Спасибо за ваши письма и пожелания в адрес рассылки, приведу одно из таких писем:
"Здравствуйте, Любовь, спасибо Вам за ваши рассылки, подписалась на обе. У меня двое сынишек, одному 5 лет, другому 3 года. Очень трудно воспитывать сыновей, особенно, когда помощи больше ни от кого нет. А я стараюсь, чтобы их воспитание и образование было полноценным, поэтому-то и подписалась на огромное количество рассылок, однако вскоре отписалась от многих из них, какими-то безликими они мне показались. А ваши оказывают мне огромную помощь при воспитании детей, я выполняю все
ваши задания и на форуме сайта я - завсегдатай. Меня, как маму, интересует вопрос, который и хочу адресовать Вам - можно ли воспитать в ребенке лидера и как это сделать? Я хочу, чтобы мои дети достигли в этом мире всего, что захотят, а лидерам в этом отношении проще. Большое спасибо.
Марина."
Что ж, Марина, я посчитала, что ответ на этот вопрос заинтересует не только Вас, но и других родителей, поэтому его я и вынесла его в рассылку.
Безусловно, воспитать лидера можно, но прежде чем взяться за этот труд, попробуйте ответить самим себе на вопросы, предложенные психологом Верой Брофман:
1. Почему я хочу это сделать?
2. А хочет ли мой ребенок становиться лидером?
3. Какие качества я хочу в нем развивать и как я это буду делать?
Если вы по-прежнему полны энтузиазма, попробуйте воспользоваться следующими советами.
∙ Поощряйте стремление к исследованию, поиску нового.
∙ Позволяйте рисковать (в пределах разумного). Подчеркивайте важность стремления преодолевать преграды.
∙ Подбадривайте ребенка. Уверенность появляется, когда тебе говорят: «Я знаю, ты сможешь это сделать!». И после: «Ты это сделал. Потрясающе!» Уверенность в себе воспитывается с первых шагов малыша.
∙ Не старайтесь уберечь от ошибок и их последствий. Воспитывайте в ребенке решительность.
∙ Настраивайтесь на успех. Некоторые дети беспокоятся прежде всего о том, чтобы не потерпеть неудачу в каком-то деле. Тогда успех не гарантируют даже высокие способности в этой области. Тот же, кто верит в успех, добивается его сам и увлекает за собой других.
∙ Поддерживайте в ребенке высокий уровень притязаний. Поощряйте мечты и различные проекты, какими бы далекими от жизни они не казались. При этом важно, чтобы ребенок думал и о том, как эту мечту осуществить.
∙ Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и делать что-то за него. Вместо этого спросите: «А что ты можешь сделать?» Умение предложить варианты и возможности для действия – вот отличительная черта для лидера. Тот, кто изучает проблему и указывает остальным способ ее решения, неизбежно встает во главе дела. Поощряйте вашего ребенка задаваться вопросом «А что, если я это сделаю?».
∙ Давайте ребенку возможность совершенствовать навыки лидера на практике. Как спортсмен должен тренировать свои качества, так и честолюбивый лидер нуждается в возможностях оттачивать свое мастерство. Запишите своих детей в спортивную команду, в какой-нибудь клуб или детскую организацию, где они наберутся опыта общения с другими детьми. Поощряйте их занимать руководящую должность.
∙ Помогите ребенку определить сферу его интересов. Кто-то станет заводилой в игре, а кто-то в учебе. Став взрослым, один человек создаст уникальную актерскую труппу, другой – возглавит смелую научную разработку или организует новую политическую партию. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а именно она лежит в основе лидерства.
∙ Подскажите ребенку один из секретов лидера – каждый день здороваться с каждым из своих подчиненных и улыбаться ему. Так и с ребенком: если он поддерживает хорошие отношения не только с тем, с кем дружит, но и с другими детьми, то в нем скоро увидят потенциального лидера.
∙ Поощряйте ребенка к выступлению перед большим количеством людей. Умение говорить с аудиторией без стеснения – одно из главных качеств лидера. Пусть ребенок потренируется дома. Подскажите ему, как нужно говорить – громче или тише. Может быть, более выразительно, куда ему следует смотреть и т.д.
Лидером становится тот, кто имеет три главных качества: уважение к другим, находчивость и ответственность. Он старается понять и выполнять правила (уважение к другим). В случае неудачи он не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость). Умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).
Постарайтесь, чтобы ребенок понял: быть лидером – не значит быть сверхчеловеком.
Главное – ставить перед собой реальные задачи и использовать для их достижения свои способности и талант.
В рассылке использованы материалы из книги Акимовой Г.Е. "Как помочь своему ребенку: Справочник для неравнодушных родителей".
Практическое задание
Если задумали воспитать лидера, то возьмите на заметку вышеприведенные рекомендации (распечатайте и положите на видное место).
На своем примере воспитывайте в ребенке три главных качества лидера: уважение к другим, находчивость и ответственность.
Ждем ваши отзывы и предложения здесь: psyl@mail.ru