Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бухгалтер - тоже человек. Психология профессии из первых рук


    
Консалтинговая компания 'Добрый знак'  
 
 
Услуги для бизнеса Тренинги и семинары Библиотека Архив рассылки
выпуск № 28 
 
      Для удобства подписчиков архив рассылки "Бухгалтер - тоже человек. :-) Психология профессии из первых рук" размещен в разделе "Библиотека" на сайте компании "Добрый знак". Страницы расположены в хронологическом порядке, соответствующем порядку выпусков.
     Добро пожаловать, уважаемые читатели!
 
 
Бухгалтер - тоже человек. :-) Психология профессии из первых рук

 


     Здравствуйте, мои дорогие коллеги-бухгалтеры!

     Ощущается, что в нашей бухгалтерской среде наступил тот редкий и недолгий период небольшого спада напряжения, когда завершена наша неумолимая ежегодная эстафета годового и сразу квартального баланса. Поэтому в первую очередь с радостью хочу поблагодарить всех, кто прислал письма за те несколько недель, что прошли с выхода прошлого выпуска. Корреспондентами были, если можно так сказать, и "старые" друзья рассылки (с одной из авторов многочисленных писем мы даже встретились нынешней зимой в Москве, во время ее недолгого транзита из отпуска, проведенного в Европе), и новые, хотя бы по тому, что я впервые видела эти имена. Хочу извиниться перед теми, кому не успела ответить - слишком плотный график работы сейчас. Попробую ответить непосредственно в выпуске.

    Конечно, важнее и дороже всего то, что наши с вами ощущения совпадают (по крайней мере, это можно сказать о написавших). Это в который раз позволяет сказать о том, что несмотря на абсолютно уникальность каждого отдельного человека (в нашем с вами случае - "бухгалтерской национальности" :-)), есть у нас очень много общего. Причем, это общее основывается и на общечеловеческих качествах (как ни странно, упорно остающихся у человека столетие за столетием), так и на специфике нашей профессии.

    Сверну, с вашего позволения, немного в сторону, ненадолго. Буквально на днях, что называется, "пробегая" мимо включенного телевизора случайно (снова - "случайно"?) услышала об одном исследовании, опросе, проводившемся в Англии. Исследовалась удовлетворенность людей своей профессией. Подробностей особо не рассказывали (все же это были только "Новости", а не какой-либо аналитический репортаж), но описали полученные результаты. Оказалось, что у них там (только ли там?) разгромный результат - 2/3 опрошенных из возрастной категории от 35 лет и выше сказали, что не испытывают радости от своей профессии. И с огромным удовольствием поменяли бы ее на... профессию садовника или газонокосильщика, инструктора по плаванию и преподавателя танцев... Что-то там было еще, но не смогу перечислить дословно. То есть типично офисные работники (а, судя по видеоряду, сопровождавшему эту информацию, опрос был именно среди них) уже настолько перегружены стрессами своей работы, что готовы отказаться от нее...

    Уж не знаю, насколько резонно отождествлять благополучную в экономическом отношении Англию (по крайней мере, так говорят рейтинги) с Россией, но не слышны ли вам в этом исследовании знакомые нотки?...

    Потому что дойдя в своем "цивилизованном" развитии до определенной точки, человек многое начал переосознавать. И так же, как в древности убегал от разъяренного мамонта или голодного саблезубого тигра, как основных источников стресса, теперь пытается уйти от неумолимого давления различных факторов своей профессии. И то, что мы при этом находимся (надеюсь, что большинство из вас) в комфортных офисах, укрывающих вас от холода, дождя и града, а также от саблезубых тигров и нашествия агрессивных соседних племен :-)), никоим образом этого стресса не снижает. Просто они, стрессы, стали другими...

    Я сейчас работаю над внедрением 1С "восьмерки" в одной из крупных компаний и нетрудно догадаться - с кем проходит основное время моей работы. Разумеется, с бухгалтерами, которых в компании немало.  Там обстановка сугубо рабочая, довольно типичная для большинства российских фирм (нероссийские сравнивать не возьмусь). Скажу сразу, что к личности работников руководство довольно лояльно - если человек заболел, его не причисляют к неблагонадежным работникам. Если молодая женщина готовится, а потом становится матерью, ей идут навстречу с установкой щадящего режима работы. То есть место работы можно вполне назвать комфортным.

    Если бы не одно "но" - специфика бухгалтерской работы. А я волей-неволей (а если совсем честно - то с огромным интересом) помимо своей основной работы наблюдаю, по мере возможности, за человеческой стороной, за отражением следов профессиональной деятельности на их лицах. Это всегда интересно, если останавливаться хоть на мгновение и "считывать" то, что написано на лицах людей.

     У нас с членами бухгалтерского коллектива не возникает "эффекта купе", располагающего к задушевным разговорам и обсуждению трудностей, поскольку наше общение происходит на виду, да и времени на посиделки, как вы понимаете, просто нет. Поэтому никто и никогда не выскажет мне никаких жалоб на работу вслух. Зато о многом говорят глаза, невербалика (выражения лиц, эмоции, дыхание, движения рук). Говорят о том, что нельзя высказать потому, что так не принято и может иметь какие-либо не вполне приятные последствия. Поэтому приходится полагаться на собственные наблюдения. Да и обрывки брошенных мимолетно кому-то фраз порой говорят о многом.

    Дело в том, что налицо явное разделение ответственности между операционными бухгалтерами и руководителями тех или иных участков, что совершенно естественно. Кто-то, отвечающий лишь "за процесс", выполняет работу "от сих и до сих", а кто-то, отвечающий "за результат" - сидит без выходных и даже без нормальных вечеров.

     И давно заезженная аналогия с армией, как ни крути, но не потеряла своей актуальности. "Солдаты", вне зависимости от того, как они видят ситуацию и какие у них намечены планы на текущую работу - они все равно лишь солдаты, которым по роду их положения вменяется следовать указаниям командного состава от "генералов" до "старшин". И в зависимости от периода года (я имею в виду "экстремальные" периоды подготовки отчетности) их работа может быть более или менее ритмичной, предсказуемой, а может быть совершенно неровной, постоянно передергиваемой каким-либо срочными заданиями. К тому же, если есть изъяны в деле хранения документов (а где их нет - в большем или меньшем количестве?), то, например, назначенная проверка налоговой может превратиться в этап лихорадочного поиска документов - как в учетной программе (любой), так и в их "живом", первично-бумажном виде. Разумеется, вся текущая работа в такие экстремальные периоды времени оказывается "задвинутой", что абсолютно не отменяет необходимости ее выполнения. Таким образом, мы становимся подобны ящерицам (или, что привычнее - типичным студентам), отращивающим себе "хвост" за "хвостом". И эти "букеты" из "хвостов" грозят становиться все более пышными и махровыми, с каждым разом более трудными для "стрижки".

    (Примечательно, что эта "хвостатая" аналогия прозвучала в письме давней и, пожалуй, самой активной из подписчиц этой рассылки - Анастасии, хотя и применительно к делам вне рабочего времени.)

    Поэтому если вы, мой дорогой собеседник или собеседница, относитесь к "командному составу" бухгалтерии - то не лучше ли начать хотя бы постепенно, хотя бы с мелочей, выкроив несколько минут из вечной гонки, начать приводить ситуацию в какое-то подобие порядка?! Полный его вариант вряд ли возможен (во всяком случае я точно не верю в возможность создания и поддержания абсолютно строгого и незыблемого порядка в делах бухгалтерских), но в некоторой степени приближения был бы весьма полезен. Почему бы не подумать о варианте создания некоего документа по действиям в экстремальной ситуации - вроде тех листочков, которые когда-то висели в коридорах производственных и офисных помещений и назывались "планы эвакуации при пожаре". Ведь, согласитесь, мы заведомо знаем большинство ситуаций, которые способны нарушить нормальный, привычный ритм работы. Так почему бы не выстроить что-то вроде сценария действий при, например, назначении камеральной проверки?

    Кстати, дорогие мои коллеги-командиры от бухгалтерии! Вот вам и хороший повод загрузить не только левое, но и правое полушарие мозга то есть приблизить то самое желанное состояние баланса полушарий. Потому что создание такой схемы взаимодействий ваших подчиненных - это хорошая творческая работа. При желании (если вы имеете к этому хоть малейшую склонность) вы можете представить себя режиссером (на выбор!) хоть блокбастера, хоть сериала - все зависит от масштаба обсуждаемого "бедствия" :-)). С одной стороны, вы отвлечетесь на создание такой схемы (я прямо перед глазами вижу - как это могло бы выглядеть), которая подойдет именно вашему коллективу и именно в типичных или не очень типичных для вашего предприятия ситуациях. С другой, у вас будет время до наступления "часа Х" обсудить достоинства и недостатки этого плана с коллегами и подчиненным - и вполне можно получить от них совет или уточнение, которое улучшит этот план. С третьей - даже внезапно наступившее событие будет уже более предсказуемым по развитию событий, а это значит, что степень стресса при его наступлении снизится, причем для всех - и для вас, и для вашего "боевого подразделения". В конце концов, вспомните - много ли вы раздумываете при намерении хлопнуть комара, присевшего на вашу шею? Или рассуждаете ли по поводу того, какой должна быть траектория вилки при отправке в рот лакомого кусочка пищи? Нет! Это с некоторых пор делается подсознательно. Вот такой же и должна быть роль созданного вами документа. Тогда вам значительно в меньшей степени придется при наступлении какого-то непланового (но ожидавшегося) события тратить время на расстановку сил и выдачу заданий вашим "солдатам". А сами "солдаты", повторюсь, вместо того, чтобы дергать вас по поводу и без, смогут обратиться к ранее разработанному плану.

    Попробуйте! Уверяю вас, что время не останется потраченным зря! По крайней мере, я знаю и еще одну довольно метафизичную хитрость. А заключается она в том, что туда, куда "подложена соломка", как правило падение не состоится. Хотите - верьте, хотите - нет, но это странная закономерность работает. Логически ее объяснить совершенно невозможно, а вот проверить - вы можете сами. Снова это ваш личный выбор.

    На этом сегодня заканчиваю - вопреки планам :-)) последовал срочный вызов. Но это - моя работа. Надеюсь, что на этот раз перерыв между выпусками станет покороче - есть много материала, остается только выкроить время и написать.    

С любовью и до следующей встречи! 


     Пишите автору на buh@dznak.ru

    Пишите обо всем, что вас волнует. Буду признательна за пополнение копилки проблем и вопросов, за штрихи к общей картине!

    Не забудьте отметить в письме, если вы возражаете против использования фрагментов вашего письма в выпусках рассылки. По умолчанию фрагменты ваших писем могут быть процитированы.

    Любви вам, удачи и изобилия!!

    Ваша Вера.:

 
 
 
  Архив рассылки на DZNAK.RU 

 
 
 
 
Архив рассылки
на Subscribe.Ru
Здесь Вы можете подписаться на рассылку:
"1С:Бухгалтерия от 7.7 до 8.0. Бухгалтеру от бухгалтера "
 
     
 
 
Copyright © 2005 by ООО "ДОБРЫЙ ЗНАК"·
автор: Вера Хомичевская
Все права защищены. При перепечатке
ссылка на www.dznak.ru и автора обязательна
Design by DZNAK WEB STUDIO

В избранное