Название «поп-психология» возникло по аналогии с поп-музыкой: «популярная (т.е. предназначенная для массового потребления) психология». Её можно также назвать «упрощённой психологией».
Развитие этого направления связано с возросшим интересом в обществе к психологическим знаниям. При этом большинство людей не интересуют сложные теории и научные концепции. Они ждут от психологии простых рецептов, поданных в развлекательной форме.
Распространению поп-психологии способствуют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, а в последние годы – Интернет). Марк Гриффитс, британский психолог, отмечает, что «ряд отдельных психологических тем имеет тенденцию часто перекликаться с темами бульварных газет. Почему это происходит? Заголовки газет отражают то, что интересно людям и то, как редакторы представляют себе интересы читателей. С этой точки зрения убийства, секс, жизнь королевской семьи, войны, бедствия, насилие, преступления,
астрология, парапсихология, оккультизм, наркотики и жестокость – всё это, так или иначе, связано с психологией. Психология как наука, однако, занимается только частью перечисленных проблем».
В истории психологии известно немало случаев, когда учёные занимались популяризацией психологических знаний, писали статьи и книги для широкой аудитории, участвовали в радио- и телепередачах. Книги Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Владимира Леви, Михаила Литвака и других известных специалистов пользуются большим спросом не только у студентов-психологов. Однако далеко не каждый учёный или практик в состоянии писать простым и понятным языком. Некоторые вообще считают ниже своего достоинства писать для «глянцевых
журналов». Но если академическая психология не обеспечивает людей информацией, в которой они заинтересованы, тогда в дело включаются поп-психологи – люди, которые иногда имеют весьма отдалённое отношение к научной психологии.
Как отмечает Сергей Степанов (доктор психологических наук, автор многих статей в газете «Школьный психолог»), «деловитые американцы тратят свыше миллиарды долларов ежегодно на всевозможные психологические руководства в стиле "Думай и богатей", "Ваш путь к успеху", "Приемы эффективного лидерства", и т.д., и т.п. Со времен Дейла Карнеги литература такого рода пользуется огромной популярностью, но, увы, приносит гораздо меньше практической пользы, чем обещает. Сегодня, когда подобные руководства завоевывают
все больший успех и у нашего читателя, настало время разобраться, насколько им можно доверять. Ведь, как выясняется, многие "мотивационные" книги содержат далеко не бесспорные идеи, которые однажды пришли в голову их авторам, но никакого научного обоснования не имеют. Хуже того, некоторые тезисы, которыми потчуют своих читателей современные гуру от поп-психологии, входят в прямое противоречие с данными научных исследований и не столько способствуют, сколько препятствуют самосовершенствованию и достижению жизненного
успеха».
В стремлении людей получить знания в доступной форме нет ничего удивительного. Однако при отборе информации нужно руководствоваться принципом «Доверяй, но проверяй».
Вы можете обсудить материалы рассылки, поделиться своим мнением, задать вопрос психологу на форуме:
http://psi911.com/forum.htm