Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Любить - это значит...

  Все выпуски  

Развитие наблюдательности и памяти у детей и взрослых


Электронная рассылка

Развитие наблюдательности и памяти
у детей и взрослых

Выпуск 28

Сегодня в выпуске:

1. Система накопления
2. Детская комната.
3. На закуску – интересный факт

Система накопления

Привет всем! Сегодня речь пойдет о том, каким способом можно учить длинные стихотворения, басни или другие литературные произведения. Этот способ использовали индусы и другие народы в деле передачи их священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении.

Индусские учителя начинают с повторения ученику одной строчки из Вед. Последний основательно запоминает строчку, запечатлевая в своем уме слова и их значения, т.е. он видит каждое слово строчки, как будто оно стоит перед ним. Он может повторить строчку с начала и с конца, и знает место каждого слова. На следующий день он заучивает другую строку, после чего повторяет и первую, произнося ее вместе со второй, и соединяет их таким образом в своей памяти. На третий день прибавляется третья с повторением первых двух и присоединением третьей, и т.д. ежедневно по строчке.

Повторение, конечно, очень важно, потому что заставляет ученика пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно, что придаст полноту составному впечатлению. Позже ученик может заучивать по две строки в день, затем по три и т.д., пока не приобретет невероятную способность. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.

Тем, кто не доволен работой своей памяти, можно посоветовать начать тренировать ее именно этим способом. Правда, тут необходим помощник, который будет читать строчку, которую необходимо запомнить. Но если помощника нет, то можно обойтись и самому. Лучше начать тренироваться со строчки какого-нибудь стихотворения. Прослушав (или прочитав) строчку один раз, постарайтесь повторить ее. Если не можете повторить ясно и полно, прослушайте еще раз и т.д., пока не будете знать ее основательно. Затем повторите несколько раз, пока не убедитесь, что знаете ее, и постарайтесь сказать ее в обратном порядке. Если вы настолько запечатлели ее в памяти, что как бы видите перед собой слова, вам это не покажется трудным, раз вы приобретете навык. На второй день повторите выученную строчку раньше, чем приняться за другую; выучив эту, повторите обе сразу. В следующие дни прибавляйте ежедневно по строчке, имея в виду, что повторение — наиболее важное условие.

Думайте о значении слов, так же как и о словах самих по себе, стараясь нарисовать умственную картину того, что описывается. Не следует за раз учить слишком много. Строчка в день даст вам в скором времени материал, повторение которого будет не очень затруднять вас. Не следует относиться с пренебрежением к видимой простоте и легкости задачи. Это та же система, по которой индусские ученики учатся запоминать книги, равные по объему Библии. Постепенно, постоянным повторением они приобретают это искусство. Таким способом вы учите не просто строки какой-нибудь поэмы, но вы развиваете и приучаете ухо и разум получать впечатления, сохранять их и вызывать.

Если вы чувствуете, что интерес ваш к этим опытам ослабевает, то возьмитесь для разнообразия за другую поэму или предмет, но не забывайте повторять по временам и старые строчки. Перемена придаст опыту новую прелесть и поможет вам вернуться к старым строчкам с новым интересом.

Детская комната. Игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Игра развивает слуховое внимание ребенка.
Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

На закуску: Бег трусцой тренирует мозги

Группа нейроспециалистов из университета Ульм в Германии в течение многих недель изучала умственные способности тех, кто регулярно занимается бегом. В итоге было обнаружено, что энергичное "топтание тротуара" способствует улучшению зрительной памяти и концентрации внимания.

Участники эксперимента должны были совершать две 30-минутные пробежки в неделю, а после этого проходить несколько сложных тестов. И хотя память бегунов на цифры практически не улучшалась, их способность воспроизводить мельчайшие детали образов и выполнять другие задания на визуализацию, например, связанные с работой над геологическими и географическими картами, улучшалась весьма значительно.

Теперь ученым предстоит найти ответ на вопрос: почему же бегающие люди более внимательны. Психолог Санна Строт считает, что ключ к разгадке таится в зоне гиппокампа (или аммонова рога), расположенного в мозгу человека и отвечающего за ряд функций памяти. По словам Строт, "физическая активность усиливает рост новых клеток гиппокампа, а также защищает уже существующие, возможно, именно поэтому бег трусцой так благотворно влияет на память".

До встречи в следующем выпуске!

Автор рассылки Елена Рахманова.

psychology.genii-owner@subscribe.ru

Архив рассылки


В избранное