Интеллект: инструкция по применению Уровни развития интеллекта. Часть 1
Здравствуйте!
Перед вами следующий выпуск рассылки «Интеллект - инструкция по применению».
Сегодня мы поговорим о том, как определить реальный уровень развития интеллекта. В прошлом выпуске мы узнали, что тест IQ нам в этом не поможет. Решение выдуманных задач к интеллекту отношения не имеет.
Тогда как определить реальный уровень? Только путем анализа того, как человек реагирует на реальные жизненные ситуации и какие результаты при этом получает.
Критерии оценки интеллекта
Если кратко описать работу интеллекта, то она состоит из трех этапов:
Постановка цели
Построение плана действий и анализ возможных проблем.
Достижение цели
Казалось бы очень легко оценить интеллект по достигнутым результатам. Это неверный подход. Люди находятся в разных стартовых условиях.
Например, мы узнали, что кто-то получил Нобелевскую премию, а кто-то опубликовал ряд научных работ, но премию не получил. Вроде бы первый человек умнее. Но если мы посмотрим на стартовые условия, то увидим, что первый получил в премию, работая в составе группы нобелевских лауреатов и пришел уже на все готовое.
Теперь посмотрим на другого человека, который премию не получил. Возьмем биографию реального ученого. Он вырос в Новой Зеландии и у него не было денег на учебу. И он смог учиться только потому, что постоянно показывал выдающиеся результаты и получал две стипендии. Затем этот человек стал работать в Кембридже и его называют отцом ядерной физики. Именно он установил, что радиоактивное излучение урана неоднородно и открыл планетарную модель атома. Он расщепил атом азота и обнаружил протон. Это известнейший
физик Эрнест Резерфорд, который не получил Нобелевскую премию по физике (хотя получил Нобелевскую премию по химии).
Как видите простое сравнение результатов нас может подвести.
Возьмем пример попроще. Мы узнали, что у одного человека есть миллион долларов, а у другого только полмиллиона. Вроде бы первый человек умнее. Но если мы посмотрим на стартовые условия, то увидим, что первый получил в наследство десять миллионов, а второй вырос в нищете.
И сразу ясно, что умнее – второй.
Уровни развития интеллекта
Для измерения уровня интеллекта мы рассмотрим как происходит его развитие.
Индивидуальность человека определяется уникальными понятиями о мире, которые формируются в результате повседневного опыта человека. Сам порядок формирования понятий генетически задан и одинаков для всех людей. Но то, как человек использует эти понятия – это уже выбор самого человека.
Каждый человек в своем развитии проходит следующие этапы интеллектуального развития:
эмоциональный (до 7 лет)
социальный (7 – 16 лет)
интеллектуальный (после 16 лет)
На эмоциональном этапе развития интеллект практически не развит. На социальном интеллект развит хорошо, но используется только при необходимости. На интеллектуальном уровне человек использует интеллект для самоуправления, а значит может эффективно самообучаться и самосовершенствоваться. Поведение человека на этих этапах развития столь различно, что имеет смысл рассматривать мышление и поведение человека отдельно для каждого этапа развития.
Так как для интеллекта требуется сочетание многих факторов, то интеллектуальное развитие часто задерживается, поэтому даже взрослый человек может иметь интеллект ребенка.
Для краткости дадим представителям различных уровней интеллектуального развития следующие обозначения:
дикарь,
обыватель,
личность.
Выбор этих терминов не несет каких-либо оценочных свойств. Слово «дикарь» обычно используется как синоним необразованного человека, не знакомого с условностями цивилизации. Слово «обыватель» выбрано в качестве обозначения человека обычного, ведущего социально одобряемый образ жизни. Слово «личность» предполагает активно действующего человека, не пасующего перед трудностями («сильная личность»).
Любопытно, что мышление детей, представителей первобытных племен, алкоголиков и наркоманов во многом совпадает. Это объясняется тем, что у детей интеллект еще не развит, у настоящих дикарей они не развиваются вследствие их культуры воспитания, а у алкоголиков и наркоманов интеллект вытравлен. Поэтому далее слово «дикарь» подразумевает представителей всех этих групп.
(продолжение в следующих выпусках…)
Список литературы по воспитанию детей
Меня часто спрашивают, какие книги стоит почитать родителям. Я написал список здесь.
Книга Виктора Орлова
На сайте я также выложил отзыв о весьма полезной книге Виктора Орлова, который можно прочитать здесь.
Анонс моей новой электронной книги
Как вы помните, я говорил о моей новой книге, которую вы сможете купить 1 февраля. Это книга называется «Фонтан идей. Как стать творческой личностью». В этой книге подробно описана методика генерации новых идей. (Для тех, прошел тренинг «Путешествие к себе» – это методика СПОР, которую я постарался описать максимально детально).
Из книги вы узнаете секрет творческих личностей, зная который вы сможете стать креативным человеком в любой области: в науке, искусстве, бизнесе. Цена книги составит – 300 рублей.
Этот тренинг необходим всем людям, которые чувствуют что интерес к жизни пропал. Это лекарство от скуки и меланхолии. Тренинг очень интересный и насыщенный, слегка сложный для восприятия, особенно 3 последних каста, но не из-за подачи материала, с ней как раз все в порядке – яркие примеры из жизни великих людей (особенно запомнились про группу АББА и мультфильм “Ежик в тумане”), новые для меня и очень интересные термины (кубик таланта, СПОР) и методики, хорошо поставленная речь. А сложный
для восприятия был тренинг из-за большой емкости, большого количества информации, передаваемой за раз. Чтобы полностью осмыслить текст одной лекции необходимо прослушать ее несколько раз, потом целый день размышлять, плюс еще выполнение домашнего задания и чтение комментариев других участников, плюс еще со второй недели добавилась игра со своим талантом каждый день по полчаса с утра. И психологически сложно из-за давления, проявляющегося в процессе тренинга понимания, что каждый человек в своей жизни несет свою
личную собственную ответственность за раскрытие или нераскрытие своих способностей. В общем вторая неделя у меня прошла в режиме стресса. Я лично сдулась под конец, не справлялась с перевариванием такого количества информации и выполнения домашних заданий за отведенное время, думаю, что мне понадобится еще одна неделя, чтобы закрыть хвосты.
Что мне дал тренинг на сей момент. Ощущение повышения собственной чувствительности в восприятии себя и мира. Например, мне приснилось два красочных сна, в которых мое подсознание мне показывало тронувшие меня до глубины души вещи. Или, например, я абсолютно новым взглядом прослушала любимое мною произведение Вивальди “Времена Года” (после того как по заданию постаралась воспроизвести его по памяти) узрев в нем множество интереснейших элементов и приемов на которые раньше не обращала внимания.
Также появилось еще большее уважение к людям уже развившим свой талант или тем, кто на этот путь встал, так как в процессе работы над собой согласно рекомендациям Константина Шереметьева поняла, что это кропотливый труд, хотя и очень захватывающе интересный.
Не согласна только с одним, что 6 месяцев достаточно для развития таланта с нуля, по крайней мере в моей области (музыка)... А я начинаю именно с нуля, не умею даже играть толком ни на одном музыкальном инструменте. Правда знаю немного музыкальную грамоту (пела в хоре очень долгое время). На самом деле думаю, что через шесть месяцев только станет понятно, а есть ли у меня действительно этот самый талант, а уж на развитие его понадобятся годы..