N 31 О детках с пустышкой и о детском экспериментировании
Здравствуйте, молодые и опытные мамы, папы и др. члены семьи, интересующиеся воспитанием ребенка. В вашей семье недавно появился малыш? Тогда вам будет интересно узнать о вреде и пользе соски-пустышки, а родителям со стажем, пусть и небольшим, я предлагаю с другой стороны взглянуть на проказы ребенка.
Много споров у родителей возникает о том, давать или не давать пустышку ребенку, вредна она для него или нет. Одни считают, что пустышка способствует усиленному слюноотделению и поэтому у ребенка снижается аппетит; другие опровергают это; третьи доказывают, что пустышка отвечает детской потребности удовлетворять сосательный рефлекс; четвертые осуждают ее применение с гигиенической точки зрения: ребенок, научившись действовать с предметами, вытаскивает ее изо рта, дотрагивается ею до близлежащих
предметов и затем снова берет ее в рот и т.п.
Практическое задание
Попробуйте ответить на вопрос, кто же прав? Какой точки зрения Вы придерживаетесь?
Врачи и психологи, проводившие наблюдения за детьми раннего возраста, не пришли к единому мнению в вопросе, можно ли давать ребенку соску. Ясно одно, что из двух зол надо выбирать наименьшее: если маленький ребенок благодаря соске-пустышке ведет себя спокойнее, не следует бояться ее; хуже, если он привыкнет к крику, что может привести к возникновению капризов и даже неврозов. Безусловно, без особой надобности не следует приучать малыша к соске-пустышке, так как эта привычка может нанести
вред развитию артикуляционного аппарата, но на умственное развитие это не повлияет.
Костя, как зачарованный, остановился возле лужи. Прежде всего он попытался измерить ее глубину. Разумеется, самым примитивным способом: постепенно погружая ботинки с пятки на носок, все дальше и дальше удаляясь от «берега». К восторгу Кости, лужа оказалась не только огромной, но и глубокой. Далее в ход были пущены более совершенные «измерительные приборы» - прутик и палочка.
Когда «море» было изучено вдоль и поперек, маленький исследователь принялся бросать камешки, наблюдая за всплеском воды и кругами, превращающимися возле «берега» в настоящие волны.
Наконец, и этот эксперимент был завершен. А что если теперь забросить мяч на самую середину, а затем при помощи все тех же камешков пригнать его к противоположной стороне лужи?
Костя так и сделал. Но, к великому изумлению любознательного экспериментатора, опыт дал совершенно неожиданный результат: мяч сам каким-то чудом возвращался назад.
- Что такое? Отчего бы? – размышляет мальчик. – Ах, вот она, разгадка! Появившаяся рябь на воде подсказала, что это ветер гнал мяч прямо к Косте.
Опыт повторялся еще и еще раз и все с тем же отрадным результатом.
Однако почти все открытия сопряжены не только с победами… Костю ждала неудача. Мяч недвижимым поплавком застыл в самой середине лужи. Ветер утих, а камушки, как нарочно, пролетали мимо!
Стоит ли описывать Костино смятение! Наконец, мужественный экспериментатор ринулся за мячом в самую пучину прямо в ботинках. Когда он был у самой цели, во дворе появилась мама… Взрыв гнева последовал мгновенно: мать отшлепала сына.
- Несносный! Что натворил!.. Погоди у меня! Дома я тебе еще добавлю! И о поручении забыл!
Сын плакал…
Практическое задание
Проанализируйте, какие особенности проявились в действиях ребенка. Можно ли оправдать действия матери? Как Вы поступили бы на месте этой матери? Обоснуйте свои действия.
Игры, которые содержат в себе элементы экспериментирования, как, например, в описанном примере, особенно увлекают ребенка, он невольно может забыть о наставлениях взрослых, запретах, поручениях. (Как это и случилось с Костей). Будучи в роли экспериментатора, он выглядел, с точки зрения взрослого, злоумышленником: забыл о поручении мамы, залез в лужу, промочил ноги… В склонности дошкольника к экспериментированию проявляется одно из ценных свойств – стремление к узнаванию нового. Задача взрослых
– предоставить детям возможность открывать мир, но не стихийно, а целенаправленно, предупреждая тем самым рождение экспериментов с отрицательными последствиями. Важно предвидеть, основываясь на знании своего ребенка, в каких пределах допустимо предоставлять ему самостоятельность.
Физические меры воздействия в любом случае недопустимы. В данном же случае наказание может повлечь за собой потерю интереса к экспериментированию.
Ждем ваши отзывы и предложения здесь: psyl@mail.ru