Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Общение

  Все выпуски  

Почему при почти одинаковых уровнях подготовки и способностей одни люди сразу взлетают на вершину, а остальные, похоже, обречены до конца своих дней барахтаться в болоте среднего звена менеджмента?


IX часть рассылки

ОБЩЕНИЕ: ИСКУССТВО
ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Почему при почти одинаковых уровнях подготовки и способностей одни люди сразу взлетают на вершину, а остальные, похоже, обречены до конца своих дней барахтаться в болоте среднего звена менеджмента?

СТРЕМИТЕСЬ К ВЕРШИНЕ

Мне кажется, что ответ кроется в понимании принципиальной разницы между способностями и эффективностью, заключающейся в использовании имеющихся способностей для достижения определенных целей и результатов.

Люди, которые просто работают в меру своих
способностей, никогда не становятся звездами.

Звездная карьера — это удел тех, кто сочетает свои способности с другими качествами:

  • сообразительностью (а также хваткостью и цепкостью),
  • знанием людей,
  • пониманием правил игры.

Эти люди умеют доводить начатое дело до конца и показывать выдающиеся результаты. Но это им удается только потому, что они эффективно продают свои идеи и самих себя как внутри своей организации, так и за ее пределами.

Изучите правила

Можно ли считать подъем по корпоративной лестнице игрой? Без сомнения, да. Более того, - это несколько игр, проходящих одновременно. Если вас заботит ваша карьера, то вы должны относится к этим играм серьезно и стараться играть в каждую из них как можно лучше.

Если вы наниматель, то вам следует постоянно искать настоящие таланты и не позволять, чтобы внешность вводила вас в заблуждение. Если же вы наемный работник, то ваша задача закючается в том, чтобы показать людям (принимающим решение), насколько вы хороши на самом деле. И заметьте: при этом важно не нажить врагов среди тех, кто располагается между вами.

Это может оказаться трудным делом. Вам нужно будет набрать как можно больше очков, чтобы привлечь к своим талантам внимание людей, располагающихся на несколько ступенек выше вас. В то же время вы должны заставить сотрудников из среднего звена думать, что поддерживая вас и прокладывая вам дорожку к тем, кто наверху, они сами будут выглядеть лучше. Кроме того, вам придется позаботиться о том, чтобы эти менеджеры среднего звена (которых в первую очередь волнуют собственные интересы) не задушили ваш порыв или не выдали ваш вклад в общее дело за свой собственный.

Между тем, следует помнить и о том, что необходимо поддерживать дружеские отношения с людьми, равными вам по положению, и заручиться поддержкой ваших подчиненных… Следует подчеркнуть, что все это не только сложно, но порой — откровенно говоря — и чрезвычайно неприятно. К сожалению, нет места останавливаться на подхалимаже, подсиживании, лизоблюдстве, теории Фридриха Ницше («Слабого — толкни») и теории Николо Макиавелли из его произведения «Государь» и на своем отношении… Короче говоря, во всем этом и заключается одна из главных причин, по которым многим людям не нравится работать на компанию.

Продвижение вверх — это одна из тех реалий повседнейной жизни в бизнесе. К встрече с ней нельзя подготовиться по учебнику. Диплом «Master of Business Administration» (а также диплом юриста или любой другой) может открыть перед вами дверь в мир бизнеса. Но когда вы окажетесь внутри, то вам придется найти способ показать людям, чего вы действительно стоите. Можете ли вы выглядеть хорошо без того, чтобы кто-то выглядел плохо? Можете ли вы играть в игру, не занимаясь интригами? (См. мои книги «Самоменеджмент» и «Школа совершенствования»).

Надеюсь, что ответом будет ваше «да». Но первый шаг — это всегда изучение правил игры, признание сложившихся реалий, определяющих отношения внутри корпоративной структуры. Эти реалии в разных компаниях могут сильно отличаться, но на ум мне сейчас приходит три общих правила.

Правило 1. Выживают самые приспособленные

Этот тезис теории Чарлза Дарвина в равной степени можно отнести почти ко всем пирамидальным структурам. И коммерческая фирма не является исключением, а даже, наоборот, — может послужить самым лучшим тому примером. Просто на этой земле президентов намного меньше, чем вице-президентов. Вице-президентов намного меньше, чем руководителей департаментов. Руководителей департаментов намного меньше, чем начальников отделов…

Такая схема порождает естественный антагонизм, который пусть даже в приглушенной форме, обязательно существует между разными уровнями менеджмента, между разными слоями пирамиды. Один из моих друзей, работающий в крайне агрессивной известной московской компании, назвал это явление «пищевой цепочкой» (как в школьном учебнике биологии).

Правило 2. Ваши коллеги — это ваши естественные союзники

Меня частенько поражает, как часто у людей вроде бы с высоким уровнем интеллекта не хватает ума признать явную справедливость этого утверждения. Или у вас другое мнение?

Ведь если вы восстановите против себя своих коллег по работе, то другие враги из вашей фирмы вам просто не понадобятся.

Правило 3. Всегда и везде есть система

В самом деле, всегда и везде есть своя ситема. «Система» может быть не слишком привлекательной и может даже и не работать, но она есть в каждой компании.

Чтобы выдвинуться наверх, вам нужно детально знать систему вашей фирмы и понимать, как ее можно использовать в ваших интересах. Это единственный способ, который поможет вам работать внутри нее, победить ее или обойти ее. Другого способа нет.



Искренне ваш,
Игорь Добротворский,
Институт коучинга и тренинга.


В избранное