Сколько не говори о том, что мир – это то, что мы о нем думаем, все равно его тянет как-то объективно оценить: «хорошо это или плохо, если не в общем, то конкретно для меня?»
По большому счету, вся махина принятия решений строится на оценках: этот вариант хуже, этот – лучше; это – хорошо, то – плохо. А значит пойду сюда, а туда – нет.
Можно долго разглагольствовать о том, что любой вариант, любая ситуация может стать конфеткой, но верится в это исключительно умозрительно. Когда же доходит до практики,
все мы становимся на привычные рельсы: есть то, что для нас хорошо, и есть то, что для нас плохо. Поэтому я не буду сегодня рассказывать, как можно по-другому, а расскажу, как можно и так.
Оценочная позиция в принципе логична, если не в контексте «нас», то в контексте ожиданий, которые мы возлагаем на ситуацию. Есть ситуации, соответствующие нашим целям, есть – обратные, и множество средненьких. В первом случае все, что вы запланировали, пройдет без сучка без задоринки, во втором – сколько сил туда не вложи
– все равно не выгорит, а про третьи мы вообще ничего не знаем. Там может быть как угодно. И в моменты принятия каких-то важных решений нужно, необходимо, если не точно оценить, то хотя бы прикинуть наши шансы на победу.
Стандартный механизм определения последствий – это монетка. Внутренняя монетка, подбрасывая которую, мы узнаем – получится или нет? Если получится – мы бросаемся на амбразуру, и достигаем, во что бы то ни стало. Если нет – складываем руки на коленках и по возможности не делаем ни одного
лишнего телодвижения в заданную сторону.
Механизм «с наворотами» - это логическая монетка, от обычной она отличается наличием конструкций «если-то». Встречаются экземпляры, использующие чувства, эмоции, зуд в левой пятке, или общее настроение. Но в результате получается не более чем пятикопеечная монета, подброшенная во внутреннем пространстве логики, эмоций или чего-то другого.
Ситуация осложняется вот чем: обычно вы принимаете решение коллегиально. Представьте это так: у вас внутри сидит жюри, и каждый
из участников ставит какие-то оценки. Отсюда метания: да, или нет.
Игровая система «Симорон» в этом случае не предлагает ничего оригинального. Концепция симования, изложенная Бурланом в книге «Симорон из первых рук» говорит о том же: есть объективное нечто – читуация, объект, явление, и в нем уже заключено какое-то количество Симов. Много Симов – хорошо. Мало Симов – плохо. Впрочем, явного оценивания Бурлан избегает, и Симы у него – скорее показатель соответствия ситуации, объекта или явления лично вам.
Симование отличается от эмоциональной или интеллектуальной оценки исключительно местом, которым вы определяете эти симы. И тут в нас говорит мечта о гипотетической возможности познания нами объективного мира: что все-таки есть в нас место, которое способно увидеть все таким, как оно есть. Очень хочется согласиться, да?
Я уже не раз говорила о том, что игра – это способ расширить свои возможности, и в этом смысле симование расширяет их – оно позволяет вам: 1. особенно не задумываться о том, как и почему
вы принимаете решения и положиться на некий работающий механизм; 2. избавляет вас от уравновешивания мнений членов вашего жюри; 3. вносит в обычную ситуацию элемент необычности, который позволяет вам выпустить свое творческое начало.
Однако есть один недостаток. Симование – это достаточно формально и серьезно. Принимая эту концепцию, вы автоматически соглашаетесь на объективную реальность, с которой вы ничего не можете сделать. И игра – то, что включало вас в процесс и позволяло двигаться дальше
– пропадает.
Я предлагаю вам, если вам и охота играть в оценки, делать это хотя бы весело. Качество коньяка, как известно, измеряется звездами. Чем больше – тем лучше. Попробуйте посмотреть так же на любое происшествие, которое вам нужно оценить: сколько в нем звезд? Те же Симы, но в менее серьезном варианте: ну как можно относиться серьезно к коньячным звездочкам, а?
Представьте ваши звезды, например, вертикальной шкалой. Когда вам нужно понять, как соотносится то, что происходит, с вашими целями,
представьте, как звезды на этой шкале загораются снизу вверх. Сколько звезд загорелось? А сколько их всего?
Все в жизни относительно. Если удавов можно мерить попугаями, то почему бы ситуации не мерить коньячными звездами? Тем более в моменты, когда эту систему вы понимаете лучше, чем собственные эмоции, чувства и мотивы. Ведь всем известно, что:
- одна звезда: полная бодяга; - две звезды: техническое, подходит разве что для встряски и протирки морды продавца; - три звезды: пить уже можно,
но удовольствия еще не получится; - четыре звезды: не три, но и не пять, ни то и ни се; - пять звезд: подарок есть, но какой именно, пока не попробуете, не узнаете; - семь звезд: это не для жажды, это для удовольствия!
В роли коньячных звезд может выступать что угодно, если вы понимаете, что значит каждое из делений вашей внутренней шкалы, и чтобы вам было весело. И менять вашу систему можно хоть ежедневно: сегодня звезды, завтра – машины, послезавтра – цвета радуги, после-после-завтра
– игрушечные медведи. Глупость и игра позволяют вам найти именно тот образ, который расскажет вам о сути вещей тем языком и теми аналогиями, которые вы поймете лучше всего.
Попробуйте поиграть в эту игру хотя бы один день – и обязательно поделитесь впечатлениями. Каждый человек – это уникальный мир со своими личными каждодневными открытиями. Так почему бы не сделать их весело и легко?
По здравом размышлении и причинам технического характера мы возвращаемся к старой схеме набора семинарских групп: по предварительным заявкам. Таким образом, следующие семинары в Киеве и Харькове будут проводиться по факту набора полной группы.
Общая информация о семинарах есть вот на этой странице, а форму заявки на участие можно заполнить здесь.
Для пожеланий и идей на нашем форуме есть специальный раздел: Планируем вместе!.
А если у вас есть какое-то предложение или ценная идея - мой почтовый ящик к вашим услугам.