Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Медиация межкультурных (межнациональных) конфликтов


Во-первых, надо отметить, что не всякий конфликт между подростками разной национальности по сути является межнациональным конфликтом. Драки, кражи, издевательства, насмешки могут происходить между подростками как одной, так и разных национальностей. При этом подростки часто издеваются над теми, кто не такой как они, не такой как все в классе. А чем этот «другой» выделяется (носит очки, имеет другие интересы или другую национальность) может не иметь значения. В этих случаях медиация не будет иметь принципиальных отличий.

Но бывают конфликты, когда сталкиваются культурные образцы поведения разных народностей. Сначала конфликт может иметь «бытовую» почву, но затем принятые в той или иной культуре образцы поведения в конфликте начинают определять поступки участников. Враждебность к человеку усиливается, поскольку в нём видят изначально представителя другой группы и переносят свое предвзятое отношение к этой группе на него. Стороны конфликта начинают реагировать друг на друга, основываясь на домыслах и предрассудках. Неприязнь и ненависть может усиливаться еще и давними конфликтами между совсем другими людьми, но участники данного конфликта теперь припоминают друг другу.

В этом случае медиация может работать на то, чтобы участники конфликта:

1.      Ограничили конфликт только конкретно своей ситуацией.

2.      Осознали, на какие ценности и нормы поведения своей культуры (своего сообщества) они ориентируются в этом конфликте, что стоит за этими ценностями

3.      К каким последствиям приводит их деструктивное реагирование.

4.      Увидели друг в друге не столько представителей другой национальности, сколько людей со своими взглядами, проблемами (причем как с одной, так и с другой стороны) и постарались понять друг друга.

5.      Обсудили, какие нормы и традиции их культур помогают решить конфликт и найти возможности примирения.

6.      Договорились, как можно, принимая важность обеих культур, решить сложившийся конфликт.

В большинстве случаев педагоги и другие специалисты не владеют способами работы конфликтов между подростками разных национальностей и поэтому привлекают полицию с ее карательными способами реагирования на конфликт. В результате вместо решения такие конфликты подавляются, замалчиваются, что увеличивает риск сильных вспышек ненависти и демонстрации силы.

      

Однажды меня как медиатора пригласили помочь решить конфликт в одной из школ. Администрация школы сказала, что у них есть русский подросток, состоящий в националистической группировке, и у него конфликт с армянской группой в школе, закончившийся «стрелкой» с использованием холодного оружия (в последний момент нож бросил на землю), и что разговаривать с ними бесполезно. Тем не менее, я встретился с подростками и выяснил, что русский подросток за последнее время испытал на себе несколько нападок от людей других национальностей (в разных ситуациях), после чего у него сформировалась неприязнь ко всем нерусским. И когда он сам обидел девушку (и в беседе признал, что был не прав), и на её защиту встал подросток из Армении, конфликт быстро перерос в межнациональный.

Задача моя состояла в том, чтобы организовать между ними диалог, в ходе которого они услышали историю друг друга и постарались восстановить понимание между собой.

Оказалось, что русский подросток совсем не хотел, чтобы его считали националистом, тем более что в школе про него пошла нехорошая молва и шестиклассники, как только он проходил, вставали в шеренгу и, дразня его, кричали «Хайль Гитлер!», а он не хотел чтобы его считали националистом и сказал, что не связан ни с какими группировками.

И армянин-старшеклассник на медиации сказал, что к нему после «стрелки» стали подходить и предлагать подраться еще с кем-нибудь, а ему совершенно не нравилась такая репутация.

Оба подростка опасались, что другая сторона будет мстить тем или иным способом.

 В ходе диалога между собой оба подростка прояснили важные для себя вопросы, у них исчезли предубеждения и страхи повторения конфликта. Сейчас после инцидента прошло много месяцев, все спокойно.

 Во-вторых: наша жизнь усложняется. Образование теперь уже не гарантирует успешности, выдвигаемые модой и фильмами образы будущего достижимы далеко не для всех, что вызывает расслоение в обществе и сильные негативные эмоции. При этом у подростков нет возможности высказывать и проговаривать (а не выплескивать и выражать) свой гнев, поскольку националистические идеи находятся под запретом. В результате они обсуждают обиды и недовольство в своем кругу, и негативные эмоции формируют образ врага, который обобщается и генерализируется по отношению ко всем инаким (на мой взгляд, важно проводить обсуждения и дискуссии на тему патриотихма и националлизма, но с анализом ситуации, а не с  ее замалчиванием якобы "у нас все хорошо"). 

           В третьих:  чтобы человек начал совершать насилие над другим, он зачастую должен перестать относиться  к нему как к Человеку. Увидеть в нем Чужого, "не-человека". То есть того,  по отношению к которому возникает отношение что "ты в праве" совершить насилие.  (Как-то увидел у шестилетнего сына книжку-раскраску, где некий «земной десант»  будущего героически  побеждает  «лошадиноголовых» с другой планеты. Нигде в книжке не сказано, чем же  так провинились последние, но издателям похоже это не важно: раз не человек, не такой как мы -  значит можно уничтожать.)

Что такое «человечность» как противоположность этому отношению? Это когда мы  знаем друг друга и общаемся   между собой не в ролях (учитель, ученик,  «лох», «авторитет»,  «черный», «белый» и т.п.), а как люди, как «человеки»: чем живет мой сосед по парте, что любит, куда ходит, что для него важно, как он воспринимает происходящее. И это понимание дает возможность относится к другому бережнее, совершать свои действия с учетом его картины мира. Важно, чтобы подростки увидели в других не столько представителей другой национальности, сколько людей со своими взглядами, проблемами, ситуациями (причем как с одной, так и с другой стороны).

 

Однажды в наш Центр "СПР" обратилась прокуратура одного из районов Москвы с просьбой решить конфликт с семиклассником из Дегестана, собака которого покусала уже нескольких одноклассников и родители которых устали жаловаться и не знали, что делать.

Мы как  медиаторы пошли к подростку домой, его мать открыла дверь и стала кричать, что собака добрая, что её сын хороший, что у собаки прививки, что они работают на рынке и пр. В течение получаса она не слышала никаких слов, что мы не из милиции, а из общественной организации  и хотим ее выслушать. Через полчаса она опомнилась и спросила: «А вы кто такие?». И мы (возможно, в десятый уже раз) сказали, что они не из милиции и что готовы её услышать. Тогда она поведала свою историю, что она с семьей приехала из Дегестана, что муж весь день работает на рынке, а они опасаются всего вокруг. Стало понятно, что они воспринимают собаку как своего защитника.

Затем мы встретились с остальными родителями и постарались понять их. К сожалению, несмотря на согласие сторон, школа не стала проводить примирительную встречу и работу казалась незавершенной. Но когда мы через месяц позвонили участникам конфликтной ситуации, им сказали, что к мальчику дружелюбно относятся в классе (даже вместе отпраздновали его день рождения), с собакой теперь гуляет отец, всё наладилось. Стало ясно, насколько бывает важно с пониманием, но без оценок и советов выслушать находящихся в конфликте людей. Что даже этого может оказаться достаточно для выхода людей из деструктивных состояний и затем из конфликта.

 

 Здесь мы подходим к  одной из проблем молодежи: отсутствие понимания.

Нежелание, неумение, неспособность понять другого (да и себя тоже).

А если этому не научили в подростковом возрасте, то у взрослых «ставки выше» -  разрушенные семьи, насилие и криминал, конфликты в организациях.

К слову,  надо сказать, что понимание другого -  задача непроста и для взрослых.

Несформированная способность к пониманию другого приводит  к  превращению его образа во врага. И  в наших силах помочь в создании условий для взаимного  понимания

 

Однажды ко мне обратились с просьбой решить конфликт между русским и грузинским мальчиком, которые столкнулись на уроке физкультуры. Русский подросток автоматически и не думая послал матом грузинского подростка, тот перевел это на грузинский и спросил: «Что-что ты сказал про мою маму?». Дальше последовала драка на уроке, затем в раздевалке, где русский мальчик проиграл и наутро пришел в школу с кастетом. К счастью, охрана это заметила, и администрация отправила ребят в нашу службу примирения.

Мы пригласили на «примирительную встречу» не только мальчиков, но и их родителей. Но перед этим предварительно встречались с каждым из них конфиденциально. Отец русского мальчика был сначала настроен достаточно агрессивно около получаса громко и без остановки высказывал свои обиды на приехавших в Москву людей других национальностей. Но постепенно чувствуя, что его впервые слушают, не перебивая и понимая его состояние (хотя не значит, что соглашаясь), он успокоился и сказал: «Ну, давайте что-нибудь делать». И начал обсуждать варианты решения конфликта.

Все закончилось примирительной встречей, где подростки обсудили произошедшее, нашли решения и договорились, как больше не попадать в подобные переделки. Также они обсуждали, достойно ли мужчины ругаться матом.

Конфликтная ситуация больше не повторялась.

 
--
С уважением,
Антон Коновалов

http://konovalov-a.narod2.ru/



В избранное