Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Точка зрения

  Все выпуски  

Бизнес под оккупацией


Россия наносит удар по промышленникам




Падение промышленного производства в Украине в марте 2014 года ускорилось до 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, сообщил Госстат. Наибольший спад зафиксирован в металлургии - минус 11,1% - и машиностроении - минус 17,4%. Эксперты говорят, что причина низких производственных показателей украинских предприятий - сокращение спроса на украинскую продукцию в России.

В марте выпуск проката в Украине снизился по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 8,3%.

По словам начальника аналитического отдела "Укрпромвнешэкспертиза" - УПЭ - Павла Перконоса, худшую динамику показали меткомбинат "Азовсталь" - минус 24,4%, меткомбинат имени Дзержинского - минус 24,5%, "Арселор Миттал - Кривой Рог - минус 13%, "Интерпайп сталь" - минус 22,2%.

Наибольший прирост производства в марте 2014 года наблюдался у Енакиевского метзавода - плюс 32,7%.

В начале 2014 года спрос на металл на внешних рынках был вялым, что сказалось на объемах производства. Однако к январю отчетливее проявилась тенденция сокращения поставок на рынки стран СНГ - они снизились на треть.

В первую очередь, пострадал крупнейший производитель арматуры меткомбинат "Арселор Миттал - Кривой Рог", который ранее реализовывал значительную часть продукции в России. В условиях низкой загрузки мощностей на меткомбинате Лакшми Миттала зимой и весной проводят ремонтные работы.

"Можно предположить, что против украинской металлопродукции работают некие административные рычаги", - говорит заместитель начальника аналитического отдела "Укрпромвнешэкспертизы" Павел Перконос.

О распоряжениях не покупать украинскую продукцию на рынке ничего не известно. Однако статистика объемов отгрузки арматуры из Украины в РФ показывает: спрос на арматуру стал сокращаться во втором полугодии 2013 года.

По данным УПЭ, в первом полугодии 2013 года среднемесячный объем отгрузок арматуры в Россию составлял 90 тыс тонн, во втором полугодии - 60 тыс тонн, в январе 2014 года - всего 16,5 тыс тонн.

"До последнего времени у украинских производителей не было проблем со сбытом арматуры в этом регионе. В условиях устойчивого спроса недорогая украинская арматура продавалась хорошо. Ситуация изменилась: внутреннее предложение вытесняет украинский прокат", - отмечает Перконос.

По его словам, власти РФ проводят политику импортозамещения. "В 2013 году там ввели в строй два электрометаллургических завода: "Северсталь сортовой завод" в Балаково и "Завод НЛМК" в Калуге. Предприятия расположены в центре России, где наблюдается дефицит строительного проката", - говорит эксперт.

Он не ожидает роста продаж украинской металлопродукции в России и СНГ.

"Из Украины будет поставляться металл в Россию, но в небольших объемах: некоторые украинские заводы контролируются российскими акционерами.

Помимо этого, пока у россиян нет возможности полностью отказаться от украинского импорта в силу ограниченности внутреннего производства. Однако российский рынок закрывается. Украинским заводам нужно искать пути диверсификации сбыта металлопродукции", - уверен Перконос.

Стальные полуфабрикаты традиционно занимают наибольшую долю в украинском экспорте: в 2013 году - 47% или 10,871 млн тонн. Именно за счет их продаж выживают метпредприятия в сложные времена.

Украинскую заготовку покупают Турция и страны Северной Африки. По данным УПЭ, в первом полугодии 2013 года среднемесячный объем поставок в Турцию и Египет составлял 130 тыс тонн и 120 тыс тонн соответственно.

Во втором полугодии 2013 года экспорт нарастили до 156 тыс тонн и 199 тыс тонн, в январе 2014 года - до 192 тыс тонн и 280 тыс тонн.

"Турецкие электросталеплавильные заводы покупают украинскую заготовку в качестве сырья для последующей перекатки в арматуру, катанку и сортовой прокат, которые затем продают в страны Ближнего Востока. Это происходит, когда невыгодно покупать импортный металлолом", - поясняет Перконос.

Выросли объемы экспорта полуфабрикатов и в ЕС. До 2012 года из-за рецессии в еврозоне спрос на металл был крайне низким, и украинские заводы сокращали поставки на европейский рынок. Во втором полугодии 2013 года началось восстановление экономик стран ЕС.

Вслед за этим выросли общие объемы экспорта украинской металлопродукции. В в первую очередь - за счет поставок слябов на европейские прокатные заводы, связанные с отечественными группами - корпорацией ИСД и группой "Метинвест".

По данным УПЭ, в первом полугодии 2013 года среднемесячный показатель экспорта металлопродукции в ЕС составлял 503 тыс тонн, во втором полугодии 2013 года - 519 тыс тонн, в январе 2014 года - 551 тыс тонн.

В ЕС много избыточных мощностей, однако важной европейской тенденцией является борьба с загрязнением окружающей среды. Для металлургии стран Евросоюза это означает вывод из эксплуатации доменных и сталеплавильных цехов, во время работы которых производится наибольшее количество выбросов.

Значит, европейские прокатные заводы будут нуждаться в импортных полуфабрикатах, производство которых налажено в Украине. Ранее в УПЭ полагали, что украинский экспорт металлопродукции в страны ЕС и Ближнего Востока в 2014 году может увеличиться на 500 тыс тонн.

Рынок стран Юго-Восточной Азии для украинских производителей практически потерян из-за больших объемов дешевого экспорта из Китая.

Отчасти отечественные заводы пока еще могут продавать там толстый лист, слябы и заготовку. По итогам 2013 года в регион было поставлено 1,9 млн тонн продукции, что составляет лишь 8,4% от общего объема экспорта.

"В ближайшие два года украинские метпредприятия не смогут усилить свои позиции на рынках азиатских стран, поскольку по сравнению с конкурентами - китайскими стальными компаниями - мы имеем длинное транспортное плечо. Это влечет за собой высокие транспортные затраты", - говорит Перконос.

Более перспективным выглядит Ближний Восток. В 2013 году украинские поставки в регион снизились на 2 млн тонн из-за нестабильной ситуации в Ливане и Сирии. Сейчас есть предпосылки к разрешению конфликтов в этих странах. Значит, строительные проекты возобновятся, и спрос на металл вырастет.

Ближний Восток, Турция, Северная Африка - стратегические рынки сбыта для украинских металлургов. Однако в 2013 году даже в этом регионе ощущалось давление со стороны китайских производителей, отмечает аналитик УПЭ.

"В январе 2014 года на рынке Ливана китайская арматура продавалась дешевле украинской. Разница на тонне достигала 30 долл. Для украинских металлургов важно выиграть конкуренцию у китайских экспортеров и закрепиться на ближневосточном рынке", - говорит Перконос.

Конкурентное преимущество отечественным промышленникам было создано в марте - девальвация гривни по отношению к доллару пошла им на пользу. Более половины затрат украинских металлургов номинированы в гривне - металлолом, коксующийся уголь, электроэнергия, заработные платы.

Учитывая, что около 80% стальной продукции продается на внешних рынках за валюту, существенное сокращение затрат позволило украинцам повысить маржу. В марте 2014 года себестоимость производства заготовки снизилась на 40 долл за тонну. Кроме того, ранее подешевели металлолом и коксующийся уголь.

В апреле 2014 года себестоимость заготовки составила 440 долл за тонну, тогда как в январе 2014 года она превышала 520 долл за тонну. Иными словами, затраты металлургов на выпуск заготовки снизились более чем на 80 долл.

"Это укрепило наши позиции на внешних рынках. В прошлые два года металлурги работали на пределе рентабельности либо с отрицательной рентабельностью. Сейчас по большинству видов продукции соотношение цен и себестоимости указывает на положительную рентабельность", - говорит Перконос.

Как это трансформируется в показатель рентабельности? По словам аналитика, текущие цены на заготовку в портах Черного моря на условиях FOB составляют около 505 долл за тонну. При себестоимости заготовки 440 долл за тонну украинские металлурги имеют маржу 65 долл за тонну или 13% рентабельности.

Такого показателя украинцы не имели давно. В 2013 году средний показатель маржи по заготовке составлял минус 13 долл за тонну или минус 2,5%.

Украинские метпредприятия работают с положительной рентабельностью всего четыре-шесть недель. Однако сейчас это преимущество "съедается" политическими и экономическими проблемами в стране.

В ближайшие месяцы фактор девальвации гривни позволит металлургам проводить более гибкую ценовую политику, выигрывать у конкурентов и работать с приемлемой рентабельностью даже в условиях сокращения поставок в РФ.

Другая ситуация сложилась в украинской трубной и машиностроительной промышленности. Потеря российского рынка сбыта на работе сектора сказывается сильнее из-за отсутствия альтернативных рынков сбыта.

В марте 2014 года трубные заводы снизили производство на 18,8% по сравнению с этим же периодом 2013 года. Негативные показатели отразились в статистике, которая учитывает показатели стального и трубного секторов совокупно.

Наибольшее падение - на заводах группы "Интерпайп" Виктора Пинчука. На Нижнеднепровском трубном - минус 24,6%, Новомосковском - минус 11,2%. На 41,2% упало производство на Харцызском трубном заводе группы "Метинвест". Нарастил выпуск - на 8% - лишь трубный завод "Нико-тьюб" "Интерпайпа".

Пока неизвестно, какие шаги предпримет менеджмент трубных заводов для улучшения продаж. В 2013 году "Интерпайп" и "Метинвест" получали сертификаты соответствия в странах, которые представляют перспективные рынки сбыта.

Благотворно повлиять на трубное производство могли бы и новые крупные проекты в Украине - в жилищно-коммунальном секторе и по добыче сланцевого газа. Однако они возможны только в условиях стабилизации политической ситуации в стране и при наличии инвестиционных ресурсов.

Ощутимый спад в машиностроении - минус 17,4% - обусловлен плачевными результатами в транспортном машиностроении, считает старший аналитик инвесткомпании "Арт-капитал" Алексей Андрейченко.

По его словам, в 2014 году объемы производства в секторе снизились на 32-36%. Вагоностроительные заводы сократили выпуск продукции на 81%.

"Вагоностроительные предприятия загружены на 10%, работают в минус и пытаются снизить издержки, увольняя персонал и сокращая рабочую неделю.

Ранее 80% спроса формировалось в РФ, но сейчас российские компании ничего не покупают. Заводы в Украине подвержены рискам из-за острого конфликта между нашими государствами. К тому же спрос готовы удовлетворить российские вагоностроительные заводы", - поясняет Андрейченко.

Фактор недружественной России влияет и на показатели работы украинских производителей электрического оборудования. Доля экспорта этой продукции в страны СНГ составляет 45%, а доля экспорта аккумуляторов - 75%.

"В первые два месяца 2014 года прирост объемов выпуска электродвигателей и аккумуляторов составлял 28-38%, улучшая статистику по машиностроению. В марте и этот сегмент "ушел в минус". Данный результат - следствие снижения спроса на оборудование со стороны РФ", - говорит эксперт.

В нынешних условиях, добавляет он, стабильно работают украинские машиностроительные предприятия, которые обеспечены долгосрочными контрактами, и которым сложно придумать замену в России: "Мотор Сич", "Турбоатом", "Зоря-машпроект", "Электротяжмаш", "Запорожтрансформатор".

В марте существенно - на 79% - выросло автомобилестроение. Хороший показатель образовался из-за низкой базы сравнения, объясняют аналитики.

"Показатели упадут: спецпошлины на импорт авто снизили, утилизационный сбор отменили, у населения низкая покупательная способность. Если ситуация в стране улучшится, продажи восстановятся во втором полугодии. Девальвация повысит спрос на отечественные автомобили", - отмечает Андрейченко.

Тяжелая ситуация будет наблюдаться в течение года, считает эксперт. Перспективы к улучшению есть только после деэскалации конфликта с Россией, на рынок которой поставляется 60% машиностроительного экспорта из Украины.

"Переориентация на Европу пока не особо реальна из-за разницы в технических стандартах, стандартах качества и экономической эффективности выпускаемой продукции", - говорит Андрейченко.

Автор - Виктория Подолянец

Бизнес под оккупацией




Потеря Украиной контроля над Крымом уже сказывается проблемами для ряда украинских частных компаний, работающих на полуострове. Однако пока уходить на "материк" бизнес не собирается: все ждут, как будет развиваться ситуация. Однако это положение временное.

Российский бизнес уже прощупывает почву для расширения своего влияние на "новых" землях, и многим украинским компаниям там едва ли найдется место. Первые шаги новых властей Крыма в сфере бизнеса - национализация государственного имущества Украины.

Из подчинения Киева были выведены "Черноморнефтегаз", входящие в сферу влияния украинских олигархов морские порты, производители вин, КрымТЭЦ, завод "Фотон", предприятия ВПК - Севастопольский авиаремонтный завод и феодосийская судостроительная компания "Море".

Также России достались госпакеты частных компаний. Речь идет о ПАО "ДТЭК Крымэнерго" - основной собственник Ринат Ахметов, государству принадлежит 25% акций, а также о производителе корабельного оборудования заводе "Фиолет" - 32,9% акций принадлежит американской Benefit Electrotechnics LLC.

Для руководства компаний, где нет частного капитала, сегодня Киев не указ.

"Из Киева у нас недавно запрашивали информацию, но мы им больше не подчиняемся и ничего давать не должны", - сказали в приемной начальника Севастопольского морского порта. Примерно таких же формулировок придерживаются в Керченском, Феодосийском и Евпаторийском портах.

"Раньше планировалось, что мы войдем в "Росморпорт" - российское госпредприятие, учрежденное Минтрансом России и Минимущества России. Сейчас все переиграли и создают схожее предприятие в Крыму - "Крымморпорт", - рассказал и. о. начальника Евпаторийского порта Евгений Леонов.

Помимо отказа подчинятся Киеву и замены новыми властями ряда руководителей госпредприятий Крыма, компании работают в режиме презентации. Чуть ли не каждую неделю они принимают у себя представителей российских министерств и российских инвесторов. Несколько иная ситуация - в частных компаниях.

В непростых условиях оказался Севастопольский морской завод, ключевым собственником которого является кандидат в президенты Петр Порошенко.

"Работа предприятия зависит от "материковой" Украины. Металл, трубы, краски, другие материалы нам поставляли из Запорожья, Мариуполя, Николаева. Сегодня эти связи разрушены", - говорит начальник отдела маркетинга завода Сергей Тертышников. Однако Порошенко не спешит избавляться от проблемного актива.

Дело в том, что россияне обещают завалить севастопольские верфи заказами. Как заявлял замминистра промышленности РФ Юрий Слюсарь, Москва не собирается обижать частные судоремонтные компании Крыма. Россия говорила о планах разместить на крымских вервях заказы на сотни миллионов долларов.

Кроме того, россияне могут предложить Порошенко за завод хороший выкуп. Предприятием уже интересовались представители российского госхолдинга "Объединенная судостроительная корпорация".

На подконтрольном Константину Жеваго керченском судостроительном заводе "Залив" считают, что с "материком" им будет проститься легко. С мая 2013 года завод остановил производство судов, а судоремонт сведен к минимуму. Большая часть коллектива не появляется на предприятии, получая две трети зарплаты.

"Когда мы выпускали суда, иностранные заказчики выставляли жесткие требования, поэтому с Украиной мы работали мало. Разве что сталь поставлял ММК имени Ильича. По расходным материалам мы работали с Румынией, Италией", - сообщил один из руководителей завода на правах анонимности.

После оккупации Крыма Россией значительно упала перевалка грузов в подконтрольной Ахметову стивидорной компании "Авлита".

"Экспортного груза вовсе нет. Ждем решений Киева и Москвы для стабилизации отношений. Затем - оценка перспектив и принятие решений. Продажи активов в планах нет. Выходом может быть закон "О специальной экономичной зоне "Крым", который прорабатывают в Кабмине", - сказал ЭП аналитик, знакомый с ситуацией в компании.

Выжидательную позицию заняли компании "ДТЭК Крымэнерго", принадлежащий американской Horizon Capital винзавод "Инкерман", финская Hartwall Capital, Первый национальный винодельческий холдинг Валерия Шамотия, мобильные операторы МТС, "Киевстар" и "Лайф". Их ответы предельно схожи.

"Киевстар" будет продолжать работу в Крыму, пока законы и нормативные акты Украины это позволяют и отсутствуют физические или организационные ограничения. Никаких новых условий нам пока не выдвигали", - сказал директор по корпоративным связям компании Михаил Шуранов.

"Мы осуществляем свою деятельность, в том числе в Крыму, в соответствии с украинским законодательством и будем предоставлять услуги своим крымским абонентам до тех пор, пока технически это будет возможно с учетом ситуации на полуострове", - сообщила компания МТС.

Пока вольготно чувствуют себя компании, подконтрольные Дмитрию Фирташу.

"Крымский титан" работает стабильно. Прирост производства диоксида титана составил 6%, серной кислоты - 9%. В 2012 году мы произвели 106 тыс тонн диоксида титана, в 2013 году 108 тыс. тонн, в 2014 году можем выпустить 110 тыс тонн продукта", - сказал председатель правления завода Сергей Косенко.

Не опасаются в Group DF и того, что сырьевая база оказалась вне Крыма. "Нет каких-либо оснований утверждать, что у нас могут возникнуть перебои с поставками сырья", - убеждены в Group DF. Видимо, в компании надеются на способность Фирташа находить общий язык с и Кремлем, и с Киевом.

У другого крымского актива Фирташа - Крымского содового завода - проблем тоже нет. В первом квартале 2014 года он увеличил реализацию кальцинированной соды на территории Украины на 4,6%.

"Есть три основные причины роста продаж кальцинированной соды.

Во-первых, увеличился спрос со стороны производителей стеклотары. Сода используется как сырье для производства стекла.

Во-вторых, повышенный спрос на соду возник из-за нестабильной экономической ситуации. Производители, которые используют соду как сырье, старались сформировать повышенные запасы.

Также в связи с девальвацией валют и их дефицитом на рынке резко сократились импортные поставки соды", - отметил руководитель департамента проектов новых видов деятельности Group DF Дмитрий Нечитайло.

По большому счету, пока каких-либо серьезных изменений в работе крупных крымских компаний нет - за исключением государственных предприятий. Однако это затишье продлится недолго. Пока власти РФ не могут "выгнать" украинские компании из Крыма или заставить их работать по своим правилам.

Если указать "на выход" мобильным операторам, Крым надолго останется без связи. Аналогичная ситуация складывается и с компанией "Крымэнерго", от которой зависит снабжение полуострова электроэнергией, и с судостроительными и стивидорными компаниями, на которых работают тысячи крымчан.

Однако по мере решения этих проблем РФ начнет выдвигать свои требования, и тогда некоторым бизнесменам может не найтись места под крымским солнцем.

Автор - Андрей Киреев


В избранное