Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов нарративная практика в работе с сообществами


Хочу рассказать историю об участии в семинаре по нарративной практике работы в сообществе (9-10 июня в Москве). Эта история непоследовательна,  как и многие другие нарративные истории.

Некоторые читатели, наверное, уже знают, что нарратив - это описание историй. С точки зрения нарративных психологов,  человек (и его окружение) представляют свою жизнь в виде истории, в которых человек выделяет одни значимые для него факты, и опускает множество других. Иногда эта история трагична, и тогда в своем развитии она может привести к трагедии. Но можно вместе с человеком поискать в его прошлом «семена» его успеха, побед над проблемой, выделить их, и выстроить на них новую, «предпочитаемую» историю.


За два дня до семинара мы с коллегами были в Перми, где сложилась уникальная ситуация. В течение нескольких последних лет мы способствовали созданию в Перми группы специалистов, занимающейся реализацией и распространением практик восстановительного правосудия (и школьных служб примирения). И нам это удалось!

Эта группа активистов (в частности в лице психологов социального центра одного из районов) распространяла ценности и технологию ВП, пытаясь донести ее до коллег и до власти. И это им удалось!

Принята краевая программа «Внедрение восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае». Ура, товарищи!

Только теперь получается, что практики и специалисты в районном центре, а программу надо реализовать на уровне Пермского края. И между ними несколько ступенек административной «лестницы».

Однако, ситуация…

Ее решение видится (в частности) в создании профессионального сообщества практиков ВП, которое, не будучи связанным формальным «местом в системе», сможет наладить взаимодействие с «верхушкой» управленцев, разрабатывающих краевую программу для обеспечения «обратной связи» со стороны профессионалов-практиков. С идеей формирования такого сообщества я и пошел на семинар по нарративной практике работы с сообществами.


Ведущие семинара Шерил Уайт и Дэвид Денборо начали его с истории о своей работе с проблемами общин коренных племен Австралии, когда они перемещаясь между общинами, расположенными за сотни и тысячи километров и передавали им истории успеха друг друга.

Идею ведущих семинара я понял так:

Когда сообщество сталкивается с какой-то проблемой и не может ее решить, то в нем начинают циркулировать истории трагичного опыта. Люди переживают и теряют надежду в успешное решение ситуации. При этом члены сообщества не стремятся поделиться своими проблемами, стыдясь своего неуспеха.  Поэтому нарративный практик не дает им советов, как выйти из данной ситуации, а выслушивает их трагичные истории, ищет «исключения» из трагичных историй и на них помогает выстроить новую, предпочитаемую историю. Цитирую:

1)   «Надо дать людям возможность рассказывать свои истории таким образом, чтобы они чувствовали себя сильнее.

2)   Надо дать людям, пережившим трудную ситуацию возможность внести вклад в помощь другим, которые тоже сталкиваются с трудностями. Даже когда человеку или сообществу трудно улучшить свою жизнь, они поначалу могут что-то внести в жизнь других, и это может оказаться точкой старта.

3)   Даже если мы вначале слышим историю о проблеме, тяготах, невзгодах, потере, отчаянии -- всегда есть больше, чем одна история.»

Хотя на семинаре сообщества не было, но в учебных целях участники тренинга разделились на небольшие группы, чтобы рассказать своему «интервьюеру» ответ на вопрос: «Что мне помогает пережить трудные времена?». Сначала ответ сопротивлялся и как барсук не хотел вылезать из норы. Рефлексия опыта в малознакомой группе лично меня вызывала напряжение. Интервьюеры попытались выделить в рассказах успешный опыт людей и на общем круге сообщить его ведущим семинара. Из этих историй к следующему дню ведущими семинара были составлены два документа: текст и песня, которые на специальной церемонии (близкого нашей культуре ЧАЕПИТИЯ) были озвучены и спеты. В песне и тексте использованы только слова, сказанные людьми, поэтому каждый мог услышать в них свои мысли. В дальнейшем этот документ будет передан в русскую общину Австралии, члены которой также ищут способы изменения своей жизни к лучшему.

Итоговый текст находится здесь:

http://community.livejournal.com/narratoria/59407.html

Поскольку я не смог быть на втором дне семинара, ведущие (Шерил и Девид) прислали письмо, в котором были такие строчки:

* Мы заметили, что в любом процессе оказалось важно отмечать и признавать не только общность, но и различия. Это означает, что надо особенно бережно относиться к словам разных людей, когда мы сплетаем их в коллективное послание вокруг общих тем.

* Оказалось важно сохранять баланс между душевностью и легкостью бытия, когда мы делимся какими бы то ни было историями. Юмор очень важен и всегда имеет отношение к делу, но при этом надо бережно относиться к тому, чтобы шутками, юродством не обесценить душевность разговора или послания.

* Мы еще кое-что узнали о вашей культуре - о том, какое значение в ней имеют песни. Совершенно очевидно, что в русской культуре песни - значимые носители смысла и чувства, настроения. Нам очень интересно было бы знать, каким образом Вы решите (и решите ли вообще) использовать в вашей работе с сообществами песни.


 Анализируя идеи семинара, я бы выделил следующие значимые моменты:

 Во-первых, решение проблемы не дается извне, а рождается в самом сообществе из переплетения небольших успехов у отдельных людей, но теперь ставших всеобщим достоянием.

Во-вторых, человек слышит сходные проблемы у других людей и перестает тешить себя уникальностью «Посмотрите, какая у меня Проблема! Разве можно меня не пожалеть?».

В третьих, передавая истории от сообщества к сообществу, мы способствуем их объединению в нечто большее, возможно никогда лично друг с другом не общавшихся людей, но увлеченных процессом решения сходных ситуаций.

И последнее: составляя и «уплотняя» все новыми фактами «предпочитаемую» (успешную) историю сообщества, мы возрождаем в нем надежду, которая начинает тянуть людей вперед.


Вспоминаю поездку в Пермь, мне кажется, что в нашей работе были основы нарративной практики. Мы не давали советов, как создать сообщество, а рассказывали свой собственный опыт и известный нам опыт других организаций. Кажется, позитивный «сдвиг» произошел. Но мне самому требуется большее понимание и собственное развитие в поддержке сообщества.


Мне кажется, что подобные круги и церемонии смогут изящно применяться в конфликтах внутри класса.

Я уверен, что если в классе кого-то бьют, есть изгои, кто-то ворует, или просто множество сплетен и конфликтов – ситуации должны передаваться на решения всему классу (даже если поначалу они будут отказываться от ответственности). Здесь нет посторонних. Посыл примерно такой: «У вас в классе есть проблема (например, изгоев), и если вы как класс не можете с ней справиться, то как группа вы несостоятельны и ситуацию будет решать администрация за вас». Те, кто чувствуют себя членами группы, сообщества, собираются на обсуждение, формулируют проблему и составляют коллективный документ типа «Как я противостою насилию против меня?» или «Как наш класс преодолел неприятие «белых ворон»?». Полученные тексты (песни, рисунки) могут послужить основой для работы в других классах (возможно, других городов и стран).

Идея кажется красивой. Осталось попробовать.

Кто готов?

konovalov_Anton@mail.ru

 

 

 


В избранное