Психология ребенка любящим родителям Ответственность за будущее
Привет!
Первые
три года своей жизни она жила у бабушки. Бабушка в случае малейшей
провинности грозилась отдать ее куда-нибудь. Поэтому надо было быть
очень хорошей девочкой, чтобы остаться с бабушкой. Потом бабушка ее
все-таки отдала. Маме. Как оказалось, на время. Мама была слишком занята
поиском очередного счастья всей своей жизни и не обременяла девочку
своей заботой и вниманием. Скорее всего, это девочка старалась заботится
о маме. Чтобы маме было с ней хорошо и она оставила ее у себя. Когда
мама в очередной раз вышла замуж, она опять отдала девочку. Теперь
папе. Девочке к тому времени было уже восемь. Папа был неплохим
человеком, только постоянно ввязывался в сомнительные авантюры, а когда
ввязывался, то сильно пил. Папа то исчезал, то появлялся, то бегал по
квартире, выкрикивая бессвязные слова. Девочка очень боялась за себя и
за папу. Страха нельзя было показывать, поэтому девочка научилась делать
вид, что у нее все хорошо и она ничего не чувствует.
К
пятнадцати годам, она прекрасно усвоила, что хорошая девочка удобна для
окружающих, не высказывает своего мнения (или даже не знает какое у нее
мнение), не испытывает чувств (или даже не знает, что у нее есть
чувства), заботится о других, не знает слова «нет» (или знает, нопользоваться
им небезопасно). Кроме того, она теперь знала, что не представляет
интереса для окружающих, пока она не сделала что-нибудь полезное для
них. И еще, она все время должна контролировать окружающих, чтобы знать
как себя вести наилучшим (для окружающих) образом.
В семнадцать лет девочка выходит замуж. За человека с маниакально-депрессивным психозом.
Тут
все было знакомо. И появления и исчезновения разных личностей в одном
человеке (как папа), и постоянная тревога и страх, и возможность заботы,
и собственная ценность только через пользу для других, и отказ от себя,
и невозможность внешней опоры и поддержки, и отсутствие стабильности и
безопасности, и одиночество, и необходимость постоянно контролировать
ситуацию, и непредсказуемость. И возможность при этом чувствовать себя ХОРОШО. Жить в персональном аду и чувствовать себя хорошо.
Да,
сейчас будучи взрослым человеком, она несет полную ответственность за
свою жизнь. У нее есть силы и способы, чтобы изменить что-то в своей
жизни и начать проживать ее по-другому. У нее есть
ресурсы, чтобы с уважением относится к себе. У нее есть поддержка, чтобы
любить себя. У нее есть возможность, с уважением относится к судьбе и
выборам своих родителей.
НО…
Родители, помните, что каждую минутку вы пишите сценарий жизни вашего
ребенка. Своим действием или бездействием вы все равно продолжаете
писать его сценарий. Свои присутствием или отсутствием (как физическим,
так и эмоциональным) вы вписываете новые строчки в жизнь ваших детей.
Своим счастьем или несчастьем вы задаете критерии будущей жизни вашего
ребенка.
Задумайтесь, что выпишите?
Есть ли там слова поддержки и опоры? Есть ли разрешения на чувства?
Есть ли возможность не всегда соответствовать требованиям окружающих?
Есть ли позволение быть слабым и беззащитным? Можно ли совершать ошибки и
оставаться любимым? Кто такой «хороший» человек?Как вы регулируете поведение ребенка (манипуляции, страх, наказания, диалог)?Если представить, что вы для ребенка целый мир, то какой вы мир?
Любите себя и своих близких.
С уважением, Минакова Юлия.
Друзья,
я запускаю новый проект по детско-родительским отношениям (Подробности здесь www.taperemena.ru) Пока
планирую сделать его в виде серии аудио-тренингов. Какие темы интересны и
важны для вас? О чем вам хотелось бы узнать, поговорить? Каждому
приславшему свой комментарий на почту jul_work@mail.ru, я вышлю первую часть аудио-тренинга.