Итак, раппорт начинается с совпадения. С подстройки,
присоединения, отражения. С того момента, когда вы настроили себя на собеседника,
подстроили свои действия под его. С чего же обычно начинают изучать подстройку?
Как и мы – с позы.
Подстройка по позе – это один из самых простых и верных
способов. Здесь даже не требуется особо изощренной внимательности и наблюдательности.
Свою позу в карман не спрячешь – она всегда на виду. Это даже близоруким
под силу. Причем возможности для творчества здесь определяются только вашей
собственной фантазией.
Можно подстраиваться "как в зеркале": ваша правая рука
зеркалит его левую, левая – правую и т.п. Можно подстраиваться буквально:
правое правому, левое – левому. Если угодно – ноги отражают зеркально,
руки – буквально. При желании, степень подстройки легко регулируется. Присоединитесь,
например, только к наклону туловища и к положению ног – это тоже вариант
построения раппорта.
Не забудьте про возможность подстраиваться по жестам. Вряд
ли ваш визави в течение всего разговора будет неподвижен, словно истукан. Он
же не собирается сидеть, сложа руки на коленях. Напротив – он будет двигаться,
жестикулировать, выделять жестами свои главные мысли, ставить акценты. Ну, чем
не повод для присоединения? Вы будете гораздо гармоничнее смотреться, если будете
жестикулировать в одинаковой степени.
Подстройка по жестам еще более эффективна, но она уже требует
определенного искусства: движения куда больше подвержены сознательному вниманию.
Если на обнаруженное совпадение поз можно сослаться, как на удивительное совпадение,
то неуклюжее повторение жестов сильно смахивает на передразнивание.
- Скажите своему сыну, чтобы он не передразнивал меня!
- Вовочка, не корчи из себя идиота!
Дабы не получить столь нежелательных эффектов и соблюсти приличия,
придется искать более изощренные способы "отзеркаливания". Здесь уже
нам нужно будет проявить всю свою фантазию.
К общим приемам можно отнести уменьшение амплитуды движения.
Он сделал широкий жест рукой, подстройтесь к нему движением по более узкой траектории.
Чуть покороче. И обоим хорошо – вы подстроились, а он – сохранил уникальность
собственного жеста. Не сомневаюсь, что вы и сами понимаете, что недостатки отражать –
себе дороже будет.
Заика подходит к ларьку:
– Да-да-дайте м-м-мне б-бутылку п-пива!
– П-пожалуйста!
Отходит за ларек, пьет пивко. Идет еще один мужик:
– Скажите, сигареты еще не завезли?
– Пожалуйста, – продавец быстро обслуживает клиента. –
Приходите еще.
Заика в гневе подлетает к окошку:
– Ты ч-что, г-г-гад, изде-де-деваешься?!?
– Н-нет. Это я н-над н-ним из-здевался!
Еще можно подстраиваться с запаздыванием. Немного погодя.
Желательно, в сходной ситуации. Он расставляет акценты, делая характерный жест
указательным пальцем, поступайте и вы так же. Это особенно характерно для статичных
положений. Скрещенные руки, например, можно отразить с запаздыванием секунд
в двадцать.
А пока – просто положите одну руку себе на грудь. Так вы
реализуете следующий способ неявной подстройки: повторение обобщенного движения,
а не конкретного. Он потер затылок – поправьте свою прическу. Понятно,
что вряд ли имеет смысл ковырять в носу или грызть ногти, даже если вам достался
такой собеседник. Жест "рука на бедре" отлично заменяется на "рука
в кармане". Да мало ли чего еще!
Весьма работоспособен и практически незаметен способ подстройки
по миганиям. Проще даже придумать сложно! Собеседник моргнул, и вы моргните.
Как способ построения раппорта, весьма приятно. К тому же, когда вы начинаете
замечать движения ресниц, часто можно увидеть дыхание партнера. А уж сильнее
подстройки по дыханию практически ничего нет. Ведь дыхание – это
чуть ли не самая важная функция жизнеобеспечения. Или самая важная. И ему мы
еще уделим достаточно времени.
А пока – практикуйтесь во всех приведенных способах подстройки:
по позе, по жестам, по дыханию и по миганию. Они уже создают достаточно прочный
фундамент для построения эффективной коммуникации, особенно если научиться их
изящно сочетать.