«Ну почему, скажите мне, большинство успешных людей этого мира бывшие двоечники и троечники?!» - спросила меня директор гимназии в которой учились мои дети, размахивая газетой из которой почерпнула эти впечатляющие сведения.
«Да потому, что они на самом деле отличники!» - также эмоционально вырвалось у меня.
Попробую объяснить.
У человека два полушария мозга — логико-аналитическое и эмоционально-интуитивное.
До встречи с Системой ребенок в равной мере пользуется обоими: когда ему грустно — грустит, хочется думать — думает, хочется играть — играет, хочется творить — творит.
Учится пользоваться всеми аспектами своего сознания.
Принятые в большинстве «развитых» стран мира системы образования не предназначены для развития обоих полушарий.
Более того, функция второго полушария (эмоции, стремление обращаться к интуиции, искать альтернативные, не предусмотренные школьной программой решения) не приветствуется.
Системе нужны винтики, а зачем ей винтик, который сегодня винтик, а завтра цветок? Куда его приткнуть Системе?
Но ведь для полноценной жизни нужно то, и другое.
Вы когда-нибудь видели кошку с перекошенным лицом?
А ведь у нее тоже два полушария, и в обществе она себя неплохо чувствует.
Вот и получается, что те дети, которые не отличаются особенными успехами по логико-аналитической шкале оценки, могут быть гордостью района по эмоционально-интуитивной шкале.
Оказывается, что по сумме балов они легко обходят "хороших" учеников.
Первым об этом громко заявил Роберт Киосаки названием книги: «Хочешь быть богатым - не ходи в школу».
Он абсолютно разумно заметил, что не в одной школе мира не тренируют навыки командной работы и взаимовыручки, так что даже в рамках левого мозга приветствуются далеко не все функции.
Винтик должен быть полированным.
Как бывший вирусолог-иммунолог и специалист в области психосоматической медицины могу заметить, что баланс иммунной системы синхронизирован с балансом полушарий, угнетение активности одного из них автоматически ведет к угнетению иммунитета.
Лучшая вакцина от гриппа — просто дать возможность проявится угнетенным функциям.
Да что там грипп.
Доктор традиционной восточной медицины скажет вам, что все болезни возникают вследствие нарушения баланса «инь» и «ян», левого и правого.
Человек, который непрерывно активизирует одно и угнетает другое — не может быть здоровым.
Нет способа.
Да только это некому заметить, поскольку на страже здоровья левополушарных людей стоит точно такая же медицина с половиной мозга, которая вместо того чтобы включать недостающие функции, стремится их заменить тем или иным способом.
Прокрустова медицина.
Перефразируя известную фразу: «А судьи кто?», можно также сакраментально произнести: «А лечит кто?». Такие же полированные винтики. Занавес.
Я на семинаре, посвященном творчеству, просил своих студентов выйти и показать что-нибудь творческое, не важно что, от души что-нибудь.
Наступала глубокая многозначительная пауза.
Потом кто-нибудь выходил и пел куплет из песни Киркорова.
«А творческого в этом что?» - спрашивал я. "Творец" не знал что ответить.
«Хорошо, теперь поделитесь правилами, которые приходят вам на ум».
О да! Вся группа преображалась, радостно и наперебой начинали сыпать правила: от «ЖИ - ШИ пиши с буквой И», до правил перехода через улицу..
Включалась тренированная половина мозга.
Не бывает бесплатного образования. За любое бесплатное кто-то платит. Иногда всей своей жизнью.
И только когда полуживое существование совсем невмоготу, приходит вконец охреневший Отличник Системы к какому-нибудь гештальт-терапевту, и тот задает легендарный в определенных кругах вопрос: «Что ты чувствуешь?»
И получает в ответ: «Ничего».
Я обычно парировал: «Живой всегда что-то чувствует. А ты?»
Начинается долгий путь к исцелению.
Трудная попытка вернуть хотя бы часть того, что было дано от природы.