В настоящее время в педагогической среде, а также среди молодых родителей получило большое распространение и укоренилось представление о так называемом феномене «дети индиго». Согласно которому в современном мире участились случаи рождения детей с детства проявляющих нестандартные творческие способности, склонные к свободному поведению, зачастую игнорируя наставления родителей и вообще взрослых людей, не признавая иных авторитетов кроме себя самого.
Одни утверждают, что дети-индиго могут творить чудеса – как, например, вызывать дождь или останавливать бурю, другие – что это особенные, одаренные дети, а третьи уверены, что таких детей большинство и практически каждый любящий родитель может найти в своем ребенке черты, присущие детям-индиго.
Первооткрывательницей явления «индиго» можно считать Нэнси Энн Тэпп, которая сотрудничала со многими психотерапевтами, занималась исследованиями и преподавала в Государственном университете в Сан-Диего и США. Она якобы видит ауру человека и различает ее по цветам. По ее словам, цвет индиго (темно-синий), ранее практически не наблюдаемый в ауре человека, теперь встречается у детей очень часто. Еще в 1982 году Нэнси Энн Тэпп написала книгу «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь», в которой
определила модели поведения «новых» детей.
На протяжении 20 лет Нэнси наблюдала группу детей-индиго, начав свое исследование, когда им было по 5-7 лет. Эти малыши были совершенно особенными – если у обычных детей она якобы могла увидеть их жизненные программы, то у этих – нет. У них ее просто пока еще не было. И как показал дальнейший ход исследования, так обстояли дела еще в течение восьми лет. Зато в возрасте 25-27 лет с этими молодыми людьми произошли большие перемены – им стала ясна цель их жизни. Те из них, кто был помоложе, начали
понимать, что они делают в этой жизни, а те, кто был постарше полностью приобрели уверенность в том, что должны и хотят делать в дальнейшем.
Практичекски все приверженцы концепции «дети индиго» сходятся в том, что они обладают более высоким уровнем сознания, что по их мнению явдляется доказательством эволюции человеческого сознания и его расширения «за рамки» предыдущих поколений. Их называют творцами нового мира и самой большой надеждой на лучшее будущее нашей планеты.
Такое представление, как процесс эволюции человеческого сознания, представление о котором господствует в большинстве эзотерических школ уже много столетий является абсолютно бездоказательным и носит апологетический характер.
С точки зрения теории и методики педагогики данная концепция при первых же минутах знакомства порождает множество вопросов. Если наблюдается непрерывный процесс развития сознанию людей в масштабах всего человечества, откуда же тогда возникло западное общество «потребления» с его бездуховностью, нравственным уродством и низким культурным, духовным и этическим уровнем?
Умение с раннего возраста пользоваться бытовой техникой и большая скорость мысли легко объяснима с точки зрения того факта, что все современные люди живут в условиях все большей информатизации, что не может не оказывать воздействия на формирование и развитие детей.
Кроме того, что понимается под развитием сознания вообще остается загадкой, толи это скорость мысли и восприятия, высокая обучаемость, толи творческие способности.
Однако точно замечено, что дети с подобными характеристиками являются не способными к преодолению себя, концентрации и длительным усилиям.
Но самое, по мнению автора, это тот факт, который резко отличает православную педагогическую традицию от теории «индиго» - это то, что идеалом развития здесь выступает человек и его совершенство, не очерченное никакими рамками и стандартами, в православной же педагогической традиции это Господь Иисус Христос как исторически запечатленный духовный нравственный идеал совершенства человека
Православная педагогика является традиционной теоретической, методологической и методической основой образования и воспитания на территории современных России, Украины и Белоруссии. За период более чем тысячелетней истории православная педагогика доказала свою высокую эффективность и результативность. Что можно наблюдать изучая историю народов вышеназванных сегодня являющихся независимыми государств в аспекте семьи, государственного управления, духовно-нравственных традиций, культуры и этноса.
Фундаментальной основой православной педагогической традиции во все времена являлась аскетическая практика обитателей православных монастырей, что во многом определило ее цели и методы. Воспитание же «детей индиго» строится на вседоступности и вседозволенности, нивелировании авторитетов и запретов.
В основе православной педагогической системы лежит представление о человеке, как о единстве духовного, душевного и материального начал, причем эти начала имеют различные сущностные характеристики и формы проявления как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Указанное представление порождает необходимость применения особых методических приемов, направленных на целостное, комплексное развитие всех указанных сторон личности человека. Как доказывает педагогическая практика игнорирование одного из
указанных начал порождает нарушение цельности личности, порождает односторонность ее развития в той или иной степени и даже может привести к ее разрушению.
В рамках концепции «детей индиго» ее апологеты ограничиваются туманными представлениями о развитии сознания, творческих способностей, и совсем игнорируют духовное воспитание, моральные основы личности.
Таким образом воспитание человека в рамках данной концепции способно принести существенный вред формированию основ личности.
Итак, формулируя в общем смысле основное содержание развития духовного, душевного и материального начал человека с позиции православной педагогики можно сказать следующее:
1. Тело является храмом души и духа, что порождает соответствующее к нему отношение как с позиции физического питания, так и информационного и энергетического, режима дня, образа мыслей и т.д.
2. Душа является по своей сути как источником высших чувств и устремлений, так некоторых состояний более низшего порядка. Душа воспитывается в процессе взаимодействия с разнообразными жизненными обстоятельствами, людьми. Целью воспитания души является воспитание доброты, чуткость, способности к состраданию, сопереживанию и любви к людям, природе, миру.
3. Дух представляет собой с одной стороны волевое свободное начало в человеке, являясь источником выбора и творчества. С другой стороны дух – это присутствие нематериальной не вещественной первоосновы, познаваемой лишь в процессе особого духовного опыта, будучи источником наиболее высшей, глубокой, можно сказать даже таинственной природы человека. Это то, что выделяет человека из всего животного мира и делает способным осуществлять духовно-нравственное становление и совершенствование. Гармоничное развитие
и настрой души и тела порождают особый духовный голод, заставляющий человека устремляться на поиск духовной основы жизни.
С точки зрения православной педагогики каждый человек уникален и неповторим. И в силу этого любое приведение людей к общему знаменателю путем навязывания воли не учитывающей гармонию первоэлементов его природы может причинить значительный ущерб развитию личности.
Поэтому православная педагогика предполагает четкое, точное осознание духовно-нравственной цели воспитательной и образовательной деятельности, которая и определяет стандарты и используемые теоретические и методические концепции1.
Для этого необходимо отделить стремление навязать те или иные стереотипы мышления и поведения, вызванные эгоцентричностью и властолюбием тех или иных людей от настоящих целей духовно-нравственного становления и совершенствования духа, души и материально-физической природы человека.
В системе православной педагогики с одной стороны нельзя развивать качества, способности и таланты вообще, а только сообразуясь с высоким нравственным идеалом. С другой же стороны человек является не средством, а целью жизни общества. Именно сочетание данных положений и порождают уникальность православной педагогики, которая не замечена в альтернативных педагогических традициях в том числе и имеющих Христианские корни, где декларируются цели развития различных качеств личности, но не с позиции духовно-душевно-материальной
целостности и цели достижения святости.
«Воспитание – это руководство человеком для достижения им своего назначения. Оно должно образовывать все способности человека в соответствии с этим назначением. Воспитание - это намеренное влияние на воспитанника с определенной целью»[, с. 412]2 «Главная задача православного воспитания – раскрыть воспитаннику цель и смысл человеческой жизни, высоту назначения человека, указать ему пути и средства к достойному прохождению земного поприща и подготовки к вечной жизни»[, с. 423]3
Таким образом можно с уверенностью сказать, что представление о «детях индиго» является очередной попыткой закрыть глаза на реальные духовно-нравственные проблемы современного общества и отвратить общественное мнение от их преодоления.