Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Технология счастья: психология успеха на каждый день. Идеи для вдохновения и поиск сюжетов сказкотерапевту


Давайте вспомним, с какими книжками, травмировавшими вас в детстве (и юности), вы так и не «свели счёты» и напишем свое окончание истории.


У каждого из нас с детства есть опыт травмирующего чтения.

За примером далеко ходить не надо. Почти всех советских школьников в своё время травмировала повесть Тургенева «Муму». На эту тему сложено много анекдотов. А ещё много анекдотов (также в своё время) было сложено на тему «Василий Иванович Чапаев и Петька». А вы не задумывались – почему?

Одна из функций анекдота – исцелить травму горя. Этой же функцией, между прочим, обладает и сказка. Только она исцеляет травму горя по-своему.

Неудивительно, что анекдоты «про Чапаева» – «заговаривали» (захихикивали) травму юных советских школьников, посмотревших фильм «Чапаев» и увидевших, как добрейший Борис Бабочкин тонет в реке Урал...

То же самое и с Муму (как это ни звучит анекдотично, такое вот сопоставление двух тонущих).

Тексты, концовки которых меня не устраивают

Этим текстом должен быть необязательно роман, рассказ, повесть. Это может быть вполне и фильм, и мультик, и даже – картина, нарисованная художником.

Главное, чтобы этот сюжет вызывал лично у вас раздражение.

Психологи говорят, что нельзя жить с раздражением – его нужно творчески сублимировать. Незавершённые гештальты необходимо «закрывать».

А вы думаете, что это относится только к проблеме «не могу помириться со старой подругой»? Нет! Увы, но это же всё в равной мере относится и к тем текстам, с которыми мы до сих пор находимся в беспрерывном взвинченном «диалоге».

Если это происходит на уровне подсознания, это не означает, что этого – нет.

Итак, гештальты надо закрывать. Надо вспоминать Все свои травмы и прощать тех, на кого мы (оказывается!) уже 20 лет точим зуб, звонить тем, с кем не договорили и … заниматься сказкотерапией «неправильных книжек» и кинокартин...

Феномен «Фанфиков»

Фан Фикшен – «писательство фанатов». Этот современный феномен массовой культуры (массовая культура – это не значит «плохо») и лёг в основу сказкотерапии прочитанных когда-то с болью или агрессией книг (или иных текстов).

Сказкотерапия травматических текстов много взяла от фанфика. Ведь как правило фаны тоже берутся за перо и досочиняют «свои» продолжения и версии именно и лишь потому, что им сильно не нравится, как их уважаемый Автор «поступил» с тем или иным персонажем!

Почему сказка?

Ну, здесь всё просто! А как ещё «спасти» героя реалистического произведения, если не подключить к его спасению чудеса и весь сказочный арсенал?

Именно так ведь в 20 веке и родился-то жанр «магический реализм». Писатели и сами не знали, как помочь своим героям (которые живут в таком кошмаре) и намеренно вводили в ткань своей обычной реалистической прозы чудесные чудеса.

Самый яркий пример из самых первых – «Мастер и Маргарита» Булгакова. В Москве 30-х «разрулить» всё к более менее справедливому финалу мог, увы, только Воланд.

Сказкотерапия «неправильных сюжетов» – это единственный способ

  • а) узнать в ходе писания, какая жизненная проблема вас больше всего сейчас волнует

  • б) как вы её решаете

  • в) избавиться, наконец, от незакрытых гештальтов ваших детских читательских травм.

Самый первый, наверное, в истории случай сказкотерапии «неправильных сюжетов» – коллективный, массовый, исторический.

Это та знаменитая история, когда тысячи возмущённых читателей буквально завалили телеграммами писателя и «заставили» Артура Конан-Дойля «оживить» убитого им Шерлока Холмса.

Именно после шквала писем и выяснилось, что после дуэли с профессором Мориарти Холмс повис на скале, но отнюдь не умер.

Конан-Дойлю Холмс попросту тогда надоел, а вот у читателей получилась из-за этого психологическая травма...

Мы не знаем – чем руководствуются писатели, когда жестоко поступают с теми или иными героями. Может быть и такими низменными расчётами как тогда Конан-Дойль...

Тем более наша задача – «исправить реальность», «восстановить справедливость», «дать место чуду», «позволить себе небанальную интерпретацию»...

Отточив этот навык в поле Текста, мы перенесём этот навык и в свою жизнь. Мы теперь будем редко соглашаться со всем, что она нам предлагает. Мы научимся переписывать Жизнь по-своему.

Особенно «сказкотерапия не понравившихся книг» полезна детям – самым активным и самым доверчивым читателям, ещё пока что не циничным и не равнодушным, как взрослые.

Читайте со своим ребёнком книги и переписывайте их финалы. Переосмысляйте героев, производите «плохих» в хорошие, как сделала это (тоже под давлением читателей!) госпожа Роулинг с профессором Снеггом...

Уменьшайте Зло в Текстах, и оно станет уменьшаться количественно во Вселенной.

Написание и рассказывание сказки (мифа) – это ведь древняя магия человечества.

Так что не бойтесь читать книги и смотреть фильмы и испытывать при этом раздражение. Раздражение полезно всегда (ведь не реагирует только мёртвое). Однако ваше «раздражение» должно быть продуктивным.

А теперь давайте вспомним: с какими книжками, травмировавшими вас в детстве (и юности) вы так и не «свели счёты».

Вы до сих пор не знаете, о чём сесть и написать справедливую, волшебную, утверждающую Милость, Чудо и Добро – сказку?

А вы что, так легко согласились со смертью Мальчиша-Кибальчиша? Кузнечика, съеденного лягушкой? Вам не было жаль Онегина, получившего хамский отказ от Татьяны?

И, наконец, надо же что-то придумать с беднягой Муму! Я уже не говорю про «Превращение» Кафки...

Елена Назаренко

 www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

Авторская разработка центра - методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее...


В избранное