Вы заметили,
что воспринимать критику гораздо сложнее, чем критиковать самому? От
чего зависит наше восприятие критики? От того, кто критикует, как критикует
и по какому поводу.
Критиковать
нас могут люди незнакомые и знакомые. Если это незнакомый человек, то
правильнее всего будет просто не обращать внимания на такую критику.
Вы этого человека видите, может быть, в первый и последний раз. Поэтому
просто не слушайте его и сразу же забудьте все, что вам сказали. Самое
главное - не начинайте спорить с таким человеком. Спор - это процесс
доказывания другому человеку своей точки зрения. Вам действительно важно,
чтобы этот незнакомый человек принял вашу точку зрения?
Гораздо
сложнее дело обстоит со знакомыми. Критику с их стороны воспринимать
гораздо сложнее и иногда обиднее. Но в то же время она зачастую бывает
полезна. Давайте рассмотрим отдельно разные случаи критики со стороны
знакомых и близких людей.
Вас критикует
ваш начальник. Да, начальству трудно возражать, если начальник что-то
решил, значит, так оно и есть. Например, вас ругают за то, в чем вы
нисколько не виноваты. Здесь нужно правильно сосредоточиться. Не слушайте
эту ругань, вы ведь знаете, что вы не виноваты. Ни в коем случае не
перебивайте начальника, он от этого только больше разозлится. Сосредоточьтесь
на собственных физических и эмоциональных ощущениях. Что вы чувствуете
в такой момент? У вас начинает быстро биться сердце, кровь приливает
к лицу, учащается дыхание, может быть, сжимает горло, или начинает кружиться
голова. Просто почувствуйте, что изменилось, когда на вас начали кричать.
А ваши эмоции: это подавленность, растерянность, страх, желание расплакаться
или закричать? Осознайте и эти ощущения. Ваша цель в процессе выслушивания
ругани как раз не ее выслушивание, а осознание себя. Если вы уже проанализировали,
что вы чувствуете, а вас продолжают ругать, начинайте регулировать свои
ощущения. Сосредоточьтесь на дыхании, постарайтесь дышать медленно и
глубоко. Если вам это удастся, ваше сердце также будет биться медленнее.
Постарайтесь внутренне расслабиться, если вам удастся это сделать на
фоне ругани. Пропускайте слова начальника мимо ушей. Вы скажете, легко
говорить, трудно сделать. А кто сказал, что легко? У вас есть шанс в
данный момент - учитесь! Учитесь властвовать собой! Наконец, начальник
устал ругаться. Теперь, если вы смогли хоть немного успокоиться, вы
можете спокойно - обязательно спокойно - высказать свою точку зрения:
"Вас неправильно информировали (дело обстоит немного по-другому
и т.д.)". Только именно в первой фразе постарайтесь не допустить
критики в адрес начальника. Не начинайте свои речь словами: "Вы
неправильно поняли", "Вы неправы", "Я не виноват".
Это может еще больше завести начальника. Не оправдывайтесь. Старайтесь
изложить факты и только факты. Если же вам не дали высказаться, вернитесь
в свой кабинет и приведите свои чувства и мысли в порядок. В следующий
раз, когда вы уже будете знать, как ваш организм реагирует на крики,
сразу же начинайте стабилизировать его работу, как только вас начнут
ругать. Не давайте себе слушать ругань, а работайте над собой.
Это был
случай, когда вас критикуют несправедливо. Теперь наоборот - вся критика
в ваш адрес совершенно справедлива, но, может быть, произносится на
повышенных тонах. Вот теперь самое время сосредоточиться именно на словах
начальника. Слушайте как можно внимательнее, но не тон его голоса, а
слова, которые он произносит. Вам в данный момент говорят, как нужно
сделать, и как делать не нужно. Сосредоточьтесь не на себе, не на своей
обиде, а на деловом разговоре - вы поймете, что вам нужно сделать. После
речи начальника сразу же спокойным и деловым тоном скажите: "Я
понял(а), я сделаю именно так, как вы сказали", и перескажите своими
словами то, чего от вас хочет начальник. Скорее всего, он остынет и
поймет, что вы конструктивно восприняли его слова и сделаете все правильно.
Но в любом случае не допускайте личных выпадов в свой адрес. Если вы
чувствуете, что слова начальника направлены уже не на ваши действия,
а на вас лично, скажите (найдите в себе мужества так сказать): "Я
знаю, что заслужил Вашу критику, но я хотел бы просить Вас, чтобы Вы
не допускали личных выпадов, если Вы хотите сделать мне замечание
по поводу моих ошибок или недосмотров". Это будет реакция уверенного
человека. Если ваш начальник умный человек, он после этого станет вас
больше уважать. А если нет - возникает вопрос - а стоит ли работать
с таким начальником? Хотя это уже совсем другая история…
Раз уж
мы начали разговаривать про критику на работе, давайте поговорим о критике
от коллег, то есть людей, которые работают с вами и находятся в равном
с вами положении.
Здесь
тоже может быть справедливая и несправедливая критика. Вот какие советы
дает читательница рассылки по поводу несправедливой критики:
Мне друзья советуют в такие моменты не оправдываться, а отшутиться,
или подтвердить факт критики: "Да, я, мол, такая, что дальше?".
И посмотреть, что будет дальше…
Я с этим полностью согласна. Если я так поступаю, конфликт заканчивается,
даже не развившись.
Еще способ. Я выслушиваю речи о том, что я такая-то, такая-то и еще
такая-то, и мне это начинает надоедать, я резко прерываю говорящего
вопросом: "Это все понятно, Ваши предложения по исправлению ситуации?"
или "Что я сейчас должна сделать, чтобы исправить ситуацию?".
Человек обычно переходит к рассмотрению решения проблемы, и конфликт
исчерпан.
Если же
критика справедлива, подойдите к вопросу по-деловому. Скажите: "А
знаешь, ты прав. А я даже не замечал за собой такого. Хорошо, что ты
сказал мне об этом. Я постараюсь исправить этот недостаток. Может, ты
поможешь мне и будешь и дальше подсказывать, когда заметишь, что я снова
так поступаю?"
И конечно же помните, что критикуют не лично вас, а ваши конкретные
действия. А ведь действие - это еще не человек!
А в следующий раз мы
рассмотрим процесс восприятия критики от близких людей.