Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энергия эмоций

  Все выпуски  

Энергия эмоций


Здравствуйте, дорогие читатели.
С Вами Иванова Екатерина с очередным выпуском рассылки "Энергия ЭМОЦИЙ"

На злобу дня: бизнес обнаружил, что у сотрудника есть эмоции!

Ура, товарищи! Бизнес обнаружил, что сотрудники фирм и организаций испытывают-таки эмоции и чувства – прямо на рабочем месте! По этому поводу сняли фильм в Голливуде, по всей России организуются презентации, диск с фильмом стоит аж 3000 (три тысячи) рублей. Собрали ведущих бизнесменов, цитируют гуру всех мастей – и обнаруживают у них не только примеры, как мотивировать сотрудника, как управлять фирмой, но и – вот чудо! – указания на то, что человек постоянно что-то чувствует, что-то испытывает по поводу того, что происходит непосредственно на работе (т.е. явно тратит свою энергию на пустяки, вместо того, чтобы направлять ее на рабочий процесс), ну и за ее пределами (что особенно напрягает бизнесменов – ведь это делает ситуацию совершено неуправляемой).

Надо сказать, что многие годы в американо-европейском и (отчасти) российском бизнесе насаждалась идея безэмоциональных («деловых») отношений. Фраза: «Ничего личного» - звучит почти в каждом голливудском фильме, когда человек «просто делает свою работу» - от преподавания истории древних греков до осуществления заказного убийства.

По факту, стремление привить такое отношение к работе делало и продолжает делать из человека винтик, функцию, в лучшем случае - роль. О личности речи не идет. Более того, в профессиональных кругах, и психологических в том числе – эмоциональная вовлеченность, любовь (не побоимся этого слова) к своему делу – рассматривается как прямой путь к профессиональному выгоранию, деструкциям и т.д.

Зачем это нужно? Кому? Попробуем ответить на эти два вопроса.

Представим себе офис, в котором под руководством Генерального Директора (далее – ГД) усердно трудятся несколько человек (количество произвольно, но не менее 7). Трудовые отношения в этой воображаемой фирме, как и везде, предполагают иерархию и подчинение – часто не по принципу профессиональных качеств и способностей, а  по принципу умения угождать начальству. 

Представим теперь ситуацию ГД: с одной стороны, он занят важным и ответственным делом – он УПРАВЛЯЕТ. С другой стороны, ему чрезвычайно скучно. Поверьте, скука – это часто испытываемое чувство людьми взрослыми, зрелыми, состоявшимися. Если бы ГД-ам не было скучно, они не придумывали бы бесконечные стресс-менеджменты, тайм-менеджменты, управленческие поединки и пр. способы развлечься, не выпуская из рук штурвал и не снимая галстука от модного модельера.

Но помимо скуки для ГД характерно еще одно состояние, о котором он предпочитает не думать и даже самому себе в этом досадном обстоятельстве не признаваться. Это – СТРАХ. Чувство это, сильнее и прилипчивое, может маскироваться под бурную деятельность, озабоченность корпоративной культурой, требованием к сотрудникам и продукту быть конкурентоспособными, навязчивым дресс-кодом и т.д  Но по факту ГД, особенно если он еще и собственник бизнеса, постоянно боится. Боится, что конкуренты его обойдут, что партнеры кинут, что банк не даст кредит, что менеджеры помладше уровнем его подсидят или сольют информацию и организуют свой бизнес и пр. и др. Он не признается себе в этом, он стремится постоянно маневрировать, напускает туману, крутит хвосты, учиняет проверки – в общем, делает все, чтобы убедиться, что он успешен, он у руля и опасения его напрасны.

В этой, сложившейся еще при царе Горохе, «технологии» всегда было и всегда будет слабое звено. СОТРУДНИКИ. Ах, как бы было чудесно, как бы было хорошо, если бы человек, придя на работу, полностью отдавался ей и только ей. Трудился усердно, денег бы не просил, с коллегами не ссорился, интригами не увлекался! Как было бы волшебно, если бы каждый служащий, перешагнув порог офиса, абсолютно забывал о доме, о семье, о том, что жена вчера напомнила про годовщину свадьбы, что старший сын заканчивает школу, что у младшей дочки выпал первый зуб! Все эти «посторонние» мысли, но особенно чувства по поводу этих мыслей – явления, совершенно неуправляемые.

Можно заставить сотрудников под угрозой штрафа ходить в туалет, на обед и на перекур строго по расписанию. Но никакие инструкции, графики и иные циркуляры не могут заставить человека не чувствовать. Мыслить уже почти отучили, но вот беда – чувства так и остаются полной и безусловной собственностью человека. Никакие эксперименты, даже тонко-психологические, до сих пор не позволяют создать такую технологию, чтобы у всех и в нужном направлении менять эмоциональный настрой. В лучшем случае, нестойкое повышение настроения или его легкое ухудшение. Но обычно испытуемые – от детишек до менеджеров, поучаствовав в такого рода «формирующих воздействиях» остаются при своих – при своих чувствах, отношениях, состояниях.

Ну и вспомним нашего ГД. Как ему жить и успешно развивать свой бизнес, если он практически не знает и не может знать, что у сотрудников сегодня в головах и особенно – в сердцах?! Как ему быть спокойным и успешным, если кто-то недоволен его политикой, кто-то тихо ненавидит правила фирмы (а ГД так долго их сочинял сам, потом денег заплатил, чтобы заезжие тренера заставили сотрудников эти правила «придумать и принять»!), кто-то влюблен в секретаршу, кто-то злится на коллегу….Ну как управлять в таком водовороте чувств и эмоций, переживаемых «не по делу»? Вот и стремятся наши бизнес-деятели и их подпевалы – тренера (коучи? бизнес-консультанты?) навязать сотрудникам безэмоциональное отношение к работе (что само по себе оксюморон и неисполнимо, так как человек не может длительно и продуктивно заниматься тем, что ему безразлично).

 Можно заставить человека думать о новой концепции, стратегии, миссии, но где у человека растет та кнопка, с помощью которой можно регулировать в нужном для компании направлении его эмоции – это глобальная проблема управления, о наличии которой руководители долго не могли признаться даже самим себе и которую долгое время маскировали под всяческую мишуру.

Сегодня резюме не будет, ибо тема еще не исчерпала себя.

Кто нашел для себя что-то ценное - пишите на адрес: lennylen@mail.ru.

Кто ничего ценного во всей рассылке не нашел – пишите, я готова говорить о том, что важно для вас. Выемка почты – по пятницам и  субботам J.



Иванова Екатерина
Сайт www.ivanova-e.ru


В избранное