Глава из книги Жарова-Ермаковой "Как не орать. Опыт спокойного воспитания"
Что с ними делать? Ну, чтобы они счастливыми были, наши дети? Именно этого хочет каждый родитель, единодушно.
Надо ли мучить дитя музыкой? Грозить метлой (учись, а то будешь дворником)? Увлекать спортом, перебирая все его разновидности?
Куда вкладывать предпоследние родительские деньги и последние родительские силы?..
И если бы все было так просто: чем больше вложено в ребенка родительских денег и родительских сил, тем он счастливее…
---
Разматывать клубок начну с неоспоримого: все мы – и маленькие и большие – нуждаемся в удовольствиях, просто гоняемся за ними каждый день, час и минуту.
Удовольствия получаем от всего, чем занято человечество; оно потому и занято, что имеет от этого удовольствие.
Перечислю основные:
Еда (конечно, придется заработать, купить, приготовить).
Секс (конечно, придется наряжаться, умнеть, искать свой талант, чтобы выделиться из толпы, делать карьеру, чтобы тобой, некрасивым, восхищались).
Общение – разговор, книги, телевизор, интернет (и тут, чем ты значимее, успешнее, богаче, тем интереснее твои собеседники; умные книги сейчас стоят вдвое дороже, чем массовое чтиво).
Созидательная работа (а вот это недорогое удовольствие; каждый может, если приохочен, получать кайф от работы).
Наркотики (это самый простой и доступный способ обрадоваться, взбодриться; такой же, как еда, но неполезный – кофеин, алкоголь, никотин, травка и т.д.).
- - -
И вот ваш ребенок ищет, как только от материнской груди отлучен, другие, не менее сладкие источники удовольствий.
Вырастет до подростка – и всё, предложат ему самые доступные радости (в моем списке под номером 5). Тогда читайте километровые нотации, орите, выгоняйте из дому, плачьте… Бесполезно.
Тут уж придется положиться на природу: если от рождения она заложила мозги в голову – человек одумается, начнет более полезные удовольствия осваивать (особенно, опять намекаю, если он к этим удовольствиям смалу приохочен).
- - -
Уверена, вы уже поняли: как можно раньше, до подростковости, надо приохотить (а еще лучше – пристрастить) своего ребенка к какой-то работе.
- Ну, новость! – скажете. – Все родители, все школы, все кружки и секции только этим и заняты! Приобщают детишек к познанию, к творчеству и спорту.
А приобщают ли? Приохочивают? Скорее – отпугивают.
- - -
Ведь в каждой работе, чтобы доработаться до радости, надо пройти через пот, раздражение, усталость…Согласен на это ребенок? Конечно, нет. И кто доведет его до радости – через пот, раздражение, усталость? Личным примером, совместной работой, похвалой, любованием результатами…
- - -
Моя школьная подруга была младшей сестрой двух братьев и очень много работала по дому – прибиралась, готовила, стирала… Заставляли ее криками и понуканиями.
Хорошо помню мое недоумение: когда она приходила ко мне в гости, то становилась ленивой до неприличия, просто тарелку не хотела за собой помыть.
Так «приохотили» ее к домашней работе. А ведь это тоже кайф – из грязного делать чистое!
Именно этим «наркотиком» пользуется большинство женщин, в том числе и я: приберешься, расставишь вещи по местам, пол помоешь. Застелешь чистое постельное белье – блаженство!..
- - -
Когда у тебя есть пристрастие, дело, от которого ты умеешь получать кайф – ты кандидат в счастливые люди.
Если умеешь получать кайф из многих источников (в моем списке номера 1,2,3,4) – ты счастливый человек. Тут, правда, важно не сделать из пристрастия страсть.
- - -
Вот поэтому-то, не побывав ни за одной границей, мы с мужем сидим в своем маленьком доме за большим забором, вдвоем… и никуда не хотим ни ехать, ни идти. Все удовольствия, нужные нам, мы научились получать у себя дома, даже без телефона и компьютера.
- - -
Чаще всего мы общаемся с моим сыном Иваном (теперь он зовется Ион); он интересен вот чем:
* у него всегда хорошее настроение;
* он никогда не раздражается;
* всегда что-то сочиняет (сейчас – слова и музыку песен);
* не пользуется удовольствиями номер 5, правда кофе стал пить, когда начал ходить на работу.
- - -
Как вырастить радость? Настоящую, не запечатанную в пачке или в бутылке?
Ивана мы воспитывали, пожалуй, интуитивно, вспоминая радости своего детства.
Первое и главное – радость сочинить, сотворить.
Все необычные фразы, слова записывались торжественно в тетрадь, каждое сочиненное слово смаковалось, пересказывалось родственникам, друзьям. За особо удачные слова и фразы платили деньги. Да, сочинять – это работа!
Потом, когда писались детские книжки, Иван просто диктовал нам некоторые главы. В шестнадцать лет он сам написал книгу, получая от меня зарплату постранично.
Телевизора просто не было в доме! Хотя вру – был, но не использовался никем, не было привычки его включать. Оставалось время читать и думать.
Разговаривать. Иван присутствовал почти при всех взрослых разговорах, я не сидела дома, а ходила с ним по гостям, наверно, с двухмесячного его возраста. Возможно, то, что он слушал хорошую русскую речь, а не детсадовское угуканье – сыграло самую большую роль в его развитии.
Да, я стимулировала, оплачивала те занятия ребенка, которые казались мне жизненноважными; школа сюда не входила, а входило зато здоровье.
За круги босиком по снегу вокруг дома, за обливания холодной водой, за пробежки, за голодания Иван получал деньги. (А кому не нравится слово «деньги», может подставить другое: «яблоки», «апельсины», « разговоры перед сном», «мультики»).
- - -
Что еще мне кажется важным? Иван имел время найти свои удовольствия, научиться им, доработаться до радости… Именно поэтому он мало ходил в школу. Девять классов показались достаточным образованием, сейчас мы с ним думаем, что хватило бы и четырех.
За то время, которое его товарищи потратили на алгебру, геометрию, физику… он самостоятельно изучил компьютер, научился играть на гитаре. В школе он не аттестован по этим трем предметам, но именно так Иван сейчас и зарабатывает деньги и радость: записывает компьютерным способом песни, которые сам пишет на английском языке.
Удовольствия номер 5 были, конечно, попробованы, но не понравились.
«Мне и так интересно жить, без наркотиков», - говорит мой сын.
То же говорим мы с мужем, когда нас спрашивают, почему мы не курим, не пьем хотя бы вино…
Зачем? Нам и так очень интересно.. .
На тренинге вы научитесь лучше и более качественно общаться: выражать доходчиво свои мысли, чувствовать и понимать собеседника, быть внимательным к его словам,
доверять окружающим и строить сотруднические отношения.
Кроме этого, Базовый дает привычку развиваться так, чтобы получать от этого удовольствие, позволяет взглянуть на свою жизнь с непривычных сторон, найти свои новые возможности и начать жить по-новому ярко, по-новому сильно, по-новому
радостно.
Откройте свои настоящие возможности!
Тренинг начнется 29 июня в 19:00, будет проходить в регулярном режиме (6 еженедельных занятий).