Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология успеха

  Все выпуски  

Психология: мысли вслух


            Психология - мысли вслух

                    март 2009


Психосоматика кризиса Марк Сандомирский опубликовано: газета ИЖ март 2009 Обратная связь: re3@mail.ru http://re3.livejournal.com Стало модно говорить о "кризисном синдроме". Конечно, это не строгий медицинский диагноз, а скорее описание клинических последствий психологического состояния - эмоциональной напряженности, связанной с проживанием кризиса как хронического стресса. Правильнее говорить о психосоматических проявлениях индивидуальных реакций в условиях общего кризиса, или о кризисной психосоматике. На уровне психики это панические атаки и тревожные расстройства, а также скрыто протекающие, т.н. "маскированные" депрессивные состояния (в некоторых случаях они могут перерастать в глубокую депрессию с ее типичными симптомами, от утраты интереса к жизни до суицида). "Масками" упомянутых депрессивных состояний служат болезненные зависимости (алкоголь и т.п.), а также телесные "маски", чаще всего обострение ранее имевшихся телесных заболеваний, в происхождение которых вносят вклад стрессы. Это целый "букет" психосоматики, классические психосоматические расстройства, которые на почве переживания кризиса расцветают пышным цветом. Среди типичных проявлений: -повышение артериального давления (гипертонические кризы) -заболевания пищеварительного тракта (проблемы с кишечником, желудком) -эндокринные заболевания: проблемы со щитовидной железой (гипертиреоз, тиреоидиты), с поджелудочной железой (ухудшение состояния больных сахарным диабетом) -неврологические проблемы (особенно головные боли, головокружения - синдром Меньера) -сексуальные расстройства, особенно снижение мужской потенции. Что касается жизненных обстоятельств, приводящих к подобным срывам, то они во многом стереотипны - болезненные психосоматические реакции в условиях кризиса зависят не от специфики стрессов, а от индивидуальных особенностей организма - наличия "слабого звена", в котором и происходит прорыв. В целом варианты жизненных стрессов в период кризиса можно свести к 2 группам: 1. У наемных работников, средне- и малообеспеченных групп населения -Уволили с работы -Объявили о предстоящем сокращении - в числе кандидатов "на вылет" -Отправили в неоплачиваемый отпуск -Сократили зарплату -Заставляют работать "за себя и за того парня", то есть в дополнение к прежним выполнять еще и обязанности уволенных работников. Как правило, кроме повышенной утомляемости, астенизации это еще и сопровождается тревожными переживаниями того, что "долго так не продержаться". -Страх потери работы ("куда я тогда пойду") -Переживания потери перспективности работы, воспринимаемые как "крах карьеры" и сожаления о затраченных на нее ранее усилиях и "инвестированном" времени ("после того, как я отдал этой фирме столько лет жизни") -Вследствие потери работы и ухудшения материальной ситуации возникают проблемы в личной жизни, вплоть до распада семей ("сначала потерял работу, а потом семью - никому теперь не нужен"). В молодых семьях - временный отказ от деторождения -Снижение уровня жизни, вынужденный отказ в целях экономии от привычных способов организации досуга (поездки, увлечения и т.п.), необходимость прервать учебу -Ухудшение жилищных условий и потеря перспективы их улучшения 2. У обеспеченных групп населения ("богатые тоже плачут") варианты более индивидуализированы. В качестве примеров можно привести различные варианты "стресса бизнесмена": Автодилер - "зависла" крупная партия машин, они не распродаются, а расчеты велись на кредитные средства, "счетчик тикает" Гендиректор оптовый торговой фирмы: обанкротился партнер, получавший товар на консигнацию, с отсрочкой платежа - вложенные деньги пропали Девелопер - вложил большие средства в строительство, не хватает средств для завершения объекта, "квадратные метры" не распродаются Банкир - частные вкладчики толпой ринулись досрочно изымать депозиты, банк перешел в категорию "проблемных" Владелец турфирмы - продажи упали, не окупается даже аренда офиса, бизнес придется закрывать Владелец СМИ - рекламные доходы упали, издание себя не окупает, через 2-3 месяца придется его закрыть или заморозить Из неожиданных наблюдений: коллеги-врачи, занятые обслуживанием ВИП-пациентов, жалуются на падение обращаемости. Это не означает, что обеспеченные люди стали меньше болеть - они стали обращаться в "простые" лечебные учреждения, отказываясь от дорогостоящих эксклюзивных лечебных и косметологических процедур Вопросы? Пишите, комментируйте

В избранное