Моему ребенку 4,5 года. Я разошлась с мужем, когда малышу не исполнилось и полугода. Терзало чувство вины, что лишила ребенка отца... Возила его к отцу, чтобы, как мне казалось, сын чувствовал мужскую руку. Очень боялась, что среди женщин (я и моя мама) мальчик не приобретет настоящих мужских качеств. Время шло, я стала уверенней, стала больше зарабатывать, ребенок рос, научился разговаривать, стал делать свои, часто удивительные нам, взрослым, умозаключения. Вскоре я встала перед проблемой ограничения общения ребенка с родным отцом... Потом появился достойный мужчина, любящий всех нас, которого вскоре ребенок стал называть "папа".
Я знаю, что лишить возможности родного отца встречаться с ребенком я юридически не могу (он не бомж, не наркоман, не алкоголик), но после встреч с ним мы не узнаем ребенка. Он начинает называть второго "папу" дураком, говорить, что он не родной, становится агрессивным. Ругать, а тем более наказывать второй папа не решается, потому что в ответ он всегда может услышать, что он - не родной. Я не могу найти в себе сил наказать физически (отшлепать), хотя это очевидная необходимость. Я понимаю, что надо срочно что-то делать, потому что мальчик умен, но авторитетов у него нет, ответственности, уважения к старшим нет.
Вероятно, виновата я во многом. Баловала, старалась компенсировать недостаток общения походами в зоопарки, цирки и т.д. (много работала, приходила поздно, надо было зарабатывать). Не знаю, что делать. Неужели я упустила? Неужели уже поздно? Или в нем гены родного отца, который не отличается большим количеством положительных качеств и легким характером. В конфронтацию с родным отцом боюсь вступать, т.к. он начнет внушать ребенку, что мать делала все, чтобы они не виделись, а "я так хотел!". Наверное, это стандартная история - "Мама плохая, я хороший", или наоборот.
Мой ребенок наотрез отказывается ходить в детский сад. Когда он туда приходит, все нормально, но уйти туда из дома невозможно. Вероятно, проблемы общения с ребятами, о которых он не рассказывает. Водила к психологу, ушла ни с чем. Мне было сказано, что замечательный мальчик, не нужно ему ходить в детский сад, все нормально. А как же он потом пойдет в школу, не зная, как вести себя в коллективе?! Не зная, что такое ответственность, организованность, слово (обещание) и т.д.
Я стараюсь своим примером что-то ему доказать: дала слово - всегда выполняю, чего бы мне это ни стоило, но это не действует... Он стал много врать, может легко сказать: "Мама, уходи, я не хочу тебя видеть" или "Я тебя не люблю". Папе сказать: "Ты - гадкий". Что нам делать? Сегодня мы пережили такую истерику, когда ребенок, сходив один день в сад, на следующий (сегодня) отказался (это на словах звучит просто - "отказался", а чего нам это стоило на протяжении трех часов утром!!!), что работать не могли, руки тряслись...
Кто же может подсказать? Что нам делать? Что нам нужно решить для себя, какими словами разговаривать с мальчиком, если, кажется, ни уговоры, ни объяснения "по-взрослому", ни прибаутки, ни шлепанье не помогают. Я сегодня два раза шлепнула ремнем, ребенок кричал: "Мне больно, мама, что ты делаешь?" - у меня сердце разрывалось, до сих пор страшно вспоминать... Но как нам быть? Спасибо за ответ, после которого, наверное, будет необходима очная консультация. С уважением,
Вера
Ответ консультанта:
Здравствуйте, Вера. Что касается пребывания с родным отцом (если вы действительно видите закономерность в изменении поведения сына после встреч с ним), пока могу предложить вам такой вариант: насколько это возможно, ограничьте время встреч и проводите это время втроем. На счет садика не знаю, что вам сказать - слишком мало информации. Единственное, если вы начали водить сына туда недавно, то сейчас идет период адаптации и ребенку нужно время. То поведение мальчика, которое вы описываете в конце письма, больше всего похоже на возрастные особенности. Дети к 5-ти годам действительно начинают врать и при этом часто не понимают, что врут, путают вымысел с реальностью. К тому же они не умеют выражать свои чувства и потребности в социально допустимой форме. Отсюда пугающие вас фразы. Если вам недостаточно информации (действительно, по почте, не видя ребенка, мало что можно
сказать) и нужна консультация, пожалуйста, приходите. С уважением,
18 января в Центре на Пятницкой начинает работу ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА ДЛЯ ДЕТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. (подробности на сайте и по тел.951-5454)
Хочется немного рассказать вам о том, нет о той, которая будет вести эти занятия. Хочется сделать это так, чтобы вы почувствовали, что я не рекламирую, а говорю от души.
Кузнецова Евгения. Женя.
Удивительный человек. Сколько я ее знаю, столько не перестаю удивляться сколько один человек может вместить в себя знаний, талантов, умений. Пожалуй только на ее занятиях невероятное сочетание английского и психологии.
Ее способность тонко чувствовать людей и ситуацию приводит меня в восхищение. Мне немного жаль, что я не могу в силу возрастного ценза быть на этих занятиях, потому что знаю: будет невероятно интересно, весело, необычно и незабываемо.
Когда мой сын подрастет, я обязательно отведу его к Жене на занятия.
Не только для того, чтобы он знал язык, не только затем, чтобы получить психологическую поддержку, но и для того, чтобы он так же, как и я открыл для себя мир удивительных людей в который, без сомнения входит Евгения Кузнецова.
Романенко Ирина.
Сейчас "Консультарий" включает 4 рассылки:Психологический Консультарий
Вопросы и ответы по психологии.
Ведет "Психологический центр на Пятницкой"
Медицинский Консультарий
Вопросы на медицинские темы. Отвечают специалисты медицинского центра "Эхинацея".
Консультарий - Салон Красоты
Уход за телом и волосами, о косметика, парфюмерия.
Консультарий
Базовая рассылка. Вопросы по всем остальным темам + избранные вопросы из других рассылок.
Чтобы подписаться, воспользуйтесь формой справа --