Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

НЛП Видео Уроки

  Все выпуски  

Институт НЛП


ТРЕНИНГ ТРЕНЕРОВ на следующей неделе

25-29 мая. Ведущие М.Пелехатый и Ю.Чекчурин 

Знания, которые могут дать только Шаманы и Спецслужбы

http://institutnlp.ru/news/view?id=86

 

Фрагменты главы из книги, которую уже давно обещают скоро напечатать

2

Отрицание

Ни это, ни то

 

«Думать, что я больше не собираюсь думать о тебе, значить все еще думать о тебе. Поэтому позволь мне попытаться не думать, что я не собираюсь думать о тебе».

- Д.Т. Сузуки

 

Мы так часто и так бессознательно используем отрицание, что трудно осознать, насколько это замечательный и полезный навык. Когда нам не нравится что-то в настоящем времени, мы можем думать, что этого не существует, и это будет первым шагом к тому, чтобы  представить себе более привлекательную альтернативу, а затем выяснить, что мы могли бы сделать, чтобы достичь ее. «Я не хочу это; я хочу противоположное. Как мне это получить?» Если я промокну под дождем, я буду думать о том, что хочу быть сухим, а затем придумаю, что мне нужно сделать, чтобы достичь этого.

Мы делаем то же самое по отношению к своим будущим предсказаниям, когда они кажутся нам неудовлетворительными. Когда мы предвидим неприятность, мы спрашиваем себя: «Что я мог бы сейчас сделать, чтобы изменить будущее и сделать его более приятным?» Мы можем также отрицать прошлое, желать, чтобы этого не произошло, полезный первый шаг для того, чтобы понять, что бы мы хотели вместо этого. Затем мы сможем применить это к будущему, чтобы действовать более ресурсно в подобной ситуации в будущем.

Чтобы получить представление о том, насколько важно отрицание, попробуйте обходиться без него в течение часа – или даже пяти минут! Поместите себя в контекст, в котором вы общаетесь с людьми, и попытайтесь не говорить «нет», «никакой», «никогда», «ничто», «без», «не» и другие слова, которые как-то выражают форму «не» или «нет», включая отрицания, обозначаемые определенными приставками, и т.д. Заметьте, что я не мог дать вам инструкции для этого эксперимента без использования отрицания, и в первой части предложения я использовал три отрицания: «не мог», «без», «отрицания».

Или, если вы одни, вы можете открыть любую книгу на случайной странице и вычеркнуть все слова, которые каким-то образом обозначают отрицание. Затем вернитесь и вычеркнете все отрицания, которые вы пропустили с первой попытки. Наконец, прочтите то, что осталось – без отрицаний – и отметьте, сколько значений было потеряно.

«Не» - дискретное отрицание, которое делит мир на две общие категории: «возможное» и «невозможное», «существование» и «отсутствие», «любовь» и «нелюбовь», и т.д. Случайно мы используем другое слово, чтобы сказать «не» в аналоговом разделении, как например в «не совсем», или «не очень», но если нет определителя, «не» всегда означает дискретную категоризацию.

Маленькие дети начинают с подразумевания того, что все реально и все правда; способность отрицать развивается в возрасте двух лет. Когда маленький ребенок смотрит телевизор, все что там происходит совершенно без сомнения реально для него, и неважно, что вы ему говорите об этом. Говорить «Нет» маленькому ребенку до того, как у него разовьется способность отрицать, совершенно бесполезно – хотя, конечно, он будет реагировать на любое невербальное ограничение или препятствование тому, что он делает. Как только разовьется способность к отрицанию, дети используют ее, чтобы утверждать свои желания и независимость, и именно поэтому родители называют этот период «страшные два».

Написание книги, такой как эта, невозможно без использования отрицания, и то же верно для большей части нашего мышления и общения. Без отрицания мы могли бы делать только небольшую часто того, что мы делаем естественно и без усилий при помощи языка. Без отрицания другой язык, математика, сократилась бы до сложения и умножения (которые являются формой добавления). Без математики у нас было бы совсем немного комфортных вещей и продвинутой технологии, которыми мы наслаждаемся сегодня.

Обработка отрицания. Когда дельфин хочет показать, что он не причинит боли и не повредит тренера, он обхватывает ртом руку тренера, очень нежно надавливает, как если бы хотел укусить, и затем останавливается. (Дельфин может перекусить ваше запястье так же просто, как вы перекусываете картофельный чипс!)

Любопытно, когда мы используем отрицание в языке, мы делаем во многом то же самое в нашем внутреннем опыте, что делает дельфин в действительном поведении. Если я скажу вам: «Я не укушу вас», - и внимательно присмотрюсь ко внутренним образам, я увижу образ того, как начинается процесс движения по направлению к вам и кусания, а затем я вдруг останавливаюсь и отступаю. Существует множество способов представить образ внутри себя, но все они начинаются с диапазона, который должен отрицаться, и сопровождается образом другого опыта. Первый образ может побледнеть или на его место может встать другой диапазон, или он может быть как-то «отменен» - затемнен, или на него может быть наложен международный символ – красный круг с косой чертой.

Хотя и отрицание – неотъемлемая часть нашего языка, обработка в уме очень сильно напоминает поведение дельфина. Мы не можем думать о позитивном образе того, чтобы «не идти в магазин», или «не заботиться», мы думаем о том, чтобы «идти в магазин» и «заботиться», а затем прерываем это и переходим на противоположное этому или на какой-то другой образ. Мы сначала думаем о том, что мы не будем делать, прерываем это, а затем думаем о чем-то другом.

Именно поэтому обработка отрицания занимает большее время, чтобы понять его. Например: «Ты не можешь состоять в браке и не ссориться с женой», - фраза требует определенных умственных усилий, чтобы определить ее значение. Если мы уберем оба отрицания, получится: «Если ты состоишь в браке, ты будешь ссориться с женой», - что гораздо быстрее и проще понять.

К выпуклым зеркалам заднего вида в машинах часто прикреплено сообщение «Объекты ближе, чем кажутся», предложение без отрицания. Заметьте, насколько дольше бы потребовалось обработать следующее предложение: «Объекты не так далеко, как кажутся».

Для предложений с тремя отрицаниями нужно еще больше времени и они еще более запутанные и их сложнее понять: «Я вряд ли бы не отрицал». «Не могу поверить, что это не невозможно». Говоря позитивные фразы и используя в них как можно меньше отрицательных конструкций, можно сократить это замедление и свести путаницу до минимума.

Есть и другой аспект при использовании множественного отрицания, который достаточно интересен. Заметьте, как вы читаете следующее предложение:

«Не существует убеждения, которое настолько глупо, что кто-то в него не поверит».

Сейчас прочитайте следующее предложение, которое выражает ту же мысль без отрицания: «Некоторые люди верят в глупости».

Как уже было отмечено, обработка двойного отрицания занимает дольше времени. Но, кроме того, оно делает предложение более заметным и запоминающимся. Последнее предложение – самое обычное, легкое для осознания, быстро забывается и никогда не попадет в список мудрых высказываний.

Когда вы действительно хотите, чтобы человек запомнил что-то, скажите это с использованием двойного отрицания, и его будет легко припомнить, и сообщение, скорее всего, «приклеится». Так что, если вы хотите, чтобы кто-то из пары помнил о том, как другой любит его (иногда об этом так просто забыть в разгаре ссоры), вы просто можете сказать: «Неважно, что будет, вы не можете не помнить, как сильно он вас любит». «Вы не можете не» - это способ легко создать двойное отрицание для любого содержания, чтобы сделать его более запоминающимся.

 

Коллекция Видеотренигов представляет

Видео Курсы от Института НЛП и совместные тренинги.

http://www.video-trainings.ru/

 


В избранное