Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

18 октября состоится первое занятие курса Сергея Переслегина <<Форсайтные исследования>>.


- Форсайтные исследования -

18 октября состоится первое занятие курса Сергея Переслегина «Форсайтные исследования».

 

Форсайт (foresight) - английское слово, которое можно перевести, как «предвидение» или «предусмотрительность». Сегодня под форсайтом, обычно, понимают формализованный опрос экспертов. Группе специалистов предлагают в письменной форме оценить «что-то в Будущем». Например, развитие телекоммуникационных технологий, рынок зерна, структуру социальных сетей, функции ООН или геополитическую карту мира. Результаты обрабатывают, отбрасывают крайние мнения, фиксируют совпадения и повторяют опрос. Процедура повторяется, пока не закончатся деньги или пока все эксперты не придут к единому мнению. Это мнение и объявляется «форсайтом» - картиной будущего.

На наш взгляд, содержательный форсайт не сводится к итеративному (пошаговому) экспертному опросу.
Поэтому мы будем называть форсайтом единство трех разнородных составляющих: Во-первых, это прогностика, прогнозирование, предвидение Будущего. Во-вторых, управленческая практика, управление Будущим. И, в-третьих, социальная инженерия - конструирование Будущего.

Тема занятия: «Управление Будущим».

Прежде всего, мы рассмотрим соотношения между тремя «векторами форсайта»: прогнозированием, управлением и конструированием. В различных национальных школах форсайта баланс между этими составляющими определяется по-разному: будут схематизированы американские, японские, европейские и российские форсайты.

Далее мы сформулируем задачу прогнозирования Будущего в самом общем виде и обратим внимание на проблему контекстной зависимости. Суть проблемы в том, что всякое предсказание вписано в текущий контекст, в то время, как реализация этого предсказания (в том числе, и формальная реализация, как «верного» или «ошибочного») должно быть вписано в преобразованный контекст, относящийся к другому времени. В реальных прогностических задачах эта проблема часто выступает в виде противоречия между надежностью и содержательностью прогноза.

Будут рассмотрены также проблема онтологической зависимости прогноза. Это позволит нам проанализировать ряд прогностических работ с точки зрения обусловленности их результатов теми неявными предпосылками, которые были приняты авторами на уровне постановки задачи.

Мы проанализируем также проблему рациональности в исследованиях Будущего, в том числе и ее наиболее важный аспект – смену научной рациональности на грани ХХ и ХХI столетий. Можно говорить, с одной стороны, о переходе от аксиологического подхода (истинность прогноза определяется нашим представлениями о ценностях) к праксеологическому подходу (истинность прогноза определяется его практической применимостью), а с другой стороны, - о первых ростках людологического подхода (истинность прогноза определяется оригинальностью полученных результатов).

Завершения занятия будет посвящено сравнению между собой различных прогностических методов - от художественных текстов до таблиц МЭР(Т)а.

Стратегической задачей, решению которой посвящен весь курс форсайтных исследований в 2009-2010 гг., будет прогнозирование образов жизни на ближнюю (10 лет), среднюю (25 лет) и дальнюю перспективу.

Время занятий: 12.00-16.00.

Дополнительно 18 октября с 17.00 до 20.00 пройдет семинар по теме «Здоровый образ жизни и человеческий капитал: ближайшие перспективы». На семинаре будет использоваться технология «знаниевого реактора».

Регистрация и информация по тел.: 8-921-328-71-87 или по e-mail: info@sociosoft.ru.

 

Сайт: http://www.psychotechnology.ru/

E-mail: info@sociosoft.ru


В избранное