Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Санкт-Петербургского Центра НЛП


 

Санкт-Петербургский Центр НЛП                       www.nlpcenter.spb.ru

7 апреля 2006                                                                                                Рассылка №7 (119)

Новости

Практикум

14 апреля 2006  стартует практикум "Психология межличностных отношений". Тренинги этого цикла, созданные на основе лучших направлений и психологических школ, помогут комплексному решению различных психологических задач.

 

Подробнее о практикуме см. http://www.nlpcenter.spb.ru/t_relations_about.htm

Статья

Жизненный сценарий - неосознаваемое ограничение свободы выбора

СЦЕНАРИЙ - это жизненный план личности, драма, чаще всего неосознанная, но, как правило, имеющая четкие закономерности: завязку, действие, кульминацию и финал. Он может быть комичным или трагичным, восхитительным или скучным, вдохновляющим или позорным. Э. Берн считал, что план жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути . Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления и свободного выбора.

По мнению Э. Берна, в основе сценариев обычно лежат непосредственные, как у детей иллюзии, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. Создание сценариев приводит к тому, что у людей возникает иллюзия автономности своей личности, в то время как фактически они выполняют, при чем, часто не задумываясь, предписания своих сценариев. Время от времени, однако, некоторые люди начинают сомневаться в правильности своих сценариев, что приводит к развитию личностных кризисов. Людям иногда удается выйти из этих кризисов посредством удаления некоторых блокировок подлинной автономии и хорошо функционирующего Взрослого.

С точки зрения транзактного анализа человек начинает "записывать" свой сценарий с момента рождения, а к четырем годам уже определяет основные моменты его содержания. К семи годам вносятся все существенные детали, а от семи до двенадцати происходит его совершенствование. В юношеском возрасте сценарий начинает приобретать реальные очертания.

Мысль о том, что детские впечатления оказывают сильное впечатление на поведение взрослых людей, является центральной не только в транзактном анализе, но и в других направлениях психологии (например, психоанализ). Отличительной особенностью теории сценария является идея о том, что ребенок составляет определенный план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь.

Другой отличительной чертой является то, что план жизни достигает кульминации в избранной альтернативе. Финальная сцена является неотъемлемой частью его сценария. Таким образом, другие составные части сценария, начиная с первого, служат для того, чтобы привести сценарий к этой заключительной сцене. Она получила название РАСПЛАТА или ИТОГ за сценарий. Э. Берн говорит о том, что при проигрывании нами нашего сценария мы бессознательно выбираем поведение, который приблизит нас к расплате сценария. Он считал, что в клинической практике встречаются четыре главных типа расплаты: быть одиночкой, быть "задницей", сойти с ума или упасть замертво. Даже если сценарий является деструктивным, обращаясь к сценарию, люди начинают чувствовать себя комфортно. Это происходит из-за того, что выполнение приказаний, соответствующих сценарию, представляет собой уступку родителям, что связано с благополучием и комфортом, обусловленными родительской защитой. Алкоголик, даже мучаясь в состоянии похмелья, получает одобрение родительского Дитя, призывающего: "Не думай! Пей".

Кроме этого, важно отметить, что ребенок сам принимает РЕШЕНИЕ о выборе сценария. Из этого следует, что даже тогда, когда дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Э. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала следующее: "Вы оба попадете в психушку". Впоследствии один из братьев стал психиатрическим больным, а другой стал психиатром. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему не просто враждебным, но даже угрожающим его жизни. Но эти решения принимаются без тщательного обдумывания, а в соответствии с эмоциями ребенка и его способами тестирования реальности.
 

У всех ли есть сценарий?

Каждый человек в определенной степени "запрограммирован" с ранних лет. Некоторые обретают автономию благодаря чрезвычайным внешним обстоятельствам, некоторые - путем внутренней реорганизации, другие - актуализируя антисценарий.

Ключом обычно служат разрешения. Чем больше у человека разрешений, тем менее он связан сценарием. И наоборот, чем жестче подкрепляются сценарные директивы, тем менее он способен выйти за границы сценария.

Весь человеческий род, наверное, можно представить в виде линии, на одном конце которой - те, кто так или иначе обрел автономию; на другом - те, кто привязан к сценарию, а в промежутке - все остальные, изменяющиеся в зависимости от перемены их взглядов и обстоятельств.

 

© 2006, Ольга Шилова, тренер NLP

Презентации

11 апреля, вторник

          в 19:00 О курсе "НЛП-Практик"

                    Ведущая: Ольга Шилова, тренер НЛП

 

12 апреля, среда

          в 19:00 О тренинге "Сценарный анализ: Как быть самим собой"

                    Ведущая: Ольга Шилова, тренер НЛП

 

25 апреля, вторник

          в 19:00 О спецкурсе "Искусство публичного выступления,
                         навыки презентации и работа с аудиторие
й"

                    Ведущий: Виктор Стрелкин, тренер НЛП

 

 Подробнее: http://www.nlpcenter.spb.ru/i_present.htm

 

Ближайшие тренинги

14 - 16 апреля 2006 года

        Практикум "Психология межличностных отношений"

        Тренинг «Сценарный анализ: Как быть самим собой»

        Ведущая: Ольга Шилова

 

28 - 30 апреля 2006 года

        Курс «НЛП-Практик. 1-я ступень» группа 15

        Ведущая: Ольга Шилова

 

5 - 9 мая 2006 года

        Тренинг «Спецкурс Искусство публичного выступления,
                              навыки презентации и работа с аудиторие
й»

        Ведущий: Виктор Стрелкин

 

Расписание на 2006 год: http://www.nlpcenter.spb.ru/scheduled.htm

 

До встречи на тренингах и семинарах!

 

 


В избранное