Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Любить - это значит...

  Все выпуски  

Развитие наблюдательности и памяти у детей и взрослых и опять о школе


Интернет-газета "Развитие наблюдательности и памяти у детей и взрослых"
www.SHSD.ru


Рабы Системы или зачем нужна школа…

 

Выпуск 3 (продолжение)

 

 

 

 

 

 

Экстернат – это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как он занимался и с кем – никого волновать не должно. Главное, что экзамены сдавать все равно придется по той самой школьной программе. По этому пункту добавлю только, что если вы решились на экстернат, то по российскому законодательству любая общеобразовательная школа, имеющая государственную аккредитацию, обязана предоставить возможность сдачи школьной программы экстерном.

 

Альтернативная школа.

Основные признаки таких школ, отличающие их от стандартных, это:

 

·  Здесь уважают учеников, а не систему.

·  Ученики имеют возможность выбирать способ и темп подачи материала на уроке.

·  Гибкий учебный план, меняющийся в зависимости от того, кто учится в классе.

·  За принципы обучения отвечают ученики и учителя, а не система.

·  В группах, с которыми они работают, учителям предоставляется свобода действий.

·  Устаревшие педагогические правила не запрещаются. Новые идеи приветствуются.

·  Тесты постоянно изменяются и перерабатываются, чтобы соответствовать уровню навыков и знаний.

·  Постоянно меняющиеся техники обучения являются нормой на протяжении всей истории существования заведения.

·  Возможно, что все это спорно.

 

К сожалению, на постсоветском пространстве даже само понятие «альтернативная школа» нашим дипломированным педагогам кажется кощунственным, а уж образцы таких школ можно пересчитать по пальцам:

·  Система школ Монтессори, являясь лицензированной системой школ, которая относится к ученикам как к "независимых учащимся", тем не менее, по сути является системой детских садов, так как охватывает детей только до шести лет, поэтому можно говорить о принципах, используемых в Монтессори-педагогике, но нельзя о реально-действующих школах…

·  Вальдорфская система образования – также школа «американского» типа, является крупнейшим и наиболее быстро растущим нерелигиозным движением в мире, с 800 школами более чем в 30 странах мира. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классным (идеальный случай) на все восемь лет школы. Следует отметить, что как таковых учебников в Вальдорфских школах не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам. К сожалению, Вальдорфские школы можно найти лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере, Киеве)…

·  Школа Академика Щетинина - настоящая община в самом лучшем контексте этого понятия. Ее отличие от прочих школ в том, что она находится в лесу, и по сути, является маленьким государством. Здесь вы также не найдете одновозрастных классов, учебников и уроков… Школа строится на пяти основаниях: нравственно-духовное развитие каждог;  устремленность к познанию; труд, (точнее, любовь к труду в любых проявлениях, например все корпуса школы построены самими учениками); чувство прекрасного, утверждение прекрасного во всем; и, наконец, мощная физическая подготовка каждого.

·  К находкам российских педагогов можно отнести основанную Милославом Балобановым школу-парк (Екатеринбург). В Парке принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью - от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки. По мнению Милослава Балабана, самым лучшим документом об образовании у ребенка был бы портфель с отзывами всех учителей о его успехах. Именно об успехах! По ним и судите, по ним и на работу, и в ВУЗ берите. Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является ее постоянным членом (членом «команды»), либо клиентом, либо посетителем (гостем). Кроме того, у каждого учителя (руководителя студии) существуют «выращенные им» подмастерья — ученики, активно помогающие учителю в работе с другими постоянными членами или клиентами. Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии — из посетителя стать клиентом, затем постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону.

 

Несмотря на многие позитивные стороны альтернативных школ, нельзя не заметить, что основные принципы их образовательной системы весьма плохо совмещаются с нормативным полем массового образования. Посему, до тех пор, пока существует нынешняя Система, альтернативные школы вряд ли смогут выжить в форме учреждения, а лишь в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). Эта деятельность не лицензируется и не подпадает под многочисленные правовые акты, регламентирующие работу образовательных учреждений. Что, в принципе, не может сильно напугать родителей, поскольку и сейчас документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает…

 

Практически все понимают, что обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения, что диплом (о высшем образовании) не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, что гораздо важнее научить ребенка находить информацию, когда это нужно, а не содержать ее в голове в больших объемах. И многие готовы ради того, чтобы их ребенок не был подвергнут творческой кастрации, а кроме того, еще и научился самостоятельности, отдать его в альтернативную школу… Но…

Продолжение следуетJ

Ирина Лукашова.

ilukashova@rambler.ru

 

 

 


Посмотреть остальные наши интернет-газеты и подписаться на них можно тут





В избранное