Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как чувствует себя мужчина в женском коллективе? Если Вам это интересно - читайте статью, делитесь Вашим мнением! Пишите на iigolkina@mail.ru - я опубликую лучшие письма!


 Выпуск 5

Здравствуйте, уважаемый подписчик!

Большинство бухгалтеров, как известно, женщины. И работают они часто тоже в женских коллективах. А как обстоят дела у Вас? Надеюсь, что эта статья будет Вам полезна и интересна, возможно, Вы посмотрите со стороны на свою работу и возникающие время от времени ситуации.

Предлагаю Вашему вниманию статью, опубликованную в 2009 году в журнале "ФСБО" - Финансовый Справочник Бюджетной Организации". Я давно сотрудничаю с этим журналом, надеюсь, что Вам понравится эта статья.

Если хотите лично пообщаться со мной и научиться многим полезным навыкам, приглашаю на мероприятие, которое я организую - Всероссийский Фестиваль НЛП, который пройдет с 9 по 18 июля этого года под Москвой. Подробности - на сайте http://www.festivalnlp.ru . Будет много разных тренеров, в программе: тренинги по семейным отношениям, коучингу, мотивации и т.д.

Мужчина-руководитель в женском коллективе

 

На одной профессиональной конференции мое внимание привлекла фраза: «В случае правильно организованной работы разницы между женским и мужским коллективами не наблюдается».  Эта статья посвящена вечному, и, тем не менее, чрезвычайно актуальному вопросу – как мужчине-руководителю наладить отношения с преимущественно женским коллективом и сделать организацию работы в нем «правильной»? Может, можно просто прийти и начать командовать? Вот об этом и хочется поговорить… Проблемы с руководством организацией, где женщин более чем 70-80 %, возникают не только у мужчин, но и у женщин.

 

Для начала ответим на вопрос: «Почему коллектив бухгалтеров в бюджетной организации преимущественно женский?» Есть несколько причин: женщины более усидчивы и легче справляются с рутинной работой, мужчины обычно стремятся  как можно быстрее заработать больше денег и сделать головокружительную карьеру, женщины же, наоборот – ценят стабильность и надежность больше, чем призрачные миражи (особенно, если у них есть дети).

 

В нашем обществе есть глубоко (на уровне подсознания) укоренившиеся стереотипы о том, что такое типичные женщина и мужчина. В чем они похожи, а чем отличаются. Начиная от детских песенок и заканчивая художественными фильмами и разнообразными книгами, тысячи людей веками пытались разгадать эту загадку.

 

Типичная женщина: слабый пол, бывает излишне эмоциональна (может разрыдаться в сложной ситуации), иногда плохо себя чувствует,  ранима, любит внимание, общительна, стремится хорошо выглядеть в любых обстоятельствах.

 

Типичный мужчина: сильный пол (это выражается в существовании ряда профессий, в которых до сих пор женщин либо совсем нет, либо крайне мало, например, лётчик, моряк, водитель-дальнобойщик и т.д.), эмоции должен сдерживать, не имеет права жаловаться на тяготы, может быть исполнителен и немногословен, часто бывает полностью равнодушен к своему внешнему виду (с радостью носит фирменную одежду).

 

Женщины обычно легче, чем мужчины, переносят монотонный труд, увы, являющийся неотъемлемой частью работы бухгалтера. Однако необходимо помнить, что из всякого правила есть исключения. Бывают мужчины –  бухгалтера и финансисты, которые успешно работают не хуже, а порой и лучше женщин. Любое правило предполагает, что при определенных условиях из него бывают исключения.

 

Одна женщина, руководящая консалтинговой компанией, рассказывала, что безуспешно пыталась внедрить в свой коллектив хотя бы одного мужчину, чтобы повысить производительность труда и призвать дам к порядку… Увы, если женщины объединяются и начинают «дружить против…», то с этим бывает крайне нелегко справиться. Что только не делали дамы, чтобы мужчина-бухгалтер написал заявление об уходе по собственному желанию – рассказывали ему бесконечные истории о том, как они покупали себе колготки, красили волосы, ногти, ходили к маникюрше и т.д. В результате мужчина не выдержал и все-таки покинул эту компанию.

 

Особенности женских коллективов:

  1. Женщины склонны много времени уделять общению. Им иногда кажется,  что разговоры между собой – это неотъемлемая часть работы. Пример: два успешных юриста объединились и решили создать кадровое агентство. Набрали женщин, до этого сидевших дома с маленькими детьми. Обустроили офис, чтобы сотрудницам было удобно и комфортно. Чайник, компьютеры, Интернет – все, что нужно для работы… Однако сама работа «не заладилась» - вместо дела дамы вели себя так, как будто они пришли в гости – разговоров было много, дела – мало. Обычно в подобных случаях изменить уже сложившуюся ситуацию крайне тяжело, лучше не допускать ее возникновения – с самого начала ставить перед каждой сотрудницей четкие цели и задачи и регулярно контролировать их исполнение.
  2. «Женсовет» - так называлась группа сотрудниц в популярном сериале «Не родись красивой», которая постоянно плела интриги. К сожалению, женщины действительно склонны создавать группы внутри компании и плести интриги против тех, кто в эти группы не входит. Меры противодействия: не допускать возникновения фаворитов внутри коллектива. Не слушать сплетни и не распространять их. К сожалению, часто бывает так, что в попытках «держать руку на пульсе» руководитель начинает прислушиваться к разговорам сотрудников друг о друге, и, что еще хуже – принимать в них активное участие. Да, руководитель не может игнорировать процессы, происходящие внутри организации, но именно начальник определяет, какая, в конечном счете, сложится атмосфера в коллективе – дружеская, когда люди поддерживают друг друга, или враждебная – когда интриги становятся важнее, чем само дело. Полностью пресечь слухи и сплетни, конечно же, вряд ли удастся, но ослабить тягу к ним – можно.
  3. Необходимость в признании. Женщине крайне важно хорошо выглядеть, и чтобы этим восхищались окружающие. Конечно, бывают такие женские коллективы, когда по роду службы женщины носят форму, но это скорее исключение. Большинство женщин стремится выразить свою индивидуальность там, где можно и там, где нельзя – с помощью прически, макияжа, одежды и аксессуаров. С одной стороны, желательно все-таки установить рамки дозволенного и мягко указывать сотрудницам, если они их переходят, на то, где эти рамки находятся и как в них вернуться. С другой стороны, женщины очень ценят, если мужчина-руководитель обращает внимание на изменения в их внешности – на вовремя сказанный комплимент по поводу прически, нового костюма и т.д. Это может быть так же приятно, как премия или повышение оклада (по субъективным ощущениям женщины). Поэтому, если нет возможности повышать постоянно зарплату, стоит обратить внимание на нематериальные способы мотивации персонала.
  4. Ревность. Женщины очень ревниво относятся к любовным отношениям внутри коллектива. Если мужчина работает один среди множества женщин, то, независимо от их возраста и внешних данных, в большинстве случаев женщины одеваются намного более тщательно, чем если ни одного мужчины в организации нет. Даже если женщины и не мечтают о том, чтобы соблазнить начальника, то они все равно будут действовать так, как будто хотят ему понравиться. Это проявляется в языке жестов – женщина в присутствии начальника-мужчины начинает поправлять прическу, «стреляет» глазами, закидывает ногу на ногу, наклоняется вперед, облизывает губы и делает много других неосознанных знаков, призванных привлечь к себе внимание. Какую тактику выбрать, конечно, мужчина решает сам. Кто-то бросается в омут служебных романов, кто-то выбирает позицию буддийского монаха или верного семьянина. Однако надо иметь в виду – если мужчина выберет себе одну из потенциальных кандидаток – остальные этого не простят. Как в гареме бушуют нешуточные страсти, так и на работе в женском коллективе – коллеги тут же найдут тысячу ошибок в том, что делает «избранница», будут непрерывно шептаться обо всех «новостях с фронта», в общем, эффективность работы значительно упадет.
  5. Истерики. Женский плач до сих пор является оружием, которое действует на мужчин. Если мужчина хотя бы один раз «повёлся» на просьбы плачущей женщины – скорее всего, ему следует готовиться к повторению этого неприятного инцидента. Что делать? Запастись стратегическим запасом одноразовых носовых платков и настойкой валерианы. Предложить даме сначала успокоиться, а потом прийти и обсудить все имеющиеся у нее проблемы. В этом случае плач вряд ли будет повторяться. Мало кто может представить себе плачущего на работе мужчину – это одно из основных отличий между женскими коллективами и мужскими. Хотя реагировать на слезы и не надо, тем не менее, необходимо, чтобы у каждой сотрудницы была возможность обсудить волнующую ее проблему с руководителем. Иначе женщина будет накапливать обиду внутри и через какое-то время уволится. Иногда это может происходить абсолютно неожиданно. Мужчине-руководителю нельзя давать волю своим эмоциям. Если на стройке, например, несколько крепких выражений в адрес строителей будут восприняты абсолютно адекватно, то в бухгалтерии такой фокус не пройдет. Если коллектив сплотится и начнет дружить против руководителя, то исправить подобную ситуацию будет крайне сложно, лучше придерживаться вежливого и корректного стиля общения.
  6. Женские штучки… Чего только не делают женщины! Они могут поливаться тоннами духов с самыми разными запахами, снимать макияж, наносить его, готовиться к свиданию вечером и т.д. и все это – прямо на своем рабочем месте! Для мужчины-руководителя важно установить в коллективе такие правила игры, которые четко очерчивают границы дозволенного. Иначе сотрудницы могут сесть мужчине-руководителю на шею и воспринимать его как подружку – делиться с ним советами по выбору косметики, способам сделать аборт и другими женскими секретами. Конечно, мужчина может заварить женщине чашку чаю, открыть перед ней дверь и оказать другие знаки внимания, однако надо учитывать, что чем больше мужчина становится «своим», тем ниже может упасть его имидж в глазах подчиненных. Поэтому иногда нужно тактично ставить женщин на место – от этого отношения «начальник» - «подчиненный» приобретают разумные границы и становятся более простыми для понимания.
  7. Чего нельзя с женщинами… Существуют чисто мужские способы решения проблем, например, пойти в баню и там за кружкой пива (или чего-нибудь покрепче) все выяснить. В женском коллективе это невозможно. Женщины не склонны смешивать распитие спиртных напитков и решение проблем. К тому же морально-этические нормы не позволяют мужчинам и женщинам пойти в одну баню (хотя при этом можно организовать совместное посещение аквапарка). Женщины не приемлют силовых способов решения проблем. У мужчин иногда в качестве аргументации служит физическая сила (кто сильнее – тот и прав). Что можно делать вместо этого: организовывать совместное решение проблем (если это уместно и целесообразно), создавать в коллективе маленькие приятные традиции (например, поздравлять с Днем Рождения), проводить совместно праздники (это возможно даже при минимальном бюджете, главное – было бы желание). Если женщине нравится атмосфера в организации, то она будет годами в ней работать, даже если это ей не совсем выгодно (есть возможность перейти на чуть более высокую зарплату, но в другой, не знакомый коллектив).
  8. Круговая порука. Если одна из сотрудниц уволилась и нашла «тёплое» место – есть риск, что она может «увлечь» за собой и своих подруг. Поэтому руководителю необходимо отслеживать уровень удовлетворенности сотрудников. Желательно строить работу так, чтобы в случае совершения ошибки (а не ошибается только тот, кто не работает) сотрудница могла прийти и сама рассказать обо всем происшедшем руководителю. С теми, кто увольняется из организации, обязательно надо проводить беседы, выяснять, почему они решили уйти, в случае, если сотрудник важен для организации – предлагать варианты. Круговая порука, когда все отвечают за всех – явление с одной стороны, позитивное (оно означает взаимовыручку и взаимозаменяемость), а с другой – негативное (обычно это выражение имеет негативное значение – часть информации не доходит до руководителя). Мужчине-руководителю нужно найти баланс между тем, чтобы стать «своим», с одной стороны, и сохранить превосходство руководителя (возможность командовать и спрашивать результаты работы). Для бухгалтера или финансиста хорошая рекомендация с предыдущего места работы – это основа выживания. Если Вы дали кому-то из уволившихся сотрудниц необоснованно плохую рекомендацию – тем самым Вы уменьшили круг организаций, куда эта сотрудница сможет трудоустроиться. Конечно, при желании можно пробить любую стену, но зачем искусственно создавать проблемы тем людям, которые работали с Вами? Обиженная сотрудница с большой долей вероятности найдет способы отомстить Вам и, возможно, организации, поэтому расставаться нужно полюбовно. Это придаст уверенности тем, кто остался в том, что у них не возникнет проблем, если они когда-нибудь будут вынуждены сменить работу. Люди обычно принимают серьезные решения долго, и капля за каплей неправильные действия руководителя могут либо укреплять отношения с коллективом, либо, наоборот – разрушать их.
  9. Семейные ценности. Для большинства женщин семья всегда будет стоять на первом месте. Если в семье есть мужчина-добытчик, то женщина-бухгалтер в бюджетной организации может позволить себе уйти с работы, если работа будет мешать ее семейной жизни. Поэтому, если у женщины возникли какие-то семейные проблемы, например, заболел ребенок, то нужно организовывать работу так, чтобы в подобных ситуациях работа организации не останавливалась. Если это сделать невозможно, то тогда можно разрешить женщине брать работу на дом – это выгодно и ей, и организации. Если же женщина 30-40 лет воспитывает ребенка одна, то уйти с работы ей уже намного сложнее – у нее нет защищенного тыла. Однако злоупотреблять этим тоже не следует. Женщины очень ценят доброту и искреннее желание помочь им. Если мужчина-руководитель подходит к делу излишне прагматично, стараясь избавиться от «балласта» любой ценой, то в случае возникновения кризиса в компании вряд ли кто-то из сотрудников будет стремиться помочь такому руководителю. Всегда помните, что дети для женщины – это святое, и любые шутки насчет детей, даже если для них есть все основания – неуместны. Если есть возможность порадовать коллектив, например, такими простыми вещами, как подарки к Новому году для детей или билеты на ёлку – то плюсы от этого несравнимы с затратами. Точно так же имеет смысл учитывать, что 8 марта в женском коллективе – это особенный праздник, игнорировать который мужчине-руководителю не удастся.
  10. Эффективность работы. Хотя многим мужчинам кажется, что женщины работают абсолютно неэффективно и только и делают, что болтают, необходимо отделять мнимое от реального. Эффективность работы зависит, прежде всего, от правильной организации бизнес-процессов. Увеличить производительность труда помогает четкое распределение обязанностей между сотрудницами, ясность во взаимоотношениях, хорошая атмосфера в коллективе, современная техника и программное обеспечение. Наукой установлено, что 10-минутный перерыв один раз в 2 часа позволяет значительно повысить результат работы по сравнению с работой без перерывов. Во время этих пауз сотрудницы могут спокойно обсуждать любые интересующие их проблемы, если это не мешает рабочему процессу. Важно только сделать так, чтобы перерывы вместо 10 минут не затягивались до нескольких часов, т.к. в приятной беседе время летит незаметно… Руководителю следует стремиться к тому, чтобы рабочий день заканчивался вовремя, а авралов по возможности вообще не было. Если мысль о том, что авралы в конце квартала связаны с потерями времени в течение рабочего дня, удастся донести до сотрудниц, то они, скорее всего, сами начнут бороться за повышение производительности труда. Если женщина не хочет быть дома вовремя – это сигнал о неблагополучии, скорее всего, она либо стремится уйти от решения каких-либо домашних проблем, либо боится, что руководитель плохо относится к тем, кто рано уходит. Женщины вообще обычно покладисты и ответственны, поэтому для руководителя важно установить такой ритм работы, когда у женщин есть время на то, чтобы восстанавливать свои силы, и когда периоды повышенного напряжения по возможности сглажены. Если вся бухгалтерия перед сдачей баланса засиживается на работе до полуночи – это плохой знак, необходимо что-то менять. Иногда простейшие идеи тайм-менеджмента являются для бухгалтеров откровением и спасением, поэтому важно постоянно искать способы успевать делать все качественно и вовремя.

 

Когда-то Лев толстой начал свой роман «Анна Каренина» со строк о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливы каждая по-своему. Точно так же в женских коллективах. Если коллектив хороший, то в нем царит спокойная, доброжелательная атмосфера. Если же есть скрытые проблемы, то обычно они так или иначе проявляются. Иногда постороннему посетителю видно со стороны то, что не видно людям, работающим в организации. Бывает полезно время от времени смотреть на свою работу так, как будто Вы попали в это место первый раз в жизни. Слушайте, что говорят люди о Вашей организации, собирайте опыт передовых коллективов, лучшие идеи внедряйте, только не все сразу.

 

Признаки хорошей атмосферы в коллективе: организация выполняет поставленные планы вовремя, нет текучки кадров, настроение у людей хорошее, сотрудницы доброжелательны, в случае необходимости готовы прийти на помощь как внутри коллектива, так и по отношению к тем, кто в коллектив не входит.

 

Женский коллектив – это как автомобиль. У хорошего владельца он всегда в отличном рабочем состоянии, каждый винтик на своем месте, никакого излишнего шума при езде не возникает. У плохого автолюбителя то и дело отказывает то одна деталь, то другая, и приходится принимать меры. Конечно, жизнь в женском окружении намного сложнее, чем метафора с машиной и водителем. Чтобы успешно работать с женщинами, мало просто называться руководителем, надо быть им. Научиться управлять женщинами можно, некоторым мужчинам это доставляет удовольствие, а женщины чувствуют себя под руководством сильного пола обычно более уверенными и защищенными.

 

Инна Иголкина

Бизнес-тренер

www.timesaver.ru

Пишите мне!

 


В избранное