Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как повысить самооценку? Как ни странно, завышенная самооценка имеет свойство мгновенно переходить в заниженную... Читайте в выпуске рассылки практические рекомендации психолога.


Выпуск 9

 

Как повысить самооценку

Статья для журнала ФСБО – Финансовый справочник бюджетной организации. http://shop.mcfr.ru/catalog/77/242

Как повысить самооценку?

В нашем обществе принято быть успешным, процветающим, и большинство людей скептически относится к неудачникам. Самооценка – это то, как вы оцениваете свои деловые качества, свою работу и вообще себя в целом. Заниженная самооценка – это когда человек принижает свою значимость сначала в своих собственных глазах, а это, как следствие, приводит к тому, что его начинают по-другому воспринимать окружающие. Завышенная самооценка – это преувеличение своих возможностей, способностей и качеств. Завышенная самооценка похожа на мыльный пузырь – у нее есть свойство «лопаться» в самых неподходящих ситуациях и мгновенно переходить в заниженную. Для начала давайте договоримся, что лучше иметь адекватную самооценку, но при этом работать над ее постепенным повышением за счет развития личностных и профессиональных качеств.

В чем проявляется самооценка? Обычно, глядя на человека, большинство людей в первые несколько секунд определяют, кто это и что он из себя представляет. А как мы это делаем? Обычно люди не задумываются, и процесс оценивания проходит по большей части бессознательно, однако, если кто-то спросит вас: «Что вы думаете об этом человеке (специалисте)», то, подумав несколько секунд, вы обычно уже можете выдать определенное мнение, которое к этому моменту уже сложилось в вашей голове, т.е. в этом случае удается вывести на сознательный уровень то, что обычно проскальзывает мимо нашего внимания.

Первое, на что обращают внимание люди при знакомстве – это на внешность другого человека. Как он одет, как держится, что у него с осанкой, улыбается или угрюмый, смотрит ли в глаза, делает ли какие-либо жесты руками и движения ногами. Еще мы очень реагируем на то, как человек говорит. Даже если знакомство происходит по телефону, и вы не видите самого человека, по его голосу уже можно многое сказать. Вот женщина что-то говорит таким голосом, как будто сообщает о вселенской катастрофе – быстро тараторит, как будто боится, что сейчас ее перебьют и повесят трубку. А вот мужчина говорит медленно и тихо, с сознанием своей важности, но при этом отчетливо и разборчиво. Как вы думаете, кто из этих двух собеседников внушает больше доверия и уважения? Кроме того, иногда мы как будто спинным мозгом чувствуем либо доверие к человеку, когда рядом с ним спокойно и хорошо, либо – недоверие, когда хочется оказаться от него как можно дальше. Обычно это зависит от того, напряжен собеседник или расслаблен и чувствует себя комфортно в вашем обществе.

Хотя самооценку невозможно пощупать руками или взвесить на весах, однако она реально влияет на всю нашу жизнь – на то, сколько денег человек зарабатывает, как он себя при этом чувствует, спокойно ли он спит по ночам и на многое другое. Когда с чувством собственного достоинства начинаются проблемы, обычно человек начинает искать выход из ситуации. Одни люди доказывают себе, что они многое могут с помощью профессиональных достижений – получают разные дипломы, сертификаты, изучают полезные для построения карьеры методики и науки, берутся за сложные задания и их выполняют. Все это постепенно увеличивает возможности человека, и приносит ему ощутимые выгоды – повышение дохода, признание окружающими и чувство победы. Другие, чтобы уйти от внутреннего чувства вины, наоборот, начинают избегать решения проблемы, и вместо этого пытаются «забыться» с помощью алкоголя, оправдываются, мол, другие еще хуже, чем я, и вообще я жертва обстоятельств. Подобный подход не приводит ни к чему хорошему, нерешенные проблемы имеют обыкновение возвращаться снова и снова, как бумеранг.

Итак, несколько советов, которые могут реально помочь вам повысить самооценку:

1.         Ставьте перед собой реальные цели. Типичная ошибка многих людей – отсутствие личных и профессиональных целей. Обычно это приводит к тому, что человек живет «здесь и сейчас», как будто время застыло, и в этом состоянии он не может заметить свой прогресс – т.к. нет критериев оценки. Не пытайтесь сравнивать себя с другими людьми – обычно это приносит только разочарование, т.к. у всех изначально разное положение и способности. А вот анализировать то, что было месяц или год назад и то, что есть сейчас – очень полезно. Даже если не удалось реализовать планы на 100% - хвалите себя за все достижения и корректируйте цели, чтобы они были реально выполнимыми для вас. Помните – чтобы стать выдающимся футболистом, нужно много раз попасть мимо ворот, и даже если у вас случились какие-то ошибки, относитесь к ним как к временным явлениям, неизбежным на пути профессионального роста. Естественно, что из неудач необходимо извлекать уроки на будущее. Говорят, что не стыдно совершить ошибку, но недопустимо совершать дважды одну и ту же.

2.         Прекратите ругать себя. Даже если кто-то сказал о вас что-то плохое, дома или на работе – перестаньте принимать это близко к сердцу. Мы все в той или иной мере зависим от мнения других людей. И на это мнение можно влиять. Если вы будете вновь и вновь повторять в голове подробности того, что вы сделали неправильно – это ни на шаг не приблизит вас к успеху. Позвольте себе быть неидеальным. Идеальные люди, во-первых, не существуют в природе, во-вторых – никому не интересны. Научитесь получать от людей обратную связь – всегда спрашивайте у тех, кто, как вам кажется, на вас обижен, что случилось. И вы обнаружите удивительную вещь. Примерно в 50% случаев обиды окажутся мнимыми – у человека могло быть плохое настроение или самочувствие, или он мог в тот момент думать о чем-то, не относящемся к вам. В оставшейся половине случаев велика вероятность, что, когда человек выскажет вам в лицо все, что думает, он перестанет сердиться, а вам это даст возможность в будущем вести себя так, чтобы не вызывать раздражения и не повторять допущенных ранее ошибок.

3.         Поработайте над внешним имиджем. Посмотрите на тех людей, которые, как вы считаете, обладают высокой самооценкой и низкой. Сделайте для себя выводы. Работая с обликом, можно быстро достичь заметных для окружающих результатов. Не слишком ли темную одежду вы носите? О чем рассказывает окружающим ваша прическа и походка? Спросите совета у нескольких людей, пусть расскажут, как они воспринимают то, к чему вы давно привыкли. Возможно, вас ожидает открытие, приятное или не очень. В любом случае не расстраивайтесь, это всего лишь мнение других людей, а у вас еще есть ваше собственное. Однако его можно время от времени менять, причем с пользой для себя. Попробуйте купить себе какую-нибудь новую вещь, которая говорила бы сама за себя о том, что у ее обладателя несколько более высокая самооценка, чем в текущий момент. Помните – лучше купить одну дорогую, но качественную вещь, чем много дешевых и некачественных. Пользуйтесь распродажами, иногда стильную и дорогую вещь можно приобрести довольно удачно, просто для этого необходимо попасть в нужное время в нужное место. Помните про простой, но чрезвычайно эффективный совет: желательно, чтобы все предметы гардероба сочетались между собой – костюмы, рубашки, аксессуары и т.д. В течение недели следите за своей осанкой, желательно сделать это привычкой. Даже если вы склонны время от времени горбиться, выработайте у себя привычку держать голову ровно, как будто вы несете на ней тяжелую книгу, и ходить и сидеть с прямой спиной. Это полезно не только для самооценки, но и для здоровья.

4.         Обратите внимание на то, о чем вы постоянно думаете. Одни люди предпочитают думать о своих победах, другие – о неудачах. Конечно, бухгалтеру необходимо постоянно помнить о том, что ошибка в финансовых документах может плохо сказаться в будущем. Однако если кроме этого больше ни о чем не думать, то это очень плохо. Находите в любом деле повод для радости. Желательно делить работу на части и разрешать себе несколько минут отдыха после выполнения одно-двухчасового блока работы. За эти несколько минут ваша работоспособность восстановится, и вы приметесь за оставшуюся часть работы с новой энергией. Постарайтесь организовать свою работу так, чтобы, выходя за порог офиса, оставлять в нем все мысли о работе. Человек, который и днем, и ночью думает только о делах, как следует ни работает, ни отдыхает. Напоминайте себе время от времени, что вы – не механизм, вам нужно общаться с домашними, восстанавливать силы и просто жить. Некоторые люди откладывают все это на «завтрашний» день, который, как известно, может никогда не наступить. Лучше сбалансируйте свою жизнь прямо сегодня, избегайте авралов и переработок, которые обычно происходят не потому, что так необходимо, а от неумения правильно планировать свое время. Как только вы ловите себя на негативной мысли – переключайтесь на позитивную волну, пользы от этого будет намного больше. Вместо мыслей: «кто виноват» и «почему это случилось со мной» полезно выработать в себе привычку сначала оценивать размер случившегося, а затем разрабатывать план по выходу из кризиса и предотвращению повторения подобных ситуаций в будущем. Уже очень скоро вы заметите позитивное влияние подобного подхода на ваши дела. Негативные мысли о том, что уже невозможно исправить – это как труба в бассейне, через которую вытекает ваша энергия. Не теряйте ее понапрасну!

5.         Наладьте баланс в отношениях с другими людьми. Наше общество устроено так, что мы все зависим от того, что думают о нас другие. Наверно, только в пустыне можно быть абсолютно независимым от чужого мнения, но большинство из нас там не живет. Помните, что есть ваше мнение о себе, а есть чужое. Не смешивайте их между собой. Все наши поступки можно оценивать с разных точек зрения, и в одной ситуации одно и то же действие может привести к победе, а в другой – к поражению. Что бы вы ни сделали, всегда могут найтись люди, которым это не понравится, даже если вы победите на Олимпиаде или станете первым в своей области или организации. Конечно, к мнению других людей необходимо тщательно прислушиваться, но при этом не забывайте и о своем собственном. Заведите себе полезную привычку расслабляться, а не напрягаться, когда вы говорите со статусными людьми. Когда человек напрягается, его тело зажимается, а это приводит к тому, что человек начинает думать медленнее и хуже, чем в спокойном состоянии. Именно поэтому многие дельные мысли приходят к нам только после того, как закончился важный разговор. Чтобы этого не случалось, репетируйте заранее все важные встречи в таком месте, где вы чувствуете себя спокойно и комфортно. Продумывайте, что важно сказать, какие дополнительные данные вам могут потребоваться, где их можно найти, какие контраргументы могут быть у собеседника, и как на них лучше ответить. Иногда в пылу спора люди «забываются». Это очень плохая привычка. Помните, что слово – не воробей, вылетит – не вернешь обратно. Поэтому лучше взять тайм-аут, если это возможно, и продолжить беседу через некоторое время, чем наговорить собеседнику таких слов, о которых потом придется пожалеть.

6.         Научитесь правильно реагировать на критику и отстаивать свою позицию. Оправдываться – плохо. Человек, который пытается доказать, что он не виноват, обычно вызывает у окружающих негативные чувства. И в то же время нельзя, чтобы у вас не было собственного мнения и возможности его отстоять. Что же делать? Во-первых, перед тем, как что-то говорить, сначала по возможности подготовьтесь в спокойной обстановке, чтобы как следует рассмотреть ситуацию со всех сторон. Ищите возможности для исправления случившегося, помните правило: «Победителей не судят». Смещайте в разговоре акцент с того, что случилось и какая доля вашей вины в произошедшем, на то, что можно сделать для исправления ситуации и какие ресурсы понадобятся для этого. Во-вторых, если человек во что бы то ни стало решил рассказать вам все, что он о вас думает – дайте ему такую возможность. В большинстве случаев после этого люди «выпускают пар» и становятся более внимательными к тому, что вы им скажете. Не говорите: «я больше так не буду» - так оправдываются дети. Говорите о тех мерах, которые необходимо предпринять в будущем, чтобы не допустить повторения ошибок. Стремитесь не брать на себя ответственность за других людей и внешние обстоятельства – пусть каждый отвечает сам за себя. Прочитайте какую-нибудь хорошую книгу об ораторском искусстве, это поможет вам более логично аргументировать вашу точку зрения. Если она не совпадает с мнением руководства – есть несколько вариантов. Иногда полезнее попытаться переубедить руководство с помощью весомых доказательств. Если же это не получилось – тогда можно переложить ответственность за принятое решение на того человека, который не желает слышать ваши доводы. Не ввязывайтесь в дискуссии с теми людьми, которые распространяют сплетни и негатив. Обычно пользы от этого никакой, только вред. Налаживайте дружеские отношения внутри коллектива с теми людьми, которые вам симпатичны, и тогда в случае необходимости у вас будет своя группа поддержки.

7.         Улыбайтесь своему отражению в зеркале. Ученые до сих пор спорят, кто чаще смотрится в зеркало – женщины или мужчины. Когда у человека плохое настроение, обычно он видит в своем отражении в зеркале или в витрине магазина сплошные недостатки. Научитесь относиться к ним с юмором. Если приглядеться к отражению в стекле вагона метро, то можно заметить, что как в аттракционе с кривыми зеркалами, при небольших перемещениях лицо искажается (это происходит за счет неровности стекол). Улыбнитесь! Даже если вы недовольны формой носа или чем-то еще, научитесь находить плюсы в том, что дано вам природой. Одна и та же одежда по-разному смотрится на человеке в зависимости от его настроения. Зеркало – это всего лишь свидетель, и вряд ли стоит его в чем-то обвинять, мало того – иногда отражения в зеркале плохо смотрятся не потому, что вы плохо выглядите, а потому, что освещение такое, или вам это просто кажется. Когда у человека плохое настроение, это сразу отражается на множестве мелких мышц лица и тела. Стоит лишь захотеть – и ваше отражение может мгновенно измениться. К старости привычное выражение лица «впечатывается» в виде морщин, и, если человек всю предыдущую жизнь был угрюмым и хмурым – никакие косметические средства не смогут замаскировать это лет после 50-60. Поэтому не ждите отдаленных последствий, займитесь вашей внешностью прямо сейчас. Как только заметили, что лицо напряглось, образовались морщины на лбу – расслабьтесь, и они заметно сгладятся. Обычно люди неосознанно реагируют на зажимы от психологического напряжения, когда от страха выпучиваются глаза, сжимаются челюсти, лицо становится похожим на маску. Это может служить началом конфликта, например, если подчиненный с таким выражением лица входит в кабинет к начальнику. Не бойтесь корчить рожи, например, когда вас никто не видит. Это помогает сбрасывать лишнее напряжение и способствует более легкому отношению к происходящему.

8.         Работайте над своей внутренней самооценкой. В детстве родители любили каждого из нас просто так, за то, что мы существуем. Для того чтобы по-настоящему любить себя, не нужны какие-то доводы или причины. Просто поверьте в то, что сначала надо полюбить себя, а уже затем вы заметите, как потеплело отношение к вам большинства окружающих вас людей. А в чем эта любовь заключается? Во-первых, не надо причинять себе боль. Мы часто делаем что-то через «не могу». С одной стороны, это хорошо, т.к. раздвигает границы наших возможностей. С другой стороны, надо делать это аккуратно, потому что если неподготовленный человек берется сразу, без страховки, за слишком сложное и опасное дело, то он может переоценить свои возможности и потерпеть поражение в этом начинании. Иногда лучше отказаться от заведомо проигрышного дела сразу, чем сожалеть о том, что ничего не получилось – потом. Во-вторых, научитесь радовать себя. Хвалите себя за все достижения, даже если вам и окружающим кажется, что это всего лишь ваши должностные обязанности. Если вы не будете себя хвалить – то кто же вас похвалит? Многих из нас с детства приучили к ложной скромности, однако преуменьшение своих заслуг на работе приводит лишь к тому, что вас не ценят по достоинству. И тогда многие люди начинают вести бесконечные разговоры с самими собой о том, что я такой хороший, а начальство этого не замечает. Это неправильно! Если вы действительно ценный специалист – сделайте так, чтобы это было заметно. Фиксируйте все свои достижения, можно для этого вести специальный дневник или «портфолио» - это может вам впоследствии пригодиться, если понадобится писать резюме или проходить аттестацию, тогда не надо будет ничего придумывать. Повышайте свою квалификацию, как в профессиональной области, так и в сфере личной эффективности – учитесь лучше общаться с людьми, грамотно планировать свое время, выполнять все взятые на себя обязательства и не давать тех, которые не можете выполнить. Постепенно, если вы будете двигаться этим путем, у вас внутри останется меньше противоречий и нерешенных вопросов. Те люди, у которых все хорошо в семейной жизни и на работе, обычно приятны в обращении и вызывают желание быть с ними рядом. А ведь стать таким человеком – просто!

В этой статье изложены некоторые рекомендации, воспользовавшись которыми, вы можете быстро получить достаточно сильный прирост самооценки. Помните о том, что само по себе чувство собственной значимости – не самоцель. Людей, которые интересуются только собой и тем, какое впечатление они производят на окружающих, принято называть Нарциссами в честь героя древнегреческой мифологии, который так долго любовался своим отражением в ручье, что умер от голода и жажды. Еще в XIX веке известный американский психолог Дейл Карнеги написал о том, что, искренне интересуясь другими людьми, вы быстрее произведете на них положительное впечатление, чем если будете доказывать им, какой вы умный и замечательный. Помните, что каждое качество в человеке хорошо в меру и к месту. Настоящая адекватная самооценка обычно проявляется в том, что с ее обладателем приятно общаться, на него можно положиться и доверить ему выполнение важных и ответственных дел.

*****************

Полезная информация:

На предыдущих Фестивалях НЛП мы сделали для Вас видеозаписи лучших тренингов. Некоторые из них мы рады предложить Вашему вниманию. Записи со II Всероссийского Фестиваля НЛП (2009 г.)  можно увидеть бесплатно по ссылке http://festivalnlp.ru/video  .

Если Вы хотите приобрести в свою коллекцию наши записи с III или IV Фестивалей НЛП, то заходите сюда: http://festivalnlp.ru/video/58 

Отдельно хотим порекомендовать эксклюзивный курс – тренинг тренеров НЛП от Джека Макани, который Виктор Герасимов посетил в 2011 году. Аналогов этого тренинга в России практически нет. http://festivalnlp.ru/video/58/733  . Это - почти 24 часа видео! Вы можете многому научиться прямо у себя дома, эти навыки полезны не только тем, кто уже работает или планирует стать тренером НЛП, но и любому НЛПеру, который интересуется эриксоновским гипнозом, метафорами, маркетингом своих услуг и т.д.

В Россию приезжает Джудит Делозье 18-21 мая!

Один из наших партнеров, Олег Акинцев, приглашает на тренинг человека, стоявшего у самых истоков НЛП – Джудит ДеЛозье. Возможно, это – последний приезд Джудит в Россию, т.к. она сокращает свою тренинговую деятельность и мало выезжает за пределы США.

Всем участникам тренинга Джудит ДеЛозье, которые зарегистрируются и оплатят участие, перейдя по нашей ссылке http://festivalnlp.ru/news/736  (внизу страницы щелкните по баннеру для перехода), мы дарим 2 любые DVD-диска (кроме тренинга тренеров НЛП Джека Макани) с предыдущих Фестивалей НЛП.

Центр НЛП в Образовании проводит тренинг Майкла Холла 13-15 апреля.

Майкл Холл – автор множества популярных книг по НЛП. Подробнее о тренинге по самоактуализации можно узнать на сайте Центра http://www.nlpcenter.ru/index.php?sid=309

На наш взгляд тренинги «из первых рук» - т.е. от людей, стоявших у самых истоков НЛП, Майкла Холла и Джудит Делозье – это прекрасная возможность знакомства с НЛП для тех, кто с ним только планирует познакомиться, и развитие своих навыков для тех, кто уже занимается НЛП, независимо от опыта. Лично я (Инна Иголкина) была на тренингах большинства зарубежных звезд, приезжавших в Москву, и могу рекомендовать их посещение.

**********

Уважаемый читатель! Если у Вас есть темы для следующих статей, что Вам лично было бы интересно узнать о психологической стороне работы бухгалтера – пожалуйста, присылайте на iigolkina@mail.ru .

Инна Иголкина

Бизнес-тренер

Желаю удачи!

Иголкина Инна, тренер НЛП

www.timesaver.ru www.festivalnlp.ru

iigolkina@mail.ru ,  8-926-319-50-32


В избранное