Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Санкт-Петербургского Центра НЛП


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Санкт-Петербургский Центр НЛП                       www.nlpcenter.spb.ru

2 ноября 2005                                                                                              Рассылка №19 (108)

Новости

Новости наших партнеров

25 - 27 февраля 2006 г. в «Центре НЛП в Образовании» (Москва) состоится семинар «Металидерство». Ведущий: Роберт Дилтс (США)

«Многие руководители и лидеры согласились бы, что люди, которыми труднее всего руководить — это другие прирожденные лидеры, но именно общение с ними является наиболее полезным. Металидерство включает в себя «руководство другими лидерами», когда с помощью собственного видения и миссии вы вдохновляете других людей. Металидерство — возможно, одна из наиболее важных форм лидерства, возникшая в последнее время в бизнесе»…


Подробнее о тренинге: http://www.nlpcenter.ru/index.php?sid=54&did=526

НЛП-Мастер

Стартовал третий по счету курс "НЛП-Мастер" в нашем Центре. Поздравляем всех участников сделавших серьезный выбор в пользу роста мастерства и профессионализма!

Удачи вам на этом пути наполненным испытаниями и окрыляющими открытиями!

 

Психологический практикум «Искусство быть с другим»

Сценарный анализ

Ближайший модуль психологического практикума посвящён транзактному анализу - работе по выявлению и изменению жизненного сценария.

Эрик Берн, автор Транзактного анализа, определял сценарий, как постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Как любая история, сценарий человека имеет начало, середину и конец. В нем присутствуют различные герои - добрые и злые, а также какие-то второстепенные персонажи, основная тема и побочные сюжетные линии.

Цель транзактного анализа - утверждение социального управления, благодаря которому взрослый человек сохранит исполнительную власть в отношениях с другими людьми, даже когда они пытаются вольно или невольно активизировать  неэффективные детские поведенческие модели этого человека.

В чём же выгода использования времени собственной жизни на исполнение предписанной роли в заранее определённом сценарии? И ответ на этот вопрос одновременно простой и пугающий - внутри сценария время заполнено событиями, структурировано и жизнь благодаря этому кажется насыщенной событиями. Цена такой насыщенности - это отсутствие свободы выбора жизненного пути, целей, занятий, людей, с которыми человек общается...

 

Люди используют четыре основных способа структурирования или заполнения времени. Три из них - это деятельность, ритуалы и времяпрепровождение. Четвертый способ - игры, которые являются результатом индивидуального программирования (то есть индивидуальных стереотипов и поведенческих последовательностей, "предписанных негласными нормами и правилами"; Berne, 1964, р. 17). Существуют и два других крайних варианта социального поведения: с одной стороны, отстраненность, а с другой - близость.

 

Ритуалы. Ритуалы относятся к социально предписанным формам поведения в стандартных социальных ситуациях. Они удовлетворяют потребность в признании и внимании. Вероятно, наиболее общепринятым ритуалом является поведенческая последовательность "Здравствуйте - До свидания".

Известны различные степени и типы признания. Письма от поклонников - деперсонифицированная форма признания; более личной формой являются живые аплодисменты или подаренный букет цветов после представления. В словесном выражении признание варьирует от обычного "здравствуйте" до "как поживаете?"

Возможны варианты от простого признания присутствия человека, через признание чувств, ощущений и личности, до проявления личного интереса.

"Одного признания, однако, недостаточно, поскольку после выполнения ритуалов возникает напряжение и появляется тревога. Настоящая проблема социального взаимодействия состоит в том, что происходит после ритуалов" (Berne, 1961, р. 85).

 

Времяпрепровождение. Процедуры и ритуалы стереотипны и, следовательно, предсказуемы. Варианты времяпрепровождения более разнообразны. Они могут начинаться и заканчиваться ритуалами и занимают больше времени по сравнению с ритуалами.

Времяпрепровождение часто заполняет время, пока человек ожидает начала встречи или какой-либо деятельности либо на вечеринке. Времяпрепровождение может способствовать процессу социального отбора, поскольку оно сводит вместе людей со сходными интересами или интересом друг к другу, часто приводя к более сложным взаимоотношениям (играм) или началу дружбы.

Варианты времяпрепровождения чрезвычайно разнообразны и имеют свои названия, например "Мужской разговор", "Дамский разговор", "Знаете ли вы" и т. д. Они могут быть классифицированы различными способами. Помимо других преимуществ, уже упомянутых выше, времяпрепровождение может подтвердить роль индивида и укрепить его позицию.

 

Игры  располагаются между деятельностью и ритуалами, с одной стороны, и близостью с другой.

"Процедуры могут быть успешными, ритуалы - эффективными, времяпрепровождения - выгодными, но все они по определению искренни; они могут включать соревнование, но не конфликт, их конец может быть сенсационным, но не драматичным. В то же время каждая игра, с одной стороны, в основе своей нечестная, а, с другой - результат ее драматичен, а не просто волнующ" (Berne, 1964, р. 48).

Игры не имеют ничего общего с "развлечениями"; они угрюмо серьезны, как карточные игры. Продажи предполагают наличие игры, их так и называют: "страховая игра", "игра в продажу недвижимости" и т. д. вплоть до "мошеннической игры"; война - это тоже игра.

Игры выполняют целый ряд функций; они заполняют большую часть социальной жизни. С целью избежать скуки времяпрепровождения и не подвергать себя при этом опасностям близости, люди прибегают к играм для возбуждения и социального подкрепления Люди, играющие в одни и те же игры, обычно держатся вместе.

Выгодами от некоторых игр являются чувства вины, неадекватности, обиды, страха, боли и гнева. Игры предназначены для манипулирования окружающими, поэтому игроку полагается проявлять эти чувства и предпринимать значимые действия, связанные с собственным жизненным сценарием, без чувства вины.

Игры, подобно процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям, осваиваются в семье. Если последние три прямо преподаются родителями, то игры обычно осваиваются косвенно или путем подражания. Они передаются в поколениях.

Близость.

"Времяпрепровождение и игры заменяют реальную жизнь истинной близости" (Berne, 1961, р. 86). Близость предполагает интенсивное глубоко индивидуальное восприятие, разрушающее ограничения социальных стереотипов и скрытых ограничений. "Общество не терпит искренности, за исключением личных отношений" (Berne, 1964, р. 172); близость - это личное дело. "К счастью, вознаграждения от близости, которая является или должна быть наиболее совершенной формой человеческой жизни, столь велики, что даже самые сыгранные партнеры беспрепятственно и с радостью оставляют игру, если находится подходящий человек для формирования близких отношений" (Berne, 1964, р. 62).

Чтобы иметь возможность подняться над игрой и вступить в близость, человек должен обладать достаточной сознательностью и спонтанностью, чтобы избавиться от навязчивого стремления играть в игры и, следовательно, свободно выбирать и выражать чувства.

Сценарии. Игры организованы в сценарии. "В операционном смысле сценарий представляет собой сложный набор трансакций, по природе своей повторяющихся, что в действительности проявляется не всегда, поскольку полный цикл может потребовать всей жизни" (Berne, 1961, р. 116). Это бессознательный жизненный план, в основе которого лежит решение, принятое в раннем детстве.

Кроме того, обычно существует антисценарий, или контрсценарий, который является более безопасным и конструктивным планом, чем волнующий, но часто деструктивный сценарий, и который перемежается со сценарием. Контрсценарий может также определять стиль жизни, в то время как сценарий ответственен за неизбежную судьбу, которая для сторонних наблюдателей может показаться полной неожиданностью.

Хотя сценарий как жизненный план рассчитан на всю жизнь, он может воспроизводиться в укороченных версиях каждый год или даже неделю. Сценарии могут быть конструктивными или трагическими.

Сценарии оказывают доминирующее влияние в социальных взаимодействиях, которые, таким образом, испытывают воздействие заложенных в сценарий ранних переживаний. Игры избираются в соответствии со сценарием. Окружение отбирается по его участию в играх; для более устойчивых отношений отбор производится по готовности участвовать в играх; для более близких взаимоотношений люди отбираются по их способности играть роли в сценарии. В жизненном сценарии человека всегда присутствует элемент судьбы. Человек является пленником своего сценария, если ему не удастся преодолеть эту зависимость.

Таким образом, принятое в детстве решение определяет всю жизнь человека. Но какой бы силой не обладало это решение, его автор всегда сильнее. Человек способен осознать и изменить собственный сценарий в соответствии со своими истинными желаниями.

 

Изучение и применение данного метода позволит вам:

∙  точно определять и останавливать манипуляции со стороны  окружающих

∙  свободно выбирать собственные цели и приоритеты

∙  создавать по-настоящему близкие отношения

∙  ощущать полноту жизни во всём её многообразии

∙  управлять своей жизнью и судьбой

 

© 2005, Ольга Шилова, тренер NLP

О тренинге: http://www.nlpcenter.spb.ru/t_relations_about.htm

Презентации

4 октября, четверг

          в 19:00 О психологическом практикуме "Искусство быть с другим"

                    Ведущая: Ольга Шилова, тренер НЛП

 

8 ноября, вторник

          в 19:00 О тренинге "Холодинамика. Фаза I"

                    Ведущий: Виктор Стрелкин, Мастер-Учитель Холодинамики

 

 Подробнее: http://www.nlpcenter.spb.ru/i_present.htm

 

Ближайшие тренинги

 

11 - 13 ноября

        Психологический практикум "Искусство быть с другим"

        Семинар «Сценарный анализ: близость или зависимость».

        Ведущая: Ольга Шилова

 

11 - 13 ноября

          Тренинг «Холодинамика. Фаза

        Ведущий: Виктор Стрелкин

 

Расписание на 2005 год: http://www.nlpcenter.spb.ru/scheduled.htm

 

До встречи на тренингах и семинарах!

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.idcnews
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное