Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

НЛП для применения в жизни

  Все выпуски  

НЛП – для применения в жизни. Изучаем НЛП.


Информационный Канал Subscribe.Ru

НЛП - для применения в жизни. Изучаем НЛП.
Выпуск 4 Делайте то, что вам нравится. 6 сентября 2004 года


Здравствуйте Друзья!

Сегодня в рассылке статья ?Вестибулярная система и НЛП? автор Михаил ПЕЛЕХАТЫЙ (ректор Института НЛП).

Перед началом чтения предлагаю маленькое объявление.
Итак, 8 сентября в 19:00 в Институте НЛП традиционное NLP - DHE Кафе - новая форма, новые программы, новые люди. Будут все ведущие тренеры и ректор Института. Вы сможете задать любые вопросы и решить на какой тренинг Вам интереснее всего пойти.
Участие: бесплатно.
Подробности http://nlp-dhe.ru/

Вестибулярная система и НЛП.

Вестибулярная система ? один из органов чувств нервной системы. В Нейро-лингвистическом программировании (НЛП) никто еще не описывал ее как систему представления. Вестибулярная система позволяет живым существам перемещаться в пространстве, не теряя равновесия или связи с предшествующим положением тела, следовательно, ее назначение ? сохранять равновесие, то есть положение всего тела в пространстве.

Другие органы чувств: органы вкуса, обоняния, зрения, слуха и осязания ? довольно полно освещены в НЛП. Осязание (через чувствительные нервные окончания во внутренних органах) в НЛП в настоящее время принято относить к кинестетическим системам восприятия. Хотя с неврологической точки зрения такая категоризация неверна, она немало помогла упорядочить исследования и наблюдения, проходившие в рамках НЛП. Кинестезия (ее также называют проприоцепцией) состоит из нервных окончаний, которые не напрямую получают внешние физические стимулы, а скорее преобразуют то, как мы воспринимаем изменения положения частей тела, раздражая нервные окончания в мышцах, сухожилиях и суставах. Таким образом, ?кинестетический? ? значит связанный с положением частей тела в пространстве.

Кинестетическая и вестибулярная системы дополняют друг друга: кинестетическая согласовывает положение мышц (телесную голограмму) с вертикально-горизонтальным положением в пространстве и движением в любой из пространственных плоскостей (вестибулярной голограммой). Вестибулярная система отличается от кинестетической с точки зрения филогении и имеет иное строение, назначение и набор предикатов, поэтому она вовсю используется в общении и работе над изменениями.

Филогения
?Все живые существа связаны с Землей силами тяжести и инерции. Тяготение (гравитация) и сопротивление (инерция) непреходящи и непреклонны, и все же нам как-то удается вставать на ноги и передвигаться. Главным событием в эволюции от рыбы к человеку было то, что гравитация получила безраздельную власть?.

Вестибулярная система устроена проще, чем органы обоняния, вкуса, слуха и зрения и имеет более бессознательную природу. Ее ?родоначальником? был орган равновесия под названием статоцист у простейших медуз, которые жили в докембрии более 600 миллионов лет назад. Строение статоциста постепенно усложнялось, и со временем этот примитивный орган преобразовался в вестибулярную систему человека.

С точки зрения эмбриологии вестибулярная система человека развивается из наших зародышевых эктодерм, а проприоцептивная система ? из зародышевых мезодерм. Иными словами, они имеют совершенно разное происхождение и поэтому выполняют взаимодополняющие функции.

Вестибулярная система состоит из вестибулярного аппарата, который расположен глубоко во внутреннем ухе и окружен черепными костями. Вестибулярный аппарат имеет правую и левую части. Вестибулярный аппарат, вместе с глазами и проприоцептивными нервными окончаниями, пронизывающими все тело, поставляет чувственную информацию, которую нервная система использует для того, чтобы поддерживать равновесие. Кроме того, слух помогает ориентироваться в пространстве и определять местонахождение, но он не так важен, как зрение и проприоцепция.

Вестибулярный аппарат состоит из двух главных частей:
а) статического лабиринта, который образуют две большие полости: эллиптический мешочек и сферический мешочек, улавливающие положение головы по отношению к тяготению, а также отвечающие на линейные ускорения;
б) кинетического лабиринта, который образуют три полукружных канала (все они расположены под прямым углом друг другу), чувствительные к угловым ускорениям и угловой скорости (например, вращение). Кроме того, кинетический лабиринт согласовывает движения глаз с движениями головы.

Каждая структура статического и кинетического лабиринта содержит высокочувствительные волосковые клетки, соединенные с вестибулярным нервом. Раздражителем этих клеток является студенистое вещество, вливающееся в полукружные каналы или в мешочки преддверия. Это студенистое вещество попадает в вестибулярный аппарат, когда меняется положение головы по отношению к тяготению или к переменам в ускорении. Когда та или иная группа волосковых клеток получает раздражение, вестибулярный нерв передает эту информацию другим частям ствола мозга и мозжечка, чтобы согласовать рефлекторные исправительные движения глаз, головы, туловища и конечностей и тем самым сохранить равновесие.

Таким образом, можно сказать, что в числе прочих всевозможных чувственных функций, в первую очередь зрительной и проприоцептивной, вестибулярная система выполняет еще и объединяющую функцию. ?В отличие от тех органов чувств, которые реагируют на внешние для тела источники энергии, лабиринты откликаются на самопорождаемые силы, которые возникают в голове. Когда мы делаем естественные движения головой, эти силы неподвластны произвольному контролю, поэтому вестибулярные реакции более машинальны, чем реакции других органов чувств. Так, чтобы не видеть, достаточно просто закрыть глаза, но нельзя отгородиться от вестибулярных раздражителей во время движения головой?. Чрезмерное воздействие на вестибулярную систему может вызвать такой синдром, как укачивание в транспорте: человек начинает сильно потеть, его тошнит, рвет, у него начинается обильное слюноотделение, зевота и общее недомогание. Настойчивое зрительное раздражение также может породить синдром.

Приведем примеры, подтверждающие эту взаимосвязь:
а) Вам не доводилось испытывать головокружение или тошноту, когда вы смотрели фильм или сцену погони, снятую на камеру, установленную на бампере машины-преследователя, которая несется на бешеной скорости и кренится то на один бок, то на другой? При этом вы удобно устроились в кресле и ваша голова и тело полностью неподвижны. Быть может, вы даже вытягиваете руку, чтобы не упасть ? настолько непреодолима сила зрительного воздействия.
б) И наоборот: когда вы попадаете в ?Сумасшедший дом? на аттракционах, проприоцептивное воздействие в виде давления на мышцы и суставы ног говорит вам, что вы наклонились вперед, но комната выкрашена таким образом, чтобы обмануть ваши глаза и убедить вас в том, что вы находитесь в горизонтальном положении в самой ?обычной? комнате.
Главное слово в описании вестибулярной системы ? ?равновесие?. Любое движение всего тела порождает мгновенные и мощные компенсаторно-рефлекторные действия, которые позволяют сохранить равновесие и тем самым защитить организм и не дать ему умереть. Поскольку эти рефлексы жизненно важны для нашего благополучия, они происходят молниеносно и обычно непроизвольно.
Эти интерактивные процессы наглядно показывает следующая схема:
V - В: визуальный
A ? А: аудиальный
K - К: кинестетический
VS ?ВС: вестибулярный

Стрелки, нарисованные в схеме, двунаправленные, так как первичное раздражение вестибулярного аппарата может вызвать исправительные действия глаз, мышц и суставов, а раздражение мышц, суставов или глаз (как в предыдущих примерах) может привести к тому, что вестибулярный аппарат уловит неустойчивое положение и ?запустит? исправительные рефлексы.

Ключи доступа
Нет какого-то одного движения взгляда или всего тела, которое говорило бы о том, что человек в данный момент пользуется вестибулярной системой представления, и в этом нет ничего удивительного. Направление взгляда и направление тела зависят от: а) направления вращения (по часовой стрелке, против часовой стрелки); б) направления падения (по вертикальной оси) и
в) уменьшения скорости. Как правило, взгляд движется в сторону, противоположную направлению вращения и падения, а тело целиком ? в одну с ним сторону, как, например, на следующих схемах:

а) вращение по часовой стрелке:
взгляд движется против часовой стрелки
тело движется по часовой стрелке

вращение против часовой стрелки
взгляд движется по часовой стрелке
тело движется против часовой стрелки

б) падение вперед
сначала взгляд направлен вверх
падение назад:
сначала взгляд направлен вниз

Перейдем к пункту в) ? изменениям в ускорении: если при ускорении голова остается неподвижной, то взгляд идет вверх.

Когда мы вращаем головой в горизонтальной (?кружение?) или вертикальной (?кувырканье?) плоскости, наблюдается физиологическая реакция под названием нистагм. Она выражается в том, что если человека остановить после того, как он несколько раз повращает головой из стороны в сторону или вперед-назад, он будет смотреть прямо перед собой, и при этом у него будут непроизвольно подергиваться глаза. Когда человек остановится, ему будет казаться, что у него кружится голова или что комната вращается вокруг него. Это происходит потому, что студенистое вещество в вестибулярном аппарате двигается с запозданием с момента начала движения и до наступления полного покоя.
Интересно также отметить, что движения взгляда и тела, описанные в данной главе, происходят и тогда, когда человек представляет или вспоминает, как он перемещает свое тело в пространстве перечисленными выше способами.

Субмодальности
Вестибулярная система представления (ВС) имеет следующие свойства: а) направленность ? положение по отношению к силе тяжести или оси отсчета; б) ускорение ? (уменьшение скорости или отсутствие ускорения) изменение скорости во времени (скорость увеличивается в одном направлении); в) вращающий момент ? угловая (вращающая) сила, г) инерция ? сопротивление изменениям в движении (или неподвижности) тела.

Предикаты
Вестибулярная система представления (ВС) имеет довольно четкий набор предикатов, хотя некоторые из них в свое время были отнесены к кинестетическим предикатам. Предикаты, которые перечислены ниже, относятся к движениям всего тела в пространстве, а также к пространственным отношениям. Так, предлоги передают пространственные отношения, так как они образуют языковую пространственно-временную канву. По сути, пространственные предикаты говорят нам о том, что, значит, быть сущностью, отличной от других сущностей и в то же время связанной с ними. ?Наши восприятия местоположения, расстояния, связи, сущностей и др. обретают смысл и связность благодаря своей пространственной представленности?.

ГЛАГОЛЫ

ПРЕДЛОГИ

ВЫРАЖЕНИЯ

балансировать подвешивать ориентировать(-ся))
вращать(-ся)) перемещать
крутиться
вертеться
перекручиваться
ускоряться
крениться
наклониться
колыхаться
кувыркаться
окунаться
раскручивать, разматывать
спотыкаться
качаться,
колебаться
трястись
над
под
вокруг
наверх(у)
вниз(у))
(от,с)
через
вне
за пределами

в подвешенном состоянии
в неустойчивом положении
на грани, на краю
измените свое положение
плывущий по течению
допустить промах
внесение разлада
тяготение положения
вверх дном
отклонение от нормы
вверх тормашками
голова кругом
как на качелях
как флюгер на ветру
земля из под ног
валит с ног

Изучаем вестибулярную систему
Чтобы посмотреть на вестибулярную систему другими глазами и открыть для себя ее прямое назначение, нужно понаблюдать за детьми, этими чудесными созданиями. Но, к сожалению, дети вырастают и чем дальше, тем проще распоряжаются своим телом в пространстве. Взрослея, мы нередко все более однообразно стоим (ходим) и сидим (за рулем), то есть пребываем в вертикальной плоскости, или лежим (спим), то есть находимся в горизонтальной плоскости. Отсюда и страх выбрать новые пути, замедлить стремительный бег нашей жизни или окунуться в неизведанное, чтобы найти то, что ищем.

Мы придумали несколько простых упражнений, чтобы помочь вам приступить к исследованию вестибулярной системы, которая с годами становилась все менее и менее подвластной вашему сознанию, в игровой манере и использовать ее творчески и по-новому в свое удовольствие и в терапевтической работе.

Кратко повторяем филогению
1. Медуза похожа на плавающий зонтик, так что она ?орудует? только в вертикальной плоскости ? остальное ее не касается. Итак, для начала выпрямитесь, закройте глаза и походите по ровной и открытой местности. Теперь усложним задачу: выберите уже не такое ровное место и попытайтесь сохранять равновесие (по-прежнему не открывая глаз), задействуя лишь вертикальные аспекты статической доли своей вестибулярной системы. Обратите внимание, как тянутся и становятся упругими мышцы задней поверхности ваших конечностей: чтобы не потерять равновесие, вы используете более простые разгибающие мышцы.
2. Продолжаем работать в вертикальной плоскости: заткните чем-нибудь уши, наденьте на каждую ногу нечетное количество сандалий и туфель (ботинок) и понаблюдайте за тем, как вы будете удерживать равновесие.
3. Чтобы прочувствовать вестибулярную ориентацию в пространстве как можно более отдельно от проприоцептивной, погрузитесь под воду, слегка задерживая дыхание. Закройте глаза, подвигайте телом то туда, то сюда и узнайте, можете ли вы определить, в какой плоскости находится ваше тело.
4. Когда будете ехать в машине, повертите головой в разные стороны, чтобы, воздействуя на полукруглый канал, по-новому ощутить скорость (сидя, как обычно, прямо, вертикально, вы этого не почувствуете).
5. Напомнить вашему телу те движения, которые оно любило в детстве, помогут еще кое-какие упражнения. Например, вы можете скатиться с горы (с открытыми и с закрытыми глазами), постоять на голове, сделать ?колесо?, покататься на роликах, покачаться на качелях и доске. Самые отчаянные, быть может, захотят попрыгать на батуте или станцевать брейк!
6. Глубже изучить вестибулярную систему позволят восточные единоборства и упражнения на телодвижения вроде Feldenkrais.
7.Если вы будете делать их регулярно, у вас улучшится осанка, вы научитесь лучше держать свое тело, а это в прямом смысле слова изменит вашу перспективу на жизненном пути.
8. Чтобы ощутить, как влияют зрительные раздражители на вестибулярную систему, можно использовать книги, написанные художниками, например М.К. Эшером. В своих работах, к примеру, в той, что приводится ниже, он отказывается от успокаивающей неподвижной точки, поэтому, когда смотришь на его рисунки, начинает кружиться голова, потому что перспектива все время меняется.

Практическое применение
Вестибулярная система имеет свои ключи доступа и собственный набор предикатов, поэтому ее можно использовать почти так же, как стандартные системы представления, уже описанные в НЛП (В ? визуальную, А ? аудиальную, К ? кинестетическую). Она имеет несколько назначений, в том числе выполняет важную объединяющую функцию, устроена проще, чем другие органы чувств, и менее подвластна сознанию и потому в состоянии помочь людям измениться быстро и до неузнаваемости, обращаясь к их глубинной потребности уравновесить свою жизнь. (Некоторые стратегии можно использовать и с обратной установкой ? чтобы вывести человека из равновесия, если те или иные поведенческие шаблоны начали слишком сильно его сковывать или стали ?чересчур? защитными и, чтобы измениться, нужно пойти по новому пути, в другом направлении.)

1. взаимопонимание (согласие) ? раскачивание телом: если вас одолевают мысли, это почти беспроигрышный ход (вспомните змею в корзине на Ближнем Востоке). Раскачивание или покачивание всем телом или верхней частью туловища воскрешает в памяти, как в детстве баюкала вас мама, и вас окутывает чувство защищенности и покоя. Раскачивание на перилах или скольжение вниз по перилам также устанавливает между ?катающимися? действенное взаимопонимание. Двигаться плавно и равномерно можно и в танце, слившись с музыкой/ритмом/другими и постепенно начиная меняться.

2. пространственное отстранение (пространственная диссоциация) ? разновидность зрительной диссоциации. Этот прием физически помещает человека в разные точки, чтобы притупить его зрительную и вестибулярную память о происходившем. Этот прием можно использовать, преобразуя мрачные, неприятные воспоминания в светлые и приятные; работая со стратегиями или тяжелыми эмоциональными последствиями травм, фобий и т. д.

3. пространственное слияние ? похоже на ?зрительное слияние?: человека попеременно помещают в две противоположные точки. В каждой точке он(а) говорит о той или иной проблеме или разыгрывают ту или иную ситуацию, глядя на нее именно с этой точки зрения. С каждым чередованием противоположные полюса приближаются друг к другу все ближе и ближе, пока не сольются совсем на середине пути. Это слияние изучают как в физиологическом отношении, так и в языковом (что говорит человек).

4. пространственные реплики - отличительная черта манеры Джона Гриндера работать с группой: он ?пространственно? выделяет ту или иную информацию или ресурсы, ходя взад-вперед. Он возвращается к выделенному месту, когда готов ?взять обратно? материал, который поместил туда ранее.

5. соматическая работа над собой (всем телом): эти приемы строятся на том, что тело является всеобъемлющей метафорой нашего движения по жизни и ключевую роль в этом играет вестибулярная, а не иная система представления. Наш жизненный ?танец? или ?игра? почти буквально выражается в том, как мы взаимодействуем между собой и согласовываем собственные движения в окружающем нас пространстве.

а) использование телесных языковых метафор: выражения вроде ?Эти мысли не отпускают меня? можно использовать в соматической работе над изменениями следующим образом:

(1) нужно найти подходящую ветку или турникет,
(2) сказать человеку, чтобы он ухватился за нее/него и мысленно поместил в перекладину или ветку то, что, как ему кажется, его не отпускает,
(3) когда человек будет готов, ?высвободить? перекладину.

Другой пример ? ?Через это я переступить не могу?.
б) упражнения ?на доверие?: вы доверяете другому человеку поднимать себя, кружить, падаете на него и т. д.; чтобы выполнить эти упражнения, нужно передать (?доверить?) свое равновесие другому (или другим). Для многих это настоящее испытание, потому что больше всего человек боится упасть. Упражнения ?на доверие? являются мощным раздражителем вестибулярной системы, они быстро погружают человека в совершенно иное состояние. Если человек будет еще и думать о том, чему он хочет доверять в своей жизни, его якоря потерпят крах, а это построит ?программное обеспечение? его неврологического компьютера по новым шаблонам.

в) трудные физические упражнения (балансирование или полоса препятствий)
Это физические упражнения, которые выполняются на полу, высоко или невысоко над полом и позволяют выявить, какими шаблонами пользуется данный человек в жизни, а также укрепить или перепрограммировать эти шаблоны. Наблюдающий должен обратить внимание на то, как человек ставит перед собой цель, как он начинает выполнять упражнение, преодолевает пространство и препятствия и достигает цели.

Чтобы перепрограммировать шаблоны, нужно привести человека в физическое состояние покоя, или в ?совершенное? состояние (все тело уравновешено, верхняя часть туловища смещается над ягодицами, глаза расслаблены, взгляд устремлен на цель, к которой он идет, дыхание диафрагмальное). Это начинает физически высвобождать его из пут ограниченного числа способов двигаться в жизни. Если он будет одновременно думать о цели, которой не смог достичь, потому что чувствовал, что ?застрял? или ?неустойчиво? стоит на ногах, его душу и тело соединит новая петля, и старые якоря потерпят крах.

Упражнения на балансирование, которые выполняются высоко или низко над полом, используются в средних школах по всей стране. Они входят в цикл упражнений под названием ?Приключения?. Их можно использовать для того, чтобы заставить четкую и отлаженную методику НЛП, основанную на индивидуальном подходе, повлиять на обстановку, которая уже обладает побудительной силой и способствует обучению, ? если, конечно, ?линия дна? физически безопасна. К примеру, ?гимнастическое бревно? может представлять собой специально построенную конструкцию или широкий и низкий деревянный забор из крупных бревен, которые обозначают границы участка, где выполняется упражнение. На худой конец, можно пройти по бордюру вдоль тротуара, удерживая равновесие.

6. Раскручивание (развинчивание): это упражнение для тех, кто чувствует себя заведенным или суетливым . Для начала определите направление, в котором, как им кажется, они вращаются. Затем попросите их медленно начать вращаться в противоположном направлении ? предложите им ?размотаться? или ?открыть для себя новое направление?. А потом попросите их продолжать вращаться в противоположном направлении до тех пор, пока они не найдут для себя ?точку равновесия?.

7. Временное искажение: Мы измеряем время движением цельных (небесных) тел в космосе посредством гравитации. Всякая работа над изменениями с помощью временного искажения связана с ускорением или замедлением времени и сообразна с сутью вестибулярных субмодальностей. Временное искажение может клинически применяться, в частности, к людям с поведенческими особенностями первого типа. Главной чертой таких людей является то, что они постоянно испытывают временной гнет ? иными словами, им вечно не хватает времени. Как правило, их учат снимать напряжение с помощью упражнений на расслабление, которые они быстро учатся делать, выполняют энное количество раз в день, а потом бегут по делам своей суматошной жизни, чувствуя, что не могут выкроить 20-40 минут, необходимых для того, чтобы выполнить упражнения на расслабление. А им были бы полезнее упражнения на временное искажение, где время замедляется и они могут прочувствовать, что такое ?уйма времени!?.

8. Пространственное картографирование (отображение): этот прием позволяет обозначить границы того или иного процесса, чтобы потом человек мог поместить себя в нужный его участок. Человек не просто может видеть участки процесса, которые остались позади, и участки, которые лежат впереди, - эти участки оказывают на него дополнительное воздействие через вестибулярный канал.

9. Ритуальные действия: Ритуал можно понимать как сознательное, значимое действие, призванное помочь нам перейти из одного состояния в другое. Ритуальное действие приближает нас к желанной цели, перемещая как через физическое, так и через глубоко символическое пространство.

10. Наведение транса: Если транс наводят в основном с помощью вестибулярных предикатов, многие ощущают это как быстрое возвращение в ?далекое прошлое? (назад в утробу матери?). Перед вами пример наведения транса с помощью только вестибулярных предикатов, но я советую вам сначала помочь вашим клиентам четко определить свое положение в комнате и т. д., используя зрительную, слуховую и кинестетическую системы представления, - и только потом переходить к наведению транса.

"Пусть настоящее повиснет в воздухе, и вас отнесет течением в те времена, когда вы были на чудесной детской площадке. И пока вы начинаете ориентироваться на этой чудесной площадке? кружа подбегаете к детским качелям? пока они движутся вперед-назад? то быстрее? то медленнее?качаются? качаются? качаются?теперь все медленнее? и медленнее? и повисают на полпути?И вот вы поворачиваетесь и переориентируетесь?снова кружа?подбегаете к бордюру вдоль площадки, у которого находятся качели? они движутся вверх? вниз? вверх? вниз? и медленно замирают в срединной точке равновесия? подвешенные?теперь они стали еще устойчивее, чтобы перемещаться и меняться? чтобы поверить, что, какие бы передвижения ни произошли, вы всегда будете знать, где лежит точка равновесия? и это будет помогать вам оказываться на бордюре новых мыслей? и падать в новые смыслы? нырять все дальше и дальше в собственный рост и развитие? но так, чтобы не терять свою точку равновесия, - не быстрее? А теперь пусть течение начнет относить вас в настоящее, в его координаты времени и пространства? и вы легко соскальзываете? в нынешнюю обстановку и полностью ориентируетесь в ней? и в своем измененном состоянии сознания."

11. другое: Как только у нас появилось чувство равновесия и мы научились чувствовать самих себя (это основополагающее чувство), мы совершаем умозрительный скачок и оказываемся за границами взаимоотношений с другими людьми, чтобы ?прыгнуть в бездну? (говоря словами Карлоса Кастанеды) или слиться с точкой отсчета, стать с ней единым, неразложимым целым (как сделал Эйнштейн, когда разрабатывал теорию относительности).

Возможно, есть сотни или тысячи разных других способов использовать вестибулярную систему в работе над изменениями. Мы предлагаем читателям самим окунуться в этот увлекательный мир.

Случай 1
Одной писательнице нужно было закончить книгу к следующему дню. Но работа ?застопорилась?. Тогда она включила музыку и 5-10 минут танцевала, как ей хотелось, все время думая о своей цели. Мысли так и хлынули ей в голову, и она тут же перенесла их на бумагу. Она танцевала до тех пор, пока не написала главные отрывки следующего раздела своей работы.

Случай 2
После помолвки у молодой женщины начались приступы панического страха. Она объяснила их так: ?Все из-за того, что я никогда не была замужем!? Терапевт сказал ей в следующий раз взять с собой жениха, чтобы он мог сыграть шуточную свадьбу и ?поженить? их. Услышав такие слова, женщина рассмеялась и одновременно покрылась холодным потом ? признак того, что страх соседствовал с юмором. Врач тщательно продумал свадебный ритуал, который предстояло совершить неделей позже, и щедро сдобрил его юмором. Пара надела самую безвкусную одежду, какая у них только была, ?обменялась кольцами? (они привязали крохотный колокольчик к маленькому кожаному ремешку, а ремешок - к пальцам друг друга), затем ?новобрачные? разбросали канадский рис и чокнулись бокалами с кока-колой ? ?для пущей убедительности?. Когда женщина прошествовала по коридору, затем в комнату и сделала последний шаг перед произнесением клятв в верности после того, как ее призвали ?отбросить ненужные страхи?, признаки интеграции были налицо. Приступы панического страха прошли, и через пять месяцев женщина вышла замуж.

Случай 3
Сорокаоднолетняя женщина с метастатическим раком груди на поздней стадии хотела психологически справиться с прогрессирующей болезнью и дать ей как можно более сильный эмоциональный отпор. Физически она была довольно слаба, и поэтому ей предложили пройти по бордюру (своего рода гимнастическому бревну) вдоль проезда, ведущего к офису. Используя свое тело как метафору, она поняла, что ей трудно поставить перед собой цель, к которой нужно идти. Когда у нее это все же получилось и ей удалось сосредоточить на этом свое внимание, ее попросили поделиться тем, что же выбивает ее из равновесия на пути к заветной цели. Она назвала три причины: муж, плохие медицинские отчеты, мать. Потом, когда она пошла к своей цели, ее подвергли словесным испытаниям каждой из них. На основании отклика ее тела на эти испытания (потеря равновесия) эти факторы расставили в порядке возрастания их эмоциональной тяжести для женщины, и следующие две попытки подтвердили полученную последовательность. Затем ее научили сохранять равновесие во время каждого испытания, продолжая идти к намеченной цели. И у нее получилось. За следующие четыре месяца она справилась с каждой трудностью в своей эмоциональной жизни: сначала муж, потом неутешительные медицинские отчеты (по мере того как ее болезнь прогрессировала, они становились все мрачнее) и, наконец, мать. Она наладила отношения с матерью, два дня спустя впала в кому и через несколько часов умерла. И медицинский персонал, и ее друзья ? все были изумлены тем, как она жила последние несколько месяцев, какую излучала душевную силу и радость жизни, как сосредоточенно встречала каждую новость. На поздних стадиях болезни многие все глубже уходят в себя, а к ней последние несколько недель приходило столько же посетителей, сколько обычно, - как работников больницы, так и родных и друзей, и с каждым она общалась тепло и искренне.

Статья взята с проекта:

Институт НЛП

Автор Михаил ПЕЛЕХАТЫЙ

Полезные ссылки.

http://training.lkidemosfen.ru - Голосовой тренинг для тех, кто стремится к успеху.

Элитариум.Ру ? Дистанционное интернет-образование

 

На сегодня все. Пишите.

Обратная связь

Автор рассылки, Потапов Михаил


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.nlpj
Отписаться

В избранное