Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Компромисс - это когда каждая из договаривающихся сторон идет на уступки... При компромиссе теряют обе стороны. Нужны ли компромиссы и можно ли их избежать? Читайте в выпуске рассылки.


Выпуск 6. Компромиссы

Уважаемый читатель! По техническим причинам рассылка некоторое время не выходила, однако я решила возобновить ее выход. Предлагаю Вашему вниманию статью, написанную для журнала ФСБО www.gosbudget.ru .

Компромиссы: плюсы и минусы

Офисная жизнь, несмотря на кажущуюся однотипность, полна приключений. Часто возникают жаркие дебаты, интриги, авралы и прочие проблемы, которые потом так же часто бесследно уходят. Одна из зол, разрушающая отношения – это компромисс. Хотя, казалось бы, в этом процессе каждая из двух сторон идет на какие-то уступки, в результате ни одна из сторон не получает полного удовлетворения – ведь пришлось чем-то пожертвовать, радость победы не полная.

Какие могут быть компромиссы на работе?

Например, с совестью. Вы узнаете какую-то конфиденциальную информацию об одном из сотрудников. Что делать? Доложить руководству? Или не докладывать, поговорить с сотрудником самостоятельно, образумить? Доходит до смешного – из офисов порой воруют такие предметы, как рулон туалетной бумаги, пару ручек или дырокол. Если вы решили поговорить с сотрудником – значит, пошли на уступки своей совести. Если же сразу пошли к начальству – значит, совесть может начать мучать вас угрызениями.

Некоторым людям больше нравится работать с цифрами и бумагами, другим – общаться с людьми. И хотя работа бухгалтера, казалось бы, предполагает преимущественно первое, однако и без общения бухгалтеру не прожить – многим людям свойственно забывать о сроках и обязанностях, и приходится бухгалтеру требовать предоставления документов, просить, уговаривать, приказывать. Это – компромисс между тем, что нравится в работе и всем остальным – что, возможно, и не нравится, но что надо делать для того, чтобы выполнить работу целиком.

Компромисс возможен и со временем. Можно сегодня сделать что-то, а можно – отложить на завтра. И хотя тысячелетний опыт человечества должен был бы научить пониманию того, что подобные игры редко приносят выигрыш, тем не менее, многие офисные сотрудники продолжаю играть в этот аналог «русской рулетки». Результат – «внезапно» на голову сваливается очередной аврал, которого, как всегда – не ждали.

Чаще всего взаимные (или невзаимные) уступки возникают в отношениях с людьми. Мы привыкли сдерживать неподходящие (как нам кажется) эмоции, слова, чувства. С одной стороны это – хорошо, потому что большинство людей «сгоряча», обуреваемые сиюминутным гневом, могли бы наговорить много лишнего. С другой стороны, постоянное сдерживание гнева со временем может привести к возникновению различных болезней, если чувства и эмоции не находят никакого выхода.

Чаще всего люди вынуждены сдерживать свои чувства по отношению к вышестоящему начальству. И вот вместо того, чтобы задать вопрос, человек говорит: «Спасибо, я все сделаю!» или «Будет исполнено!». Если речь идет о временных уступках, то эта ситуация нормальна. Если же постоянно приходится жертвовать частью себя, то постепенно это начинает разрушать психику, и в один прекрасный день нервы могут не выдержать и, казалось бы, замечательный специалист ни с того, ни с сего вдруг в одночасье увольняется. Чтобы этого не случилось, лучше находить способы для конструктивного обсуждения возникающих проблем.

Иногда поводом для возмущения служат сотрудники одного с вами ранга или даже ниже. Любой человек не идеален, и когда ему с утра наступили на ногу в метро, он не выспался, у него что-то случилось – такой человек может сказать что-то, мягко говоря, не слишком позитивное. Обычно в случае единичного хамства большинство людей удивляется, но находит силы справиться со своими эмоциями. Хуже, когда кто-то методично «достает» вас своими привычками, вопросами или придирками день за днем.

Правильная политика в таком случае – сначала попытаться обсудить возникающую проблему. Возможно, человек просто не понимает, например, что его веселая болтовня на самом деле вовсе не доставляет вам никакого удовольствия, а, наоборот, лишь отвлекает вас от дел и нервирует. Если же человек упорно продолжает делать то же самое снова и снова – попытайтесь провести с ним переговоры и достичь компромисса. Договориться о нейтралитете – например, в вашей комнате вы задаете правила общения – с кем, когда, как и сколько вы будете общаться, а на его рабочем месте – он задает свои правила общения, т.е. вы можете просто постараться с этим человеком больше без необходимости не сталкиваться. В самых сложных случаях приходится подключать «тяжелую артиллерию» - административный ресурс в лице директора или специалиста по кадрам, которые урезонят болтуна. Однако подобный вариант, скорее всего, приведет к безвозвратной утрате хороших отношений с этим человеком.

В любом случае компромисс означает потерю чего-то. Если вы можете получить то, что хотите и целиком – это просто достижение цели, если же цель приходится многократно корректировать и перекраивать – это уже компромисс. Например, вы хотите поехать в отпуск летом. Вы выбрали себе подходящие даты и… теперь надо согласовать их с другими сотрудниками, как минимум – с директором. Вот тут и открывается поле для компромиссов – если те даты, которые вам бы хотелось, по каким-то причинам невозможны, значит, придется куда-то двигать отпуск или как-то решать возникшие вопросы, уговаривать других поменять свои планы, искать альтернативу тому варианту, который вы наметили и т.д.

Компромисс возможен в отношениях с людьми. Надо уйти вовремя домой, но кто-то из сотрудников просит помочь ему выполнить его работу. И вот вместо того, чтобы идти и отдыхать, вы остаетесь и помогаете этому человеку. А потом, на следующий день, невыспавшись, с досадой думаете: «И зачем я согласилась?»

Подход, противоположный компромиссу – это так называемый взаимный выигрыш. Обычно его объясняют на примере того, как два человека делили один апельсин, и оказалось, что одному нужна была кожура, а другому – внутренность апельсина. Прояснение потребностей сторон может помочь найти такое решение, когда конечный результат будет найден не по принципу того, что каждая из сторон идет на уступки и что-то теряет, а по принципу того, что находится решение по принципу «и нашим, и вашим».

Например, вы решили задержаться после работы. Вы что-то теряете? Да, разумеется – ваше личное время, необходимое на восстановление сил. Как можно его компенсировать? Обычно КЗОТом предлагается двухкратная оплата труда за переработку. Компромисс это или нет? С одной стороны, на получение дополнительных денег люди обычно редко жалуются. С другой стороны, от привычки к авралам и переработкам обычно страдают семья, здоровье и настроение. Какой позитивный итог от вашего решения? Разобравшись подробнее, можно прийти к разным заключениям, но большинство людей склоняются в конце концов к мысли, что если переработок можно избежать, то в принципе это лучше, чем даже двойная оплата.

С другой стороны, подход «выигрыш-выигрыш» мог бы привести к такому решению – вместо компромисса искать такой вариант, когда и ваши интересы удовлетворяются, и интересы предприятия. Например: так организовать работу, чтобы не возникало авралов (в течение отчетного периода ежедневно подготавливать все необходимые документы, чтобы потом просто подвести итог). Или, если это не получилось, после окончания аврала взять отгул для восстановления сил и решения своих личных проблем.

Компромисс – не только негативное явление, как могло бы показаться, но и позитивное. Когда между различными крайностями необходимо найти золотую середину, это и есть компромисс. Чаще крайностей не две, а гораздо больше. Например, большинство людей знает, что при работе с цифрами нельзя отвлекаться, т.к. это приводит к ошибкам. В то же время нельзя игнорировать звонки и визиты сотрудников, т.к. они обидятся, и, возможно, потом вам придется затратить намного больше усилий, чтобы получить от них желаемый результат. Что делать? Обычно опытные бухгалтера в таком случае отмечают промежуточный итог (например, пишут карандашом, если работают с бумагами, или отмечают цветом, если с компьютером). Это дает возможность после окончания разговора вернуться не к самому началу вычислений, а продолжить его с той точки, на которой остановились.

Предположим, вы решили заказать себе новый компьютер. Какой? Можно взять себе самый «крутой и навороченный» - с запасом на будущее, чтобы потом не пришлось его ремонтировать и обновлять. А можно взять такой, который отвечает сегодняшним потребностям. И эта задача – тоже поиск компромисса, в котором приходится анализировать множество переменных – стоимость вопроса, отношение руководства, дальнейшие планы, советы специалистов и многое другое.

Беда некоторых людей, связанных с цифрами – это утрата связи с реальностью. Мне как-то раз довелось наблюдать, как по просьбе бухгалтера сотрудники звонили по межгороду, чтобы попросить клиента доплатить пять!!! рублей по безналичному рассчету за товар, который стоил несколько десятков тысяч рублей. Безусловно, бухгалтерия – наука точная, но если здраво задуматься, то стоимость междугородного звонка + затраты на безналичный платеж намного превышали ту реальную выгоду, которую должна была бы получить организация. Иногда компромисс как раз и состоит в том, чтобы, как советовал почти сто лет назад Дейл Карнеги, «поставить ограничитель на беспокойство» и найти способ, как уладить дело по-другому.

Как влияет компромисс на карьеру? С одной стороны, человек, не способный находить взаимоприемлемые решения, вряд ли покажет чудеса карьерного роста. Мало кому захочется иметь с ним дело, хотя, безусловно, в каких-то вопросах принципиальная позиция и готовность ее отстаивать высоко ценятся. Особенность работы бухгалтера или финансиста обычно состоит в том, что не всегда есть с кем посоветоваться, а вопросы, которые приходится решать, порой весьма запутанные, и в то же время ошибиться нельзя. Стремление делать все «идеально» обычно приводит к тупику, т.к. порой одни постановления и разъяснения противоречат другим, и найти абсолютную истину не всегда представляется возможным, приходится все равно чем-то жертвовать.

С другой стороны, человек, который сразу же готов идти на уступки, тоже лишает себя множества возможностей. Если в бухгалтерии есть четкое правило, то бухгалтер не может под чьим-то нажимом принять неверное решение – это чревато возникновением проблем в будущем, т.е. в этом случае придется отстаивать правильную точку зрения. Деньги не только любят счет, они и диктуют определенные условия, в частности – соблюдение правил, установленных на уровне государства.

Поэтому карьера тоже в каком-то смысле является результатом множества различных компромиссов и поисков взаимоприемлемых решений. Это результат выбора между свободным временем и работой, между возможностью отдохнуть или обучиться на очередном семинаре, между авралами и сдачами балансов и расслаблением. Человек, который хочет спокойной работы, обычно редко становится главным бухгалтером. Главный бухгалтер – это такой человек, который не просто видит все возможные неприятности и способы от них уклониться, но и тот, кто готов взять на себя ответственность за принятые решения. Те же, кто боится ответственности, обычно выбирают более спокойную работу, проходящую в тишине наедине с цифрами.

Советы:

Компромисс – это проигрыш как минимум одной стороны. Люди, которые проиграли, часто не подают внешних признаков огорчения, но это не значит, что они не расстроились, например, когда им отказались повысить зарплату. Обычно в этом случае в душе остается «осадок», который постепенно накапливается. Со временем это может привести к уменьшению лояльности сотрудника и к тому, что он найдет себе другую работу, а вы узнаете об этом последними.

Если компромисс неизбежен, пойдите на уступки первыми и предложите сделать партнеру то же самое. Добивайтесь (по возможности) справедливости в уступках. Например, если кто-то из сотрудников просит вас сделать для него что-то личное, это значит, что вы будете иметь право на аналогичную просьбу. Ошибка в данном случае – это мысленно строить предположения относительно собеседника. Возможно, он не согласится с ними, поэтому лучше свои мысли озвучивать и добиваться от  собеседника согласия, наилучший вариант – по возможности фиксировать договоренности писменно, т.к. памяти свойственно стирать те эпизоды, которые человеку не слишком нравятся.

Очень важно, чтобы уступки были значимыми в глазах вашего собеседника, потому что то, чем вы жертвуете, ему может показаться мелочью и наоборот. Если вы решили идти на компромисс – сделайте это по правилам торговли. Отдавайте одну свою уступку взамен на одну уступку второй договаривающейся стороны. Если уступки неравноценны – попробуйте найти взаимоприемлемый эквивалент. Например, вы хотите пройти обучение на определенных семинарах, и взамен их оплаты согласны определенное количество дней в году задерживаться сверхурочно.

Модель выигрыш-выигрыш – это, как минимум, нахождение такого варианта, когда каждая сторона остается при своих интересах, в идеале – выигрывает. Взаимный выигрыш часто не замечают потому, что не верят в его возможность и не ищут сознательно. Прежде чем начинать идти на уступки, выделите время для того, чтобы как следует продумать все варианты. Обычная ошибка в попытках договориться – это отсутствие подготовки.

Обдумав все крайности, плюсы, минусы и возможные компромиссы, найдите достойные доводы в пользу тех мыслей, которые вы хотите доказать. Желательно иметь не менее трех (в идеале – десяти и более) сильных доводов. Доказывать свою идею тоже надо с умом. Обычно в переговорах побеждает не тот, кто больше всего говорит, а тот, кто умеет склонить собеседника к своей точке зрения. Сделать это проще всего с помощью системы заранее продуманных вопросов, а в случае необходимости – и аргументов. Поскольку разговор, например, с генеральным директором, может прерваться в любую минуту, начинать лучше с самого сильного аргумента в вашу пользу – возможно, его окажется достаточно. По мере продолжения разговора приводите оставшиеся аргументы (если их нет – вам придется снова и снова, как попугаю, повторять предыдущий). Слабые аргументы лучше вообще не использовать, т.к. их легко оспорить, а это ставит под сомнение всю вашу идею целиком.

Например, вы хотите добиться того, чтобы ваша организация что-то изменила. Продумайте все плюсы и минусы этого действия. Если есть возможность – посоветуйтесь с людьми, возможно, у них будут полезные для вас идеи. Не факт, что после разговора с директором вашу идею примут в первоначальном виде – возможно множество компромиссов. Однако люди с активной жизненной позицией, заботящиеся о благе своей организации и предлагающие достойные идеи, обычно воспринимаются лучше, чем сотрудники с пассивным отношением к жизни и работе.

Безусловно, каждый человек мечтает о том, чтобы все его идеи и предложения принимались в удобном ему виде. Однако на практике это не осуществимо. Ищите достойные компромиссы и уверенно добивайтесь своих целей!

Инна Иголкина, бизнес-тренер.

Приглашаю всех на мои сайты www.festivalnlp.ru www.timesaver.ru и на форумы! Мы будем публиковать Ваши письма по мере того, как они подойдут под какую-либо из обсуждаемых тем. Все совпадения с реальными людьми прошу считать случайными. Письма без специальных пометок могут быть опубликованы. Грамматические ошибки будут исправлены нами в целях сохранения Вашей конфиденциальности. Желаю удачи!
Иголкина Инна.

www.timesaver.ru, http://festivalnlp.ru , 8-926-319-50-32


В избранное