Как известно, ни одна наука не возникла просто так и на пустом месте. Перед рождением новой научной теории появляются суждения, идеи, образы и представления, основанные на знаниях, умениях и опыте.
Рождение и становление психодиагностики как науки также не было случайным.
Ещё в далёкие времена первобытные люди заметили, что не у всех охотников
и воинов одинаковая выносливость, стремительность, решительность, чёткость движений. Поэтому, готовясь к охоте или сражению первобытные люди, распределяли обязанности, между всеми участниками опираясь на физические и психологические особенности и возможности.
В Библии так же есть факт, свидетельствующий о зарождении психодиагностики, там говорится о ситуации, в которой
Бог советовал полководцу Гедеону как правильно отбирать воинов для битвы и на что в первую очередь обращать внимание.
Теофраст, живший в античные времена, в своей работе «Характеры» описал психологические типы людей, их особенности и проявления. Это позволило уже в то время выполнять психодиагностическую
функцию и определять к какому типу относится тот или иной человек. Различные психодиагностические теории со временем привели к возникновению науки – психодиагностики в развитии которой важную роль сыграли многие известные и выдающиеся исследователи. Например, Гиппократ разработал типологию темперамента, Гален наделил темперамент нравственными характеристиками, Кант – отделил свойства
темперамента от психических особенностей, Павлов – выделил четыре типа нервной системы, а Кречмер и Шелдон соединили воедино особенности личности с анатомическим строением человеческого тела и т.д.
В истории древних цивилизаций также есть не мало примеров зарождения психодиагностики.
Например, в Древнем Китае ещё за 2200 лет до нашей эры особое внимание уделялось правильному – профессиональному отбору претендентов на руководящие посты. Претендент диагностировался на умение читать, писать, считать, красиво говорить, правильно себя вести.
Подобная диагностика проводилась и в Древней Греции, Спарте, в Древнем Риме. Пифагор, известнейший
математик и философ в свою школу принимал лишь тех учеников, которые могли пройти сложные испытания и не растеряться в экстремальных ситуациях. У Сократатакже была своя система отбора. Он считал, что при выборе правителя необходимо обращать внимание на мужественность, трудолюбие, благообразность, со строгим нравом, сообразительного, с острой восприимчивостью к наукам и с хорошей памятью.
Испанского ученогоХуана Хуарте, можно по праву считать первым учённым разработавшим нечто похожее на современный тест для измерения интеллекта. Он издал книгу, в которой описал метод отбора способных детей
опираясь на такие психические процессы ...............