Московский Институт Интегративной Семейной Терапии приглашает педагогов-психологов, практических и медицинских психологов пройти обучение по программе повышения квалификации: «Детско-родительское системное консультирование и консультирование детей с основами детской психиатрии».
Программа реализуется в форме 5 отдельных семинаров по 3 дня (пятница, суббота, воскресенье). Общая продолжительность - 288 часов.
Первый семинар состоится: 26 – 28 марта 2015 г., 2 семинар в мае, 3 семинар в октябре, 4 семинар в декабре, 5 семинар в феврале 2016 года.
Программа предполагает активное участие слушателей, демонстрационные сессии, разбор трудных случаев консультирования, расширение технического инструментария консультанта.
Основные блоки программы:
Теоретические основы детской психологии и психиатрии:
Особенности, факторы и закономерности детского развития.
Развитие эмоционально-личностной и когнитивной сфер ребенка. Общее понятие о дизонтогенезе, сензитивных периодах развития, зонах ближайшего и актуального развития, возрастных кризисах и нормативах развития.
Патологическое (отклоняющееся) развитие и состояние детей (задержка психического развития, умственная отсталость, ранний детский аутизм, шизофрения, СДВГ, эпилепсия).
Особенности течения психических заболеваний в детском возрасте.
Методы
и методики психологической диагностики в детском возрасте.
Сотрудничество команды специалистов: психолог, психиатр, дефектолог, нейропсихолог, системный терапевт.
Теоретические основы системного
подхода:
Ребенок, как часть семейной системы. Триангуляция, симбиотическая связь, эмоциональное отвержение ребенка.
Формирование первичной и вторичной симптоматики в
семейной системе.
Структурные и коммуникативные особенности семей, воспитывающих детей с различными вариантами соматической и психической патологии.
Восприятие семьей и специалистом болезни (симптомов) ребенка. Внутренняя картина болезни. Влияние внутренней картины болезни на
эффективность психотерапии. Влияние внутренней картины болезни на формирование вторичной симптоматики в семейной системе. Социальные мифы о болезнях, психофобия.
Цели и задачи консультирования семей с детьми.
Различные техники и приемы работы психолога с детьми:
Первая встреча с ребенком и первичный осмотр.
Основные приемы и формы работы с детьми разного
возраста.
Упражнения и техники в работе с детьми: арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия, песочная терапия.
Особенности индивидуальной, семейной и групповой работы с детьми.
Проведение детских и детско-родительских групповых занятий – тактика и стратегия.
Психологическая диагностика и коррекция детско-родительских отношений:
Основные принципы диагностики и коррекции детско-родительских отношений.
Индивидуальное консультирование родителей по
проблемам детей. Наиболее частые причины обращения за консультацией по поводу ребенка.
Консультирование семей с детьми: возрастные особенности коммуникаций.
Особенности консультирования и психотерапии семей, воспитывающих детей с особыми потребностями. Усиление родительской позиции.
Ресурсы в семейной системе. Социализация и адаптация ребенка с особыми потребностями. Сквозные темы в работе с семьями «особых» детей – роли, границы, иерархия, правила, коммуникация со здоровыми сиблингами.
Установление контакта с детьми. Стратегии эффективного взаимодействия на вербальном и невербальном уровне. Знание детской субкультуры как ресурс терапевта.
Использование игр, упражнений, проективных методик в консультировании: назначение, процедурные аспекты. Классификация техник, используемых специалистом на сессии и для домашних заданий.
Игры и техники для диагностики, коррекции и развития. Психотерапевтические возможности игры.
Варианты домашних заданий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений.
Сопротивление в семейной системе. Сложные ситуации во время сессии. Стратегии преодоления. Разбор случаев из практики.
Нейтральная позиция специалиста и темы для конфронтации с родителями.
Интервенции. Многообразие вариантов обратной связи.
Организационные вопросы детско-родительского консультирования:
Кабинет для психотерапии: организация пространства. Материалы. Инвентарь.
Организация и условия проведения детско-родительского консультирования. Особенности и методы
фиксации результатов терапевтической работы. Роль терапевта в процессе психотерапии.
Мотивация членов семьи. Расширение области применения нового опыта.