Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бухгалтер - тоже человек. Психология профессии из первых рук Выпуск 20


    
Консалтинговая компания 'Добрый знак'  
 
 
Услуги для бизнеса Тренинги и семинары Библиотека Архив рассылки
выпуск № 20  
 
      Для удобства подписчиков архив рассылки "Бухгалтер - тоже человек. :-) Психология профессии из первых рук" размещен в разделе "Библиотека" на сайте компании "Добрый знак". Страницы расположены в хронологическом порядке, соответствующем порядку выпусков.
     Добро пожаловать, уважаемые читатели!
 
 
Бухгалтер - тоже человек. :-) Психология профессии из первых рук

 


     Здравствуйте, мои дорогие коллеги!

     Сегодня я хочу предложить вам разговор об одном из очень распространенных явлений нашей жизни - о манипуляциях. 

     Не знаю, кто из вас и как представляет себе смысловое наполнение этого термина, но основной его смысл состоит в том, что мы действуем не по собственной воле и желанию, а по воле и желанию других людей.

     По странному пути пошла наша цивилизация. Кто и когда это все начал - теряется в туманных далях прошлого. А вот результат совершенно удручающий. Такое впечатление, что манипуляции всех видов и размеров захвалили население Земли, словно инопланетные вирусы, для которых, вроде бы, нет ни вакцин ни прививок. Нами манипулируют все, кто только пожелает. Сначала наши родители, "не мытьем, так катаньем" добивающиеся от нас послушания, каких-то желательных для них действий; потом школа, делающая из нас удобных, покладистых и предсказуемых; потом начальство на работе, растягивающее наш рабочий день в недели, а наши обязанности до бесконечности. Нас все время прессует реклама, искусно играя на тонких струнах человеческой души (а где тонко - там и рвется) и заставляя нас делать покупки того, над чем потом мы сидим, морща лбы и почесывая затылки с единственной мыслью: "И зачем я выкинул на это деньги?". Нами манипулируют наши супруги, добиваясь от нас того, что комфортно им. Нами манипулируют наши детишки, добиваясь желаемых игрушек или лакомств... И т.д. и т.п. Перечислить все виды манипуляций не хватит и многотомных изданий!

     А мы чего же? Мы тоже в долгу не остаемся ("против лома нет приема, окромя другого лома!"). И тоже в меру сил и возможностей добиваемся от других - родителей, супругов, детей, друзей, коллег по работе и т.д. того, что хочется нам.

     Такое впечатление, что из всех игр человеческих игра в манипуляции стала делом всеобщим!

     И все бы ничего, но игра эта, как и всякая игра, имеет в "сухом остатке" две стороны. Выигравшую и проигравшую.

     Давайте представим себе некую систему координат, по вертикали которой будут расположены наши "игроки", а по горизонтали - результаты "игры". Например, вот так:


Рис. 01-20-01

     И теперь давайте посмотрим, какие варианты развития событий могут быть в этой игре.

    Вариант 1. Если следовать шахматному принципу: "Белые начинают и выигрывают", то наиболее вероятным следует ожидать такой исход событий, когда манипулятор, инициировавший саму "игру", получает желаемый результат, а объект его манипуляций покорно реализует то действие, (или событие и т.д.), которого и желал добиться от него манипулятор. (рис. 01-20-01). Примеров таким вариантам несть числа - как минимум это всем известные лохотроны, уличные цыганские гадания, всевозможные "пирамиды" и "таймшеры" с халявными "подарками от фирмы" и тому подобное. Если внимательно и осознанно рассмотреть многие наши рабочие ситуации, то в них тоже можно увидеть множество вариаций на тему этого варианта (простите за невольный каламбур). Те же самые переработки, выполнение не оговоренных заранее работ за ту же плату, выходные на работе и тому подобное, кроме аспекта управления временем (на эту тему смотрите анонс в конце выпуска), несут в себе огромное количество манипуляционных методик.


Рис. 01-20-02

    Вариант 2. В разговорной речи его можно было бы назвать "облом". Облом манипулятора. Его проигрыш. Это тот случай, когда наш манипулятор со своими первоначальными планами, как говорится, "пролетел". Ему не удалось добиться от своего объекта желаемого результата. Сама по себе победа объекта манипуляций тут не очевидна. Он просто остался при своем, не поддался манипуляции. Но проигрыш манипулятора очевиден. Или нам не сумели что-то "впарить", или не сумели нас уговорить сделать "за так" работу, за которую мы не "подписывалось" отвечать, пожертвовав своим личным временем и нашими собственными планами, переложить на нас ответственность за результаты, которые от нас не зависели, и т.д. По большому счету этот вариант и есть то, к чему хочется стремиться. И именно он будет основным предметом нашего разговора в этом и последующих выпусках.

     Но эти два варианта далеко не единственные. Во-первых, мы рассматривали их в абсолютном выражении, то есть по принципу черное-белое, да-нет, победа-поражение. На самом деле и победа может быть не стопроцентной, и поражение вряд ли стопроцентное поражение, если человек способен извлечь из события необходимый для себя толк и смысл. В этом контексте вообще не бывает поражений, это просто уроки, а уж что нам будет угодно из них вынести, что усвоить - это вопрос отдельный.

     Тем не менее хочу предложить вам рассмотреть еще два абсолютизированных варианта.

    Вариант 3. Проиграли оба. Манипулятор добился-таки своего (объект манипуляции поддался е и что-то сделал), но это далось манипулятору такими силами, что цена выигрыша слишком высока. Проще было отказаться от манипуляции (если это какая-то продажа) или сделать самому или поручить кому-то более податливому (если это выполнение какой-либо работы). Милые мои коллеги, мы же бухгалтеры! Мы же понимаем, что доход (выигрыш) может ничего не стоить, если себестоимость его превышает! То есть в данном случае - оба просто в убытке. Удручающий вариант. И научающий. Увы, но наш национальный вид спорта "хождение по граблям" - это массовый и постоянно действующий чемпионат без победителей - сплошь вариант номер 3!


Рис. 01-20-03

    Вариант 4. Интересный вариант, который, если учесть мою ремарку о том, что стопроцентных проигрышей не бывает, присутствует и в варианте 1. Из того, что я знаю "в миру", этот вариант иногда реализуется в некоторых компаниях сетевого маркетинга (хотя думаю, что тут дело не только в компании, но и во многом в том человеке, который является проводником ее продукта). Это в том случае, когда продукт действительно полезен, когда он оказывается в нужное время и в нужном месте, когда сам процесс продажи помимо выгоды для компании и продавца, несет позитивный заряд и для покупателя, который порой целителен сам по себе. С точки зрения рабочих ситуаций нашей профессии это относится к тому, что я бы назвала неосознанной потребностью, которая вдруг проявляется в результате манипулятивного воздействия. Кстати, к этому же самому варианту можно в какой-то мере отнести и продвижение тренингов, в том числе и наших. В том, что кто-то что-то рекламирует, неизменно есть манипулятивная составляющая от одного процента до ста (кто возьмется это отрицать - пусть первый бросит в меня камень!). Однако далее доля этой манипулятивной составляющей существенно влияет на результат. Одно дело, если применяются методики насильственного характера, вынуждающего к совершению действия, как бы не оставляющие выбора. Иное, если предлагается обратить на что-то внимание, чтобы человек, как самодостаточная личность, добровольно оценив полезность для себя сделал осознанный самостоятельный выбор.

     Применительно к нашей профессии я бы привела такой пример. По какой-то причине начальник "надавил" на вас с тем, чтобы вы выполнили работу, которую а) никогда ранее не делали, б) считаете, что не умеете, в) вынуждены потратить на это незапланированное время. Понятно, что может быть и г)..., д)... и все остальные буквы алфавита. Однако в результате вы а) научились чему-то новому, о чем ранее даже не задумывались, б) сумели справиться самостоятельно и, осознав это, похвалили себя, в) заинтересовались новыми возможностями, которые перед вами открылись (в том числе и карьерными). И здесь так же можно продолжить перечисление положительных (выгодных) для вас самих факторов до самого конца алфавита. Согласитесь, результат сам по себе - это просто какой-то факт, не имеющий никаких оттенков и оценок. Просто состоявшееся событие в котором вы поучаствовали. А вот оценить его как положительный или отрицательный - это исключительно ваше право и ваш выбор! И следствие вашего личного отношения к миру.

    То, что меня, например, в 1992 году пригласили работать главбухом при моей нулевой информированности об этой профессии, это тоже была в какой-то степени манипуляция. Потому что после совершенно каторжного режима предыдущего места работы, мне, женщине, имеющей маленького ребенка, предложили свободный график и чуть ли не работу на дому, было несомненно манипуляцией, потому что я до этого о такой перемене деятельности и не помышляла. Но результат, особенно если взглянуть уже из нынешнего времени, я могу оценивать только положительно. В частности, надеюсь, что весь мой опыт, связанный с этой профессией, теперь в чем-то и кому-то может помочь через рассылку и тренинги. Я рискну повторить и  то, что в настоящее время стало моей философией жизни - случайностей в жизни вообще не существует!

     Кстати, снова хочу поблагодарить за "обратную связь" свою корреспондентку из Калининграда! Она не только начала в своей жизни очень интересные перемены, она сумела поставить приоритет своих ощущений над традиционными взглядами на то, что нужно терпеть некомфортные условия работы, и сейчас отправилась в самостоятельное "плавание" и как консультант, и что особенно приятно, как потенциальный организатор наших тренингов! Причем, это ее личный выбор!

     Вернемся к теме выпуска. Как вы уже убедились, границы между вариантами результатов манипулятивных взаимодействий очень и очень нечеткие, размытые, целиком и полностью зависят от ощущений сторон этого взаимодействия. И рассматривать их можно исключительно с личных позиций каждой стороны.

     Но есть и совершенно объективный фактор результативности манипуляции. Он заключается в том, поддался ли объект манипуляции воздействию манипулятора, или же нет.

     Посмотрите на рисунок, приведенный ниже. Включите воображение, вспомните уроки физики. Или просто проведите живой эксперимент. Возьмите небольшой шарик. Положите его на совершенно горизонтальный стол. И слегка подтолкните рукой, переведя в область физического воздействия тему нашей сегодняшней рассылки. Очевидно, шарик откатится на какое-то расстояние и остановится. Его остановит сила трения, которая зависит от нескольких факторов.  Мы не будем углубляться в суть физики, просто возьмем несколько параллелей. Сила трения, остановившая шарик, зависит в том числе от его массы и от формы поверхности, на которую мы его положили.


Рис. 01-20-04

     Если принять массу за постоянную величину, то расстояние, на которое переместится наш шарик, напрямую зависит от поверхности. В первом случае (левый рисунок), при одном и том же воздействии шарик поколеблется, но останется на той же позиции. Во втором немного откатится, но не далеко. В третьем он скатится с первоначальной позиции на очень далекое расстояние (кстати, в этом случае порой и никакого воздействия не потребуется! :-)).

     С чем можно идентифицировать форму поверхности? С личностными качествами человека, с его жизненной позицией, с уверенностью в себе. Если его позиция сильна, она ограждает человека от внешних манипулятивных воздействий, не дает закрывать на них глаза и слепо подчиняться им. Хотя эта самая жизненная позиция может быть сформирована различными способами. Человек, попавший, например, в секту, тоже имеет довольно устойчивую жизненную позицию, но она как раз сама является продуктом манипуляции сознанием. Поэтому такого рода "устойчивость" во внимание принимать нельзя, человек заведомо стоит на чужой, навязанной извне позиции. В большей или меньшей степени на нашу жизненную позицию влияет окружающий нас социум. Впрочем, на тему источника формирования социально адаптированной личности и ее картины мира, могу предложить вам такое изображение:


Рис. 01-20-05

     Из него видно - что воздействует на человека, вынуждая его в итоге считать своим, выгодным для себя мнение, на самом деле уже сформированное кем-то во имя каких-то целей. В итоге то, что изображено сереньким слева - свойства присущие именно этому человеку, его неповторимой и уникальной личности, заваливаются огромными наслоениями оценок и установок. Таким образом, если не слушать и не ценить себя, свои уникальные качества, если сосредоточиваться на своих ошибках и провалах, а не на своих достижениях (пусть самых незначительных "в мировом масштабе"), то внешнее манипулятивное влияние будет сносить нас вдаль от самих себя, от своих истинных интересов и потребностей так далеко, как шарик на правом рисунке.

     Остается задать вопрос: "Оно вам надо?".

     Ваш ответ - это ваш выбор!

     Напоследок приведу еще одну аналогию. Есть зайцы и есть лисы. Больше зайцев - больше лис. Меньше зайцев - меньше лис. Есть спрос - есть предложение. Есть жажда к чужому (и чуждому) руководству - найдутся желающие руководить и навязывать свое мнение в собственных целях. Если перестать играть роль потенциального объекта манипуляции, манипулятору рядом с вами делать будет нечего. Он просто пойдет скитаться в поисках другого объекта. И, глядишь, вымрет в конечном итоге, как вид. :-))

     А мы все будем делать то, что гармонично с нашей душой!

     Тема не закрыта... продолжение следует! Мы к ней еще вернемся!

     С любовью и до следующей встречи!

АНОНС ТРЕНИНГОВ НАШЕЙ ПРОГРАММЫ !!!
 


17 - 18 февраля 

  • Тренинг   "Главный бухгалтер как руководитель подразделения"

    На тренинге рассматриваются компетенции главного бухгалтера как руководителя подразделения. 
    Задача этого тренинга – повышение эффективности управления бухгалтерской службой.

    Бухгалтер всю жизнь учится… Изучает новости законодательство, нововведения в методологии, осваивает новые программы автоматизации бухучета… Но, как руководитель одного из важнейших подразделений компании главный бухгалтер обязан уметь еще очень много: управлять подчиненными, организовывать не только работу своего подразделения, но и взаимодействие с другими отделами, контролировать документооборот, общаться с контролирующими органами, решать конфликтные ситуации и многое-многое другое…

    Основные цели тренинга:

  • Выявить основные стрессовые факторы профессии главного бухгалтера
  • Освоить стратегии и приемы рационального управления рабочим и личным временем, раскрыть резервы производительности.
  • Научить рационально и последовательно действовать в конфликтных ситуациях, позитивно влиять на оппонентов и лучше контролировать собственные действия.
  • Разобраться, как эффективно мотивировать на работу людей разного типа
  • Понять природу стресса и получить "оружие"для профилактики. Отработать методы снятия стресса.

     Программа тренинга:

        1.      Специфика профессии бухгалтер.
        2.      Управление временем бухгалтера. Что самое главное?
        3.      Инвентаризация рабочего и личного времени.
     
      4.      Место коммуникаций в работе бухгалтера. Повышаем эффективность
        5.      Жизнь без ссор и конфликтов. Стратегия и тактика
        6.      Нематериальная мотивация персонала бухгалтерской службы
        7.      Стресс. Базовые техники управления стрессом

       Все упражнения, кейсы и примеры, используемые на тренинге, адаптированы под специфику работы главного бухгалтера, взяты из реальной жизни российских бухгалтеров!
     
    Более подробно программу тренинга можно посмотреть  здесь
    Ждем Вас на наших тренингах!
    Занятия проводятся в группах до 16 человек
    ст. м. Тульская
    Ближайший тренинг состоится 17-18 февраля
    Работа с 10-00 до 18-00. Предусмотрены кофе-брэйки и перерыв на обед.
    Стоимость участия 6 400 руб. за 1 участника
    Запись на тренинги по телефону (495) 226-98-67 или по e-mail: info@buhtrening.ru 

    Предлагаем проведение внутрикорпоративных тренингов для Ваших бухгалтеров.
    Пример программы внутрикорпоративного тренинга можно посмотреть здесь.

     Руководитель проекта "БУХТренинг.РУ",
    бизнес-тренер, консультант
    Курдюмова Татьяна Владиславовна



    2 марта 

  • Семинар-тренинг
    "Управление  временем, как фактор эффективности работы БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ"

    "…От сессии до сессии живут студенты весело.
    А сессия всего два раза в год!"

            Я знаю очень много бухгалтеров, которые живут именно так, как поется в этой известной веселой студенческой песенке. Правда "сессия", т.е. отчетный период у них не два, а четыре раза в год. Зато когда этот период приходит…
           - До 1-го мне не звони! У меня БАЛАНС!
           Правда, так, конечно же, живут не все бухгалтеры. Многие быстренько разделываются со всей отчетностью еще задолго до критического срока. Может быть, у них небольшой объем работы, а может быть, они просто хорошо умеют управлять своим временем.
           К сожалению, многие главные бухгалтеры не так уж весело живут и не только в отчетные периоды. Их сотрудники зачастую уходят с работы вовремя: в 18-00 – "до свидания, мой рабочий день закончился!" А они сидят на работе и до восьми и до девяти, и в какой-то момент понимают, что "живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить". Если этот главный бухгалтер мужского пола – еще ничего. Мы привыкли, что у многих мужчин на первом, втором и третьем месте работа. Но все-таки подавляющее большинство наших главбухов – женщины. 

    Где же взять время на детей, семью, друзей, любимых? Когда заниматься своим здоровьем, внешним видом? Давно ли Вы были в театре, в кино, на выставке?

     Предлагаемый тренинг поможет Вам организовать себя, выявить резервы своего времени, расставить жизненные цели и приоритеты. Научит сваливать со своих плеч то, что должны делать другие, отличать счастье общения от пустых разговоров. И, самое главное, прояснит, как тщательно планировать свою жизнь, оставаясь при этом мобильным, спонтанным и легким на подъем!

     Программа тренинга.

  • Постановка целей – залог эффективного планирования
  • Расстановка приоритетов. Матрица "важное – срочное": что главнее, срочное или важное? АВС – анализ.
  • "Расхитители" времени. Умение говорить "нет"
  • Правила управления и контроля подчиненных или "почему они уходят с работы в 6, а Вы – в 9?" 
  • Организация и планирование работы бухгалтерии. Диаграмма Ганта.

    Все упражнения, кейсы и примеры, используемые на тренинге, адаптированы под специфику работы главного бухгалтера, взяты из реальной жизни российских бухгалтеров!

    Более подробно программу тренинга можно посмотреть  здесь
    Ждем Вас на наших тренингах!
    Занятия проводятся в группах до 16 человек
    ст. м. Тульская
    Работа с 10-00 до 18-00. Предусмотрены кофе-брэйки и перерыв на обед.
    Стоимость участия 3 600 руб. за 1 участника
    Запись на тренинги по телефону (495) 226-98-67 или по e-mail: 
    info@buhtrening.ru 

    Предлагаем проведение внутрикорпоративных тренингов для Ваших бухгалтеров.
    Пример программы внутрикорпоративного тренинга можно посмотреть 
    здесь.

    Руководитель проекта "БУХТренинг.РУ",
    бизнес-тренер, консультант
    Курдюмова Татьяна Владиславовна

     

         Пишите автору на buh@dznak.ru

        Пишите обо всем, что вас волнует. Буду признательна за пополнение копилки проблем и вопросов, за штрихи к общей картине!

        Не забудьте отметить в письме, если вы возражаете против использования фрагментов вашего письма в выпусках рассылки. По умолчанию фрагменты ваших писем могут быть процитированы.

        Любви вам, удачи и изобилия!!

        Ваша Вера.:

     
     
     
      Архив рассылки на DZNAK.RU 

     
     
     
     
    Архив рассылки
    на Subscribe.Ru
    Здесь Вы можете подписаться на рассылку:
    "1С:Бухгалтерия от 7.7 до 8.0. Бухгалтеру от бухгалтера "
     
         
     
     
    Copyright © 2005 by ООО "ДОБРЫЙ ЗНАК"·
    автор: Вера Хомичевская
    Все права защищены. При перепечатке
    ссылка на www.dznak.ru и автора обязательна
    Design by DZNAK WEB STUDIO

    В избранное