В качестве примера опишу случай работы с Русланом, представителем так называемого среднего бизнеса. Вначале я получил от него письмо. Письмо любопытное, поэтому приведу выдержку из него:
'Мы уже много лет торгуем продуктами питания оптом и в розницу - имеется небольшой магазинчик. Все довольны, жизнь в компании идет размеренно. Мы не бедствуем. Но мы остановились в своем развитии! У меня в последнее время появилось ощущение, как будто сидишь в тесном, старом костюме, из которого давно вырос. В общем, чувствую, что способен на большее. Одно время пробовал писать
- получалось довольно нудное морализаторство. Подумывал, не податься ли в депутаты? По крайней мере, в нашей Думе не соскучишься: Очень хочу что-то изменить в своем бизнесе, в себе. Но не знаю - как это сделать и что, собственно, менять? Прямо как в той сказке - пойди туда, не знаю - куда: У меня обычно появляются особые, приятные ощущения, когда я покупаю новый костюм. Чувствуешь себя другим человеком - бодрым, энергичным оптимистом. Но, как и какой костюм нужно подобрать для фирмы, чтобы у всех появилось желание
измениться: Может быть если бы у нас была обычная фирма, я бы уволил половину и набрал тех у кого что называется - горят глаза, но когда в компании работают жена, тесть, брат: Ведь, в общем-то, особых проблем нет. Да и нет полной уверенности в том, что изменения действительно нужны.'
Чем я помог Руслану?
Ну, прежде всего, он от меня получил психо-эмоциональную поддержку и помощь в понимании ситуации, которая сложилась в его жизни, в его компании, в выявлении возможных проблем и анализе способов их решения.
Я выполнял функции доверенного лица, снижал давление на Руслана со стороны родственников-подчиненных (в случае начала реорганизации его бизнеса) и уменьшил уровень конфронтации внутри его компании.
А еще был его имиджмейкером, и подобрал (в прямом и в переносном смысле) тот самый костюм, в котором Руслану и его команде стало уютно и комфортно.
Ну и, наконец, я участвовал в осуществлении PR, рекламной политики и разработке стратегии продвижения его фирмы и лично Руслана, включая координацию 'обратной связи'.
Таким образом, получая реакцию воспринимающего окружения, я перевел ее Руслану в виде советов, образов и коррекции его стратегий.
Как шла работа с Русланом?
Так, первоначально изучалась мотивация, определялись способности, возможности, интересы, особенности характера Руслана. Выявлялись его цели, задачи.
Нередко мои клиенты не осознают истинные, первичные свои цели и задачи. Был у меня клиент, который считал, что главная его цель жизни - заработать миллион долларов, а на самом деле он просто нуждался в безопасности и в одобрении окружающих.
Была клиентка, стремившаяся сделать успешную карьеру, но в основе этого было желание заглушить боль, связанную с недавним разводом, потерей любимого.