Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Любить - это значит...

  Все выпуски  

Развитие наблюдательности и памяти у детей и взрослых


Информационный Канал Subscribe.Ru

Электронная рассылка

Развитие наблюдательности и памяти
у детей и взрослых.

Выпуск 16.

Доброго времени суток, уважаемый читатель!

По техническим причинам 16-й выпуск рассылки несколько задержался. К счастью бури над моим компьютером уже прошли, и рассылка возобновляет свою работу в прежнем режиме. Сегодня выпуск от Анны Коробейниковой и Ирины Еналеевой.

Мы продолжаем разговор о том, как развить у ребенка внимательность. Эту тему мы открыли в январской рассылке и теперь хотим продолжить. Мы собираемся предложить вам конкретные упражнения, направленные на развитие внимания.

Для начала хотим предупредить, что развить у ребенка такое качество, как внимательность - крайне непростая задача. Она решается, если родитель во время занятий с ребенком будет соблюдать, как минимум, три следующих условия:

1. Занятия по тренировке внимания должны быть регулярными и продолжаться в течение сколь угодно долгого времени, пока не появятся нужные результаты.

2. Родителю самому должны быть интересны задания, которые он предлагает ребенку, чтобы вы могли выполнять упражнения вместе.

3. Во время занятий родитель должен быть спокойным и доброжелательным.

Соблюдение всех этих условий может быть приравнено к подвигу! Однако, если вы любящий родитель, а у вашего ребенка есть проблемы со вниманием, тогда вперед и за дело!!!

Для начала предлагаем определиться с тем, а какого, собственно, результата вы хотите достичь? Остерегайтесь ставить слишком высокие цели, если ребенок еще не умеет малого! Например, родитель хочет, чтобы ребенок самостоятельно умел сосредоточиться при выполнении любого задания. Если ребенок на данном этапе жизни плохо концентрирует внимание даже тогда, когда ему об этом напоминают, то сначала имеет смысл сформулировать задачу: научить ребенка направлять и удерживать внимание на нужном предмете или действии в течение, например, 5-10 минут.

Договоритесь с ребенком о том, что значит слово «внимание». Что именно он должен сделать, услышав это слово от вас или от учителя? Попробуйте описать состояние, когда вы внимательны, а потом расскажите ребенку, что это значит. Например : «Когда я прошу тебя быть внимательным, это означает, что нужно убрать из рук все лишнее, сесть прямо, смотреть в книгу и сосредоточиться на том, что там написано».

Можно еще описать состояние внимания так: «Представь, что над предметом (на который нужно направить внимание ребенка) загорается лампочка, освещает его и тебе хочется наблюдать за тем, что происходит внутри этого света». Или попросите ребенка одной рукой рисовать круг, а второй треугольник. То состояние, которое требуется для качественного выполнения этого задания и есть состояние внимания.

Очень важно, чтобы ребенок понимал, чего от него требует взрослый. Удивительно, но когда учитель на уроке перестает говорить: «Не отвлекайтесь! Не вертитесь! Вы такие невнимательные!», а вместо этого произносит: «Давайте договоримся: когда я говорю «Внимание», я жду, чтобы вы положили ручки на парту, сели прямо и стали смотреть на доску», - дети тут же начинают его понимать!

Когда ребенок уже знает, что означает слово «внимание», с ним можно организовать игру. Кстати, лучше, если все упражнения, которые вы собираетесь выполнять, были бы преподнесены, как игра. Тогда появляются положительные эмоции, интерес. Это важно. Взрослый может сказать: « Но ведь в жизни ребенок должен концентрировать внимание и тогда, когда неинтересно!» Верно. Только попробуйте сами долго удерживать внимание на неинтересном вам объекте, и вы поймете, как это сложно. А если представить, что это игра… Поэтому и важно, чтобы необходимость сосредоточиться вызывала у ребенка положительные эмоции.

Итак, игра. Договоритесь с ребенком, что когда вы идете по улице один из вас может в любой момент времени сказать: «Внимание на тот дом!», или «Внимание на кошку!» Это означает, что некоторое время вы вместе рассматриваете выбранный объект, а потом по очереди описываете его самым подробным образом: цвет, форма, детали, поведение (если объект живой), звуки. Можно представить, какой он на ощупь. Похвалите ребенка за то, как он сделал описание, скажите, что вам особенно понравилось. Например: «Здорово, что ты заметил, что кошка не полностью черная, и что одно ухо у нее меньше другого! Ты очень внимателен, молодец!» Пусть он тоже похвалит вас. Это будет способствовать развитию умения быть внимательным к тому, что говорит собеседник.

Дома можно попросить ребенка выполнить такое упражнение: в течение пяти минут в какой-нибудь газетной статье вычеркивать все встретившиеся буквы «а». При этом ставится условие, что если ребенок пропустит больше четырех букв, тот он проиграл, а если четыре и меньше, то выиграл. Затем выполните упражнение сами, а ребенок пусть тщательно проверит! Похвалите его! Это задание можно усложнить: одну букву вычеркивать, а другую подчеркивать.

Еще один хороший вариант: сначала одну букву вычеркиваем, а другую подчеркиваем, затем по команде: «Внимание!», работа идет наоборот - первую подчеркиваем, а вторую вычеркиваем. Главное, уважаемые родители, помните, что достижение нужного результата требует времени и вашего терпения. Поддерживайте ребенка, создавайте хорошее настроение себе и ему, выполняйте упражнения, и вы непременно добьетесь того, чего хотите!

Успехов вам и до новых встреч!

PS: ждем ваших писем по адресу: pamjat2004@yandex.ru

Заглядывайте на нашу страничку: http://www. treningpamiati.narod.ru

Анна Коробейникова и Ирина Еналеева.

Архив рассылки


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.genii
Отписаться

В избранное