; 4 брайлевских принтера фирмы Everest для распечатки
методических материалов и издания учебников по системе Брайля.
1 из 5
31 мая 2013 года в СВФУ на базе УНЛАКТ создан Северо-Восточный
научно-инновационный центр развития инклюзивного образования (СВ НИЦ РИО).
-- Какие мероприятия вы планируете провести в рамках реализации гранта?
-- Очень важный аспект - это социокультурная реабилитация. 7 апреля мы
организуем благотворительную акцию республиканского уровня <<Доступный
участие порядка 50-60 добровольцев.
Акция подразумевает, что вы должны погрузиться в состояние людей с
проблемами здоровья. Например, мир без звуков - это глухой человек, мир
на ощупь - это незрячий человек, мир без барьеров - это колясочник.
Петров завязывает свои глаза на полдня, Иванов затыкает уши, а Сидоров
садится на коляску и проезжает от дома до работы.
Суть заключается в том, что каждый человек должен ценить свое здоровье с
детства. Например, Григорий Фоменко должен задуматься об этом. Если он
молодой, красивый и умный сейчас, то считает, что так будет вечно. Но
это не так. Молодость быстротечна, красота пропадает... Когда человек
попадает в больницу, лишь тогда начинает задумываться о своём здоровье.
Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
19 марта пройдет встреча выпускников в Республиканской школе для слепых
и слабовидящих детей. Ребята увидят своих старших товарищей, которые
учатся в университете, узнают, какие возможности и услуги здесь
предоставляются. 19 мая будет организован конкурс <<Студент года>> среди
ребят с особыми образовательными потребностями с целью создания условий
для раскрытия их интеллектуальных и творческих способностей, а также
оказания содействия их социализации в студенческое сообщество. В рамках
месячника <<Белая трость>> среди школьников и студентов будут проведены
конкурсы на скорость чтения и письма по системе Брайля. За счет гранта
планируем наградить 12 победителей (трёх призёров из четырёх групп)
сертификатами на 3500 рублей.
-- Есть ли у вас мечта?
-- Человек никогда не останавливается на достигнутом, наверное, такова
его земная сущность. Я мечтаю, чтобы не только в моей республике, но и
во всей России незрячий ребёнок мог воспитываться в любом детском саду,
в котором он хочет, а не в том, куда укажет чиновник от образования, и
чтобы каждый незрячий школьник мог учиться также в любой школе по месту
жительства, что декларируется федеральным законом об образовании России.
http://ysia.ru/glavnoe/pantelejmon-egorov-ya-mechtayu-o-tom-chtoby-nezryachij-rebenok-mog-hodit-v-lyuboj-detskij-sad/
*
Поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
*
Это сообщение доставлено 305 подписчикам.
Наши интернет-ресурсы:
https://groups.google.com/forum/#!forum/mkvrvos
*
www.vosoborec.livejournal.com/
*
www.invvos.blogspot.com/
*
http://sinoptik50.livejournal.com/1015.html
*
http://subscribe.ru/catalog/culture.news.drugvos
*
http://agentkomar007.blogspot.ru/
*
http://vk.com/sozfront