Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

НЛП Видео Уроки

  Все выпуски  

Институт НЛП


 

Продолжение рассылки фрагмента из готовящегося к выходу двутомника С.Андреаса "Шесть слепых слонов".

Начало в предыдущих рассылках http://subscribe.ru/archive/psychology.nlpdhe/ начиная с 21 мая.

 

Противоположные категории. Хотя мы можем создать противоположности категорий другими способами, отрицание, безусловно, значительно облегчает это. Гораздо проще отрицать «нормальный», чтобы получить «ненормальный», или «компетентный», чтобы получить «некомпетентный». Когда мы это делаем, эти две категории, казалось бы, включают в себя все события, без середины, разделяя весь мир опыта на две противоположные дискретные категории. Разделение мира на «стулья» и «не стулья», безусловно, просто, и иногда полезно. Однако, категория «не стулья» является проблематичной. Вы можете легко подумать о стуле, но думать о  «не стуле» гораздо мудренее. Поскольку все в мире, что не является стулом, может быть членом категории «не стул», какой прототип вы могли бы использовать, чтобы представить эту огромную и разнообразную категорию?

Слово «уважение» указывает на позитивную категорию поведения между людьми. Примеры «уважения» могут включать в себя образы того, чтобы быть вежливым, почтительным, внимательно слушать, использовать определенный тон голоса, и т.д. Эти примеры определяют значение «уважения», так что мы можем использовать их в качестве критериев, которые можем применять к событиям, чтобы решить, когда человек относится с «уважением».

А теперь давайте взглянем на «неуважение», что буквально значит «не уважать». Поведение, которое противоположно уважению, такое как презрение, оскорбления или критика, определенно подходят под эту категорию. Но все поведение, которое не является ни уважением, ни неуважением, тоже может быть включено, поскольку оно тоже не является примером «уважения». Такое поведение, как чтение книги, разговор по телефону, выглядывание из окна или улыбка, может быть включено в категорию «неуважения», так как эти действия не являются примерами «уважения». Любопытно, что даже поведение, которое обычно можно было бы описать как «уважение» может быть включено как пример «неуважения», если мы решим, что человек неискренен. «Она делает это только потому, что знает, что должна это сделать». «Он говорит это просто потому, что может получить продвижение по службе».

Всегда, когда человек использует какую-то категорию, это направляет его внимание на опыт, который обозначает категория. Когда человек обращает внимание на то поведение, которое обозначает «уважение», он заметит поведение, которое удовлетворяет его критериям уважения, и будет игнорировать нейтральное поведение, которое не является примером ни уважения, ни неуважения. Но когда человек обращает внимание на неуважение, он может легко обнаружить его везде, поскольку буквально любое поведение можно категоризировать как неуважение.

Это может привести к сильнейшему упрощению опыта, в котором существует только неуважение или неодобрение, или неадекватность, или все что угодно, о чем думает человек с использованием отрицания. Использование отрицательных критериев категории может легко привести к очень узкому мышлению, в котором совсем нет альтернатив. Крайний пример этого – паранойя, при которой мир человека наполнен только тем, что человек не хочет. Паранойю можно понимать как отрицание «вышедшее из под контроля», в котором почти каждое сообщение отрицается, очень жестокая ловушка.

Отрицательные категории и отрицательные критерии всегда обозначают потенциальную опасность, и всегда полезно заменить отрицательные критерии позитивными, которые направляют наше внимание на опыт, который мы можем представить позитивно и при помощи сенсорно-очевидных примеров.

Но когда мы думаем о категории опыта, такого как «доброта», просто и естественно думать о его противоположности, которую мы можем назвать «жестокость». Мы можем также назвать противоположность «недоброта», но здесь используется отрицание, которое мы уже рассмотрели. Поэтому, давайте использовать слово «жестокость» или другое слово, такое как «подлость» в качестве противоположности «доброты». Как «доброта», так и «подлость» могут быть представлены позитивно при помощи подходящих сенсорно-очевидных примеров, без использования отрицания.

Если мы просканируем события в мире вокруг нас, мы обнаружим, что некоторые из них удовлетворяют критериям «доброты», некоторые удовлетворяют критериям «жестокости», но значительно большая часть деятельности не удовлетворят ни одному из этих наборов критериев. Большая часть деятельности – занятие спортом, мытье рук, вынимание почты из почтового ящика, - не являются ни добротой, ни жестокостью. Существует всегда огромное число событий, которые не подходят ни под одну категорию. Сейчас у нас есть три категории, «доброта», «жестокость» и третья категория, которая включает все те события, которые не подходят под эти две. Теперь есть небольшая опасность, что все, что не принадлежит ни одной из этих двух категорий, будет неправильно отнесено в них.

Хотя и это менее очевидно, существуют также события, которые удовлетворяют критериям как доброты, так и жестокости. То, что является добротой для одного человека, может быть жестокостью для кого-то другого, как например в ситуации, когда нужно принять решение о том, кому достанется орган для трансплантации, или кто будет опекуном ребенка, или о чем-то другом, что невозможно легко разделить или поделиться. Маленький ребенок может подумать, что жестоко, когда его просьбе отказывают. Однако, если это может повредить ему или поранить, это может быть рассмотрено как доброта в большем диапазоне будущих последствий.

Великая красота или богатство могут восприниматься как доброта судьбы или богов из-за очевидных социальных преимуществ. Но они также могут считаться жестокостью из-за трудностей, которые неизбежно их сопровождают. Когда человек выигрывает в лотерею, люди, желающие помочь ему инвестировать деньги, нахлынывают на него, и даже больше тех, кто хочет выманить их мошенничеством. Богатые люди часто беспокоятся, что другие могут ценить их только за деньги, и живут в каком-то параноидальном мире, из-за которого сложно построить отношения, основанные на близости и доверии. Женщины, которые обладают исключительной красотой, тоже страдают, думая что мужчины ценят в них только это и очень боятся того, что сделает время с их красотой.

Когда человек решает, что не подходит под критерии «привлекательного», «любимого» или «умного», он, скорее всего, решает, что он противоположный этому: «непривлекательный», «нелюбимый», «глупый», а не какой-то еще из огромного континуума выборов между двумя противоположностями. Даже когда человек решает, что он действительно привлекательный, любимый или умный, он, скорее всего, будет бояться, что скатится с привлекательных свойств до страшных противоположностей. Мир с выбором или/или ограничивает нас, предлагая только два выбора, и даже лучший из этих выборов – ловушка.

Это особенно разрушительно с такими противоположностями, как «успех» и «неудача». Успех часто определяется как быть лучшим, или самым богатым, или самой красивой из всех. Затем может быть только один «успешный» человек из многих миллионов, а остальные все неудачники. Выделение успеха (и страха неудачи) приводит к такому стремлению выиграть, которое примелет любые средства, честные или грязные, аплодировать нашей стороне и освистывать другую, как если бы была война между двумя сторонами, и только одна сторона выживет в ней.

Недавно по телевизору показывали участниц соревнований по женской гимнастике, когда они узнавали, кого из них выбрали для следующего этапа – участие в Олимпийских играх. Те, кого не выбрали, горько плакали от разочарования. Они были так сосредоточены на узком диапазоне того, выберут их или нет, что забыли о том, что они все еще были удивительно способными спортсменками, которые могут делать то, что большинство из нас может только пытаться делать в самых безумных мечтах! Их расстройство – пример тирании того, чтобы стараться быть лучшими, в которой способность изменять диапазон к большему может быть очень полезной.

Одно – проверять свои навыки по сравнению с другим человеком или командой и выяснять, кто лучше. Такое соревнование повышает мастерство обоих сторон, неважно, кто выигрывает, а признание мастерства не зависит от того, на чьей стороне находится человек. Хорошей проверкой этого является отметить, можете ли вы болеть так же сильно, когда другая команда играет хорошо и выигрывает, или только когда это делает ваша команда.

Поскольку мы создаем категории, чтобы описать то, что ценно, полезно или важно для нас каким-то образом, то как категория, так и ее противоположность, обычно притягивает большую часть нашего внимания. Очень просто игнорировать весь опыт, который не подходит ни одной из них, и легко забыть о том, что другой опыт может подходить им обеим. Если мы игнорируем все эти события, то легко обнаружить себя в бедном, дискретном мире противоположностей «или/или» без нейтрального пространства.

Чтобы сделать это, нам необходимо сузить диапазон до только одного – или совсем небольшого числа – критериев, таких как «богатство», «красота», «успех», «победа», и т.д. Тот же процесс появляется в простом «лакмусовом тесте» в политических дебатах или решениях. Когда мы добавляем больше критериев или меняем критерии, мир становится более сложным. Решения становятся более трудными, но результаты этих решений тоже становятся более полезными и удовлетворяющими.

 

Продолжение ожидается в следующем выпуске

****

 В начале нового учебного года Институт НЛП начнет обучать Управлению событиями в своей жизни. 

 

 Коллекция Видеотренигов


В избранное