Священник Игорь Поляков
Предисловие к альбому «Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева»
Тому, кто взял в руки эту книгу, предоставляется возможность совершить интересное, а главное, если так можно выразиться, духовное путешествие в мир любви, но любви совершенно особой и редкой в наше время. Слово «любовь» мы употребляем довольно часто и выражаем им своё глубокое влечение, привязанность к кому-либо или чему-либо, а, чаще всего, - наше расположение к чему-либо. При этом мы совершенно не задумываемся о глубинном и таинственном смысле любви. Об этом глубинном и божественном смысле человеческой
любви прекрасный альбом Александра Простева.
Читателю может показаться даже странным, что рассказ о любви представляет собой живописную версию жития двух святых - Петра и Февронии Муромских, мужчины и женщины, живших в далеком ХIII веке. Странным для нас и нашего времени может показаться и то, что между двумя религиозными и благочестивыми людьми возникла такая любовь, о которой мы говорим сейчас, в ХХI веке. Необходимо ещё отметить, что жития святых Петра и Февронии за восемь веков обросли множеством исторических наслоений, за которыми неискушённому читателю
трудно увидеть главное, трудно увидеть мужчину и женщину, ставших впоследствии святыми. Интереснейший памятник древнерусской литературы «Повесть от жития святых … Петра и Февронии» был создан в конце 40-х годов XVI века известным в то время писателем и публицистом Еразмом. Это произведение включало в себя сказочные и легендарные сюжеты, было насыщено множеством фольклорных элементов. Например, таких как борьба со злым крылатым змеем, поиск волшебного меча, «мудрая дева» в сообществе
скачущего зайца. Не удивительно, что это произведение не вошло в каноническое церковное собрание житий святых, создаваемых в то время под руководством и редакцией митрополита Макария, тогдашнего главы Русской Церкви.
Предлагаемый альбом является творческой попыткой вернуться в ХIII век, попыткой прочувствовать и понять с современной христианской точки зрения духовный мир и удивительную любовь двух людей, - Петра и Февронии.
Мы привыкли думать, что христианство очень сдержанно и настороженно относится к сильным человеческим чувствам, особенно к таким как любовь, и что любовь к Богу предпочтительнее любви человеческой. Давайте попробуем разобраться в этой богословской проблеме, используя иллюстрации нашего альбома.
Начнем с того, что христианство видит высшую, абсолютную ценность человека в полноте и глубине его духовного бытия, которое совершается в душе человека. Поэтому душа любого человека является святыней, так как в ней есть место для Бога, а сама душа ищет Бога, стремится раствориться в Нём. Это стремление является самой глубокой и интимной потребностью человека, и эту потребность мы называем любовью. Более того, это единственная подлинная основа и ценность человеческой жизни: «… Бог есть любовь»
(1Ин.4,8). Иначе и не может быть, так как Бог представляет для человеческой души абсолютной ценностью, и мы так устроены, что стремимся к тому, что для нас дорого. Поэтому и сама любовь для человеческой души есть величайшее благо, счастье и утешение. Но самое главное то, что Бог любит человека и даёт ему силы для возрастания в любви. Можно с полной уверенность сказать, что любовь является основой христианства, без любви не возможна вообще никакая подлинная религия. Опыт христианской жизни даёт человеку, прежде
всего, достоверное переживание присутствия в его жизни чего-то очень важного, значимого и ценного, даже при всей суете повседневной жизни. Этот религиозный опыт определяет жизнь человека, создавая потребность, а главное, способность видеть божественное в душе другого человека, благоговейно относиться к нему, вопреки всем лишениям и огорчениям будничной жизни. Этот личный духовный опыт позволяет любить другого человека вопреки всем его недостаткам, вопреки всем ограничениям и парадоксам жизни. В этом случае центр
тяжести собственного бытия переносится на любимого человека, возникает духовная потребность помощи и служения своему любимому. Реализация этой потребности дает ощущение счастья, несмотря на возможные страдания и волнения. Наш альбом живописным языком очень выразительно рассказывает об этом, повествуя о любви Петра и Февронии.
Но любовь в душе человека не стоит на месте, она растёт и развивается, преодолевая соблазны и искушения. Одно из типичных искушений в любви – остановиться, привязаться к внешнему, красивому и привлекательному в объекте любви. Действительно, восприятие красоты содержит в себе частично религиозное чувство, так как в объекте любви усматривается отблеск чего-то божественного, и этот отблеск может поглотить человека и остановить дальнейшее развитие его любви. Думаю, таких примеров достаточно как в XIII веке,
так и в наше время, когда любовь к красивому внешнему облику человека заканчивалась с его увяданием или появлением рядом кого-то более привлекательного. Петр и Феврония не только пронесли через все жизненные испытания взаимную любовь, но и возрастали в ней, достигнув в глубокой старости полного духовного слияния.
Любовь, как уже отмечалось, является основой религиозного чувства, Бог поддерживает и питает в человеке это чувство. Но это относится не только к религиозной жизни, но и к жизни вообще. Можно с полным правом сказать, что жизнь в своей глубинной, сущностной основе, есть любовь. Ребенок, лишенный любви родителей, вырастает, как правило, болезненным, скучным и несчастным человеком. Супруги, живущие без любви, превращают свой брак в сплошное страдание и отравляют им своих детей, которые в свою очередь передают его
дальше, своим детям. Человек, который не любит свою работу, чувствует себя рабом и ненавидит своё рабство, тайно мечтая об его разрушении. Всё это обесценивает жизнь как дар Божий, превращает человеческую жизнь в унылое существование. Можно привести множество примеров того, когда отсутствие родительской любви в детстве затрудняет отношения уже взрослого человека с Богом, и такому человеку трудно любить не только Бога, но даже своих близких.
Христианство предлагает свой путь к Богу, это путь любви, и начинается этот путь, как ни странно, в любви к конкретному человеку. Только познав человеческую любовь, можно чувствовать и познавать любовь Бога, возрастая в ней. Получая любовь Бога, мы растём и совершенствуемся в любви человеческой, что вызывает желание и потребность ещё больше любить Бога. Это происходит потому, что подлинная человеческая любовь, основана на восприятии ценности любимого человека. Любовь учит видеть глубинное существо другого
человека, которое христианство традиционно связывает с действием божественного Духа. Любовь в христианском понимании учит видеть в несовершенном и, может быть, даже ничтожном и порочном человеке присутствие божественного начала, учит проявлять и развивать это начало в личных отношениях. Открытое и пережитое в совместных человеческих отношениях соприкосновение с Божественным вызывает у человека ещё больше желание любить Бога. А ответная любовь Бога усиливает в нас потребность любить наших близких и людей вообще.
Именно в этом смысле христианский брак представляет собой таинство, таинство любви мужчины и женщины, возводящее их к Богу. Важно ещё и то, что такая организация нашей душевной жизни поддерживает и развивает в нас основу и суть самой жизни, то есть Любовь. Именно поэтому не может быть полноценной любви к Богу без любви к человеку, и полноценной любви к человеку без любви к Богу. Дары целительства и любви к людям Февронии, справедливого и мудрого княжения Петра, безусловно, имеют своим источником любовь. И это
связано с пониманием божественного происхождения и соответствующей ценности человеческой души. В этом смысле все люди принадлежат всеобщему целому, объединённому Божественной любовью. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13,34). Эта заповедь, а главное, сама жизнь по этой заповеди создаёт «нового» человека, который силой любви способен понимать, чувствовать и ценить другого человека как образ Божий.
Христианская любовь не является ни любовью к человечеству как некому абстрактному целому, ни любовью к человеку вообще; она есть любовь ко всем людям во всей их конкретности и уникальности. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4,10). В этом смысле любовь является универсальным принципом, охватывающим все многообразие бытия человека.
Сколько бы люди, и христиане в том числе, ни грешили против любви, её сила всегда будет притягивать человека, побеждая всё остальное. Для любви всё злое и дурное в человеке есть только умаление, искажение его истиной природы, нарушение правильного устройства его жизни, подобное болезни. Моральные оценки воспринимаются любовью скорее как диагноз болезни, помогающий в лечении, в стремлении излечить, выправить, восстановить благополучие человека, искаженное злом. Моральные оценки в этом случае скорее помогают найти
человеку свой путь, соответствующий его собственному назначению и подлинному желанию. И в этом случае любящий человек борется с болезнью своего любимого, даже забывая самого себя. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1Кор.13,4,5). Именно такая любовь помогла Февронии преодолеть сословные препятствия и вызванное ими отчуждение Петра, а Петру, в свою очередь, ради своей любимой
отказаться от княжеского престола.
Когда ничто не омрачает любви, душа человека открыта, радостно открывает свои объятия любому проявлению жизни, ощущает в них божественный смысл. В этом случае любовь становится творческой силой, порождающей расцвет души, и такая душа, безусловно, является украшением мира, как бессмертное произведение искусства. И как бессмертное произведение искусства принадлежит вечности, так душа или души, расцветши в любви, уже принадлежат вечности, принадлежат Богу. В этом, возможно, одна из причин того, что мужчина и женщина,
Пётр и Феврония, жившие и любившие в далеком XIII веке, сейчас с нами в XXI веке и являются для нас покровителями и помощниками в вере, любви и верности.
Любовь в человеческом сердце порождает радостное приятие своего любимого, желание наполнить освою жизнь служением ему. С этой чудесной, возрождающей и просветляющей человеческую жизнь, силой любви мы, так или иначе, соприкасались в отношениях с нашими близкими. Но христианство говорит нам, что таким должно быть наше отношение ко всем людям, независимо от их близости к нам, независимо от их достоинств или недостатков. И это не является формальным моральным предписанием. Призыв Христа: «Заповедь новую даю
вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13,34), - является постоянно действующим, эффективным средством помощи душе открыться, окрепнуть и внутренне расцвести. Этот призыв открывает глаза души на мир и всех живущих в нем, позволяет видеть в нём божественную реальность, и, самое главное, быть в этой реальности. И те люди, кто через взаимную любовь вошли в божественную реальность, остаются в ней навечно. Петр и Феврония услышали этот призыв Христа и исполнили его
не только в отношении друг друга, но и по отношению к далеко недружелюбному им миру, побеждая его зло своей любовью.
С того времени, как любовь была открыта христианством как идеал человеческой жизни, как подлинная её цель, стремление к любви уже не может исчезнуть из человеческого сердца. Сколь бы мрачна и трагична ни была бы судьба человечества, каждый человек в глубине своего сердца знает, что истинная цель его жизни есть любовь, и эта цель не перестаёт волновать его сердце. Но любовь как выражение и действие Бога в человеческой душе вынуждена постоянно сталкиваться и бороться с несовершенством и злом как в самой душе человека,
так и мира в целом. Поэтому в большинстве случаев любовь присутствует в нашей жизни частично и несовершенно, часто оставаясь лишь недостижимой путеводной звездой. Но даже в этом случае она не перестаёт руководить человеческой жизнью, и если человек верен этому пути, любовь, хотя и частично, изливается в мир, озаряя и согревая его. Поэтому так важна для нас, людей XXI века, память о большой Любви мужчины и женщины из далекого XIII века. И очень важно, чтобы они были с ними в нашем XXI веке, и этот альбом помогает
нам в этом. Помогает искренне, из глубины своего сердца, попросить: «Петре и Февроние, молите Бога о нас!».