Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Технология счастья: психология успеха на каждый день.Мальчик-с-пальчик и 'воображаемые друзья' детей


И если вдруг беда нагрянет,  Опорой старшим братьям станет!  Он их от гибели спасёт  И счастье дому принесёт!

Всем родителям и психологам отлично известен такой феномен детской психологии как выдумывание некоторыми детьми «воображаемых друзей».

Мнения взрослых (умных взрослых!) по этому поводу почти что не расходятся: выдумывание себе «воображаемых друзей» на каком-то этапе развития, это отлично работающая самотерапия ребёнка! Не вмешивайтесь! Не высмеивайте! Не пугайтесь и не запрещайте «врать»!

Это ни в коем случае никакой не «тревожный симптом» и не признак психопатологии.

Конечно, стоит признать, что «воображаемых друзей» выдумывают себе дети не все и не всегда, а те и только тогда, когда переживают весьма нелёгкий период в своей жизни (объективно или субъективно обусловленный!) и нуждаются в «дополнительной защите», в поддержке, в «друге», про которого не знает никто и которого не видит никто, кроме него самого – ребёнка!

Но не стоит тут же себя (или кого-то ещё) обвинять в том, что ваш ребёнок «страдает». Родители – не боги! Возрастные кризисы, объективную обстановку в обществе, индивидуальные особенности психики ребёнка – никто не отменял!

Родители не могут (и не должны!) лечь костьми, чтобы обеспечить своему чаду – безоблачнейшее детство, бесконечную анимацию с клоунами, идеальнейший рай и полный психологический комфорт. А кто это кому может вообще обеспечить?..

Но научить своего детёныша – справляться с тревогами и с ощущением «заброшенности» – вот это родители  – должны! Научить ребёнка – самостоятельно себя развлекать, занимать, утешать, отвлекать, ободрять!

И, конечно, включение в голове ребёнка – фантазии, воображения, потребности творить (выдумывать, строить) свои миры – лучшее подспорье для тех родителей, кто мечтает о самозанятости своего тревожного ребёнка.

И поэтому вот в тот самый момент, когда ваш ребёнок (почему-то) чувствует себя слабым, беспомощным и одиноким – ему стоит позволить иметь «воображаемых друзей» и не критиковать его доверие к вам – когда он рассказывает свои вымышленные истории, делится сокровенной тайной!

Однако, ребёнку стоит ещё при этом и помочь – научить как же выдумываются такие «друзья» и что вообще «так бывает»! В этом отношении сказка «Мальчик-с-пальчик» работает идеально!

***
Мальчик-с-пальчик – лекарство для самых маленьких

Фантазия очень маленького ребёнка не может ещё пока что справиться с такими сложными абстракциями как «невидимый» друг! Ребёнок не видел ничего «невидимого»! Он – ещё тот «реалист»! И он знает, что в невидимое вы тоже как бы не поверите. А в маленькое – поверите! Такое у вас дома – сплошь и рядом!

В маленькой голове есть объективные и понятные ребёнку  представления о вещах малого и очень малого размера, которые можно не заметить, не обнаружить –  в силу того, что они – просто-напросто – малы. Бабушка ищет напёрсток! Если бы напёрсток был размером со шкаф, бабушка бы его, наверное, не искала!

Мальчик-с-пальчик НЕ невидимый помощник своим братьям и читателям! Никакой сложновыдуманной «мистики», недоступной пока малышу, в этой сказке ещё – нет! Мальчик-с-пальчик просто-напросто – очень и очень – маленький. Как напёрсток!

Вот поэтому его – крошечного – и не замечают «Большие Взрослые»! Поэтому всегда можно его от них «спрятать», рационально объяснив маме и папе – куда же делся твой «друг», который тебе всегда во всём помогает. Он – спрятался. Он же совсем, совсем – кроха!

***
Перечитайте сказку «Мальчик-с-пальчик» ещё раз! Этот «вымышленный друг» шести братьев появляется в их жизни только потому что – им жить нелегко! Какие только перипетии не выпадают на их долю!

Это вам скажет любой человек, перечитавший текст глазами психолога. Эту сказку идеально воспримет бессознательное детей от 2-х до 5,5 лет! Им ведь тоже нужны воображаемые друзья! И если вы подарите им смолоду этот инструмент фантазии – инструмент простенький,  как раз по их детскому уму – это будет лучший подарок!

***

Когда же ребёнок станет уже более взрослым и научится оперировать изощрёнными сложными сказочными абстракциями – к нему придут и более сложные сказки, которые тоже научат его выдумывать себе «воображаемых друзей», если ему это потребуется!

Это и «Карлсон, который живёт на крыше», и «Чёрная курица или подземные жители», и «Питер Пэн».

Без «воображаемых друзей», которые всегда рядом с тобой и которых не видят «злые и насмешливые дети и  Взрослые», без них, воображаемых,  –  счастливое, психологически комфортное и «волшебное» детство вряд ли вообще может состояться! Да и взрослый вырастет из такого ребёнка – угрюмым материалистом...

У каждого, у каждого  из вас тоже были ваши воображаемые друзья, которых, правда... дарили вам со своего плеча – родители!

Возьмём хотя бы Деда Мороза! И неужто же вам никогда за хорошее поведение не приносил мандаринку –  «зайчик», пробегавший мимо окна, пока вы почивали?

А Ангел-Хранитель (теперь мы все живём в другое время, и в некоторых семьях, кроме «зайчиков» и «дедов Морозов» есть ещё и Ангелы-Хранители)?..

Но то – воображаемые друзья, которых дети заимствуют из культуры  Взрослых.  А как же самим, не творить? Пользоваться готовым?

Разумеется,  нужно чтобы сам ребёнок тоже запустил своё воображение на полную катушку и научился – самостоятельно – придумывать себе какой-нибудь свой мир, свои сюжеты, небанальные, личные, с характером  – новых героев, новые персонажи! Может быть, он обогатит ими мир? Или просто не будет паниковать и проживёт свою жизнь с улыбкой?..

***
Для всех взрослых в качестве Заключения я порекомендую прочитать недетский рассказ писателя Сэлинджера «Лапа-Растяпа». Он – о девочке, которая тоже имела воображаемых друзей... Только этот рассказ вы своим детям не прочитаете... Но знать его всем родителям – просто необходимо!

***
И всё же... давайте закончим на сказочной ноте! Я завершу своё маленькое сказкотерапевтическое эссе на тему творчества Шарля Перро – сказкой Алексея Ремизова, что неслучайно ведь вспоминал Мальчика-с-пальчик, когда писал –  свои чудо-истории:

«В лес дремучий по камушкам Мальчика с пальчика,

Накрепко за руки взявшись и птичек пугая,

Уйдём мы отсюда...

Не мороз — это солнышко едет по зорям шелковым,

Веют и греют тихие сказки…

Ветер… ты меня не покинешь?»

***

Ветер, ветка дерева, луч солнца, камень, волна  — это ведь тоже невидимый, воображаемый друг.

Если у вас, взрослого человека, конечно, сохранилась фантазия. И если этот Друг нужен именно теперь –  вашему сердцу... Ветер, ты меня не покинешь?..

Елена Назаренко

 www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

Авторская разработка центра - методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее... 


В избранное