На сайте добавлена новая статья: «Развитие мелкой моторики и речи» о взаимосвязи развития пальчиков и речи, также даны практические рекомендации.
Сегодня разговор зайдет о детской нравственности и воспитанности, ведь все мы пытаемся воспитать в своих детях благородного, честного и доброго человека.
… Трехлетний карапуз, отняв игрушку, радуется, что завладел ею и совсем не обращает внимание на слезы обиженного; приносит трофей маме, удовлетворенно говорит: «Это мое!».
…Пятилетний мальчик говорит: «Я сильный! Меня все боятся!» и в подтверждение пытается толкнуть ногой подвернувшегося щенка.
…Гостеприимный шестилетний хозяин в отсутствие взрослых созвал со двора гостей – сверстников – и раздал им отцовскую коллекцию минеральных камней. «Меня попросили – я и отдал… Я же не жадный!» - объясняет он свой поступок родителям.
Практическое задание
Прежде чем продолжить чтение статьи, постарайтесь ответить на следующие вопросы (Ответы на эти вопросы дадут усвоение психологического материала на 80%, а просто его прочтение на 20% (это факт)):
Почему маленькие дети, поступая плохо, нередко считают, что они ведут себя хорошо?
О какой детской особенности это свидетельствует?
Вспомните, случалось ли нечто подобное с вашим ребенком и как вы прореагировали на это.
В представлении ребенка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются: он еще только постигает азы нравственности. С этих позиций проанализируем приведенные выше примеры. Отнял игрушку – значит хорошо: к его сокровищам прибавилось еще одно… Быть сильным – хорошо. Чтобы доказать свою силу, его устраивает любой способ, лишь бы выглядеть «героем»: обидеть щенка… Быть жадным – плохо. Чтобы доказать свою щедрость, можно пожертвовать и папиной коллекцией и даже смириться с тем,
что ему предстоит неприятное объяснение с отцом. (О чем шестилетний ребенок, конечно, догадывается!).
Усвоение маленьким ребенком норм нравственности не так просто для него, как нам кажется. В силу отсутствия достаточного жизненного опыта он не всегда может отличить хорошее от дурного и с легкостью меняет местами эти понятия. Даже усвоив некоторые понятия нравственности, дети дошкольного возраста еще не всегда способны руководствоваться ими. Всему этому надо учить ребенка.
***
Вике шестой год. Она очень хочет быть похожей на свою маму, подражает ее движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: «Я вся в маму».
Так же как мама, девочка нежно относится к маленькой сестренке, заботливо укрывает ее, играет с ней, потряхивая погремушкой, ласково похлопывает по одеяльцу, чтобы успокоить, когда та плачет. Обращается к малышке приветливым тоном. Зато тон отношений с бабушкой у Вики совсем иной: пренебрежительный, высокомерный.
- Сиди уж и помалкивай, старая, тебя не спрашивают. – Эту дерзкую фразу часто произносит мама, а девочка ее повторяет.
Практическое задание
О чем необходимо помнить в общении с ребенком?
Почему воспитание детей надо начинать прежде всего с самовоспитания?
В детях, как в фокусе, отражается настроение родителей. Если взрослые веселы, уравновешенны, приветливы, то и дети спокойны, жизнерадостны. Особенно влияют на поведение ребенка эмоциональная атмосфера семьи, стиль отношений взрослых. Ребенок чутко улавливает малейшие семейные распри и по-своему глубоко реагирует на них.
***
Четырехлетний малыш слышит, как воспитатель напоминает двум девочкам о том, что умываться надо аккуратно, не замочить рукава. Слыша это, он все же подставляет ладонь плотно к крану – и… забрызганы стены, пол и сам мокрый с головы до ног!
Вчера он искренне осуждал товарища за то, что тот обидел девочку, а сегодня сам поступает точно так же.
- Ну что за бестолковый! Опять тоже самое! Ты ведь только что приносил извинения и обещал не обижать Марину, а сам что делаешь! – негодует мать пятилетнего неслуха.
- Я и не обижаю Марину, - заверяет сын. – Я ведь не ее, а Игоря толкнул… А его я не обещал не трогать.
Практическое задание
Как Вы оцениваете поведение детей в описанных случаях?
Какие особенности проявились в их поведении и суждениях?
Как на подобные детские проявления должен реагировать взрослый?
Конкретность детского мышления, недостаточная способность к обобщениям – все это определяет поведение ребенка: малыш обещает не делать того, за что его порицали, но… в аналогичной ситуации вновь поступает так же; замечание, сделанное другому ребенку, не относит к себе. То, о чем ему говорили вчера, он не помнит сегодня. Он импульсивен, а мотивом его поступка чаще всего являются желания. Он не владеет собой, потому что у него не сформированы волевые процессы. Мы же, забывая об этих его особенностях,
нередко усматриваем преднамеренность его поступков.
Всегда приходится иметь в виду, что отрицательные способы поведения маленького ребенка крайне редко носят преднамеренный характер, поэтому очень важно взрослому быть терпеливым и справедливым в оценке детских поступков и главное – не взрываться. Спокойствие – лучший помощник в выборе способа воздействия на детей.
В статье использованы материалы книги Л.Ф. Островской "Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников"
Ждем ваши отзывы и предложения здесь: psyl@mail.ru