N 28 Пути повышения чувства собственного достоинства у детей.
Здравствуйте, эти практические рекомендации помогут вам воспитать уверенного в себе человека, способного самостоятельно и с достоинством справляться с трудными жизненными ситуациями.
Осуществляйте неформальный подход.
Предложите вашему ребенку 100% внимания и любви, не думая о том, что нужно приготовить обед или сделать телефонный звонок.
Поделитесь с ребенком чувствами, которые создают теплоту и близость.
Научите детей понимать, что ошибаться – это не значит делать «плохо».
Важно, чтобы дети осознали, что ошибки – это неотъемлемая часть процесса познания.
Научите детей исправлять ошибки.
Например: «Отец разрешил детям воспользоваться его инструментами. Они испачкали ручки инструментов в краске. Отец спросил их, что они могут сделать, чтобы исправить ошибку. Дети решили перекрасить ручки заново».
Если ребенок или родитель совершит какой-нибудь проступок, испортивший взаимоотношения или нарушит ранее достигнутую договоренность, то в таком случае у него есть возможность загладить свою вину. Загладить вину – не значит наказать себя, это способ предоставления компенсации за нанесенный своим проступком моральный ущерб.
Важно, чтобы человек, совершающий ошибку, мог сам определить, как за нее рассчитаться. Если родитель слишком давит на ребенка, требуя от него загладить вину, то это переходит в контроль со стороны, вместо внутренней дисциплины.
Лучше всего, если родители покажут пример.
Расскажите присутствующим о своих ошибках.
Взрослые являются примером того, как относиться к своим ошибкам. Незаметно для себя мы учим наших детей неэффективным способам исправления ошибок. Мы учим их:
Скрывать ошибки
Чересчур сокрушаемся из-за них.
Извиняемся за них.
Обвиняем других за наши ошибки.
Оправдываемся.
Мы можем поменять отношение к своим ошибками и учить детей:
Принимать ошибки открыто и легко.
Праздновать ошибки.
Извлекать уроки из ошибок.
Признавайте «0» (отдайте должное даже нулю).
Иванов находился в гостях у одного школьного учителя. Учитель показал ему одно домашнее задание ученика, которое было выполнено очень небрежно. Иванов взглянул в тетрадь, нашел там «0», который отличался от других чисел и сказал: «Зато посмотрите, какой красивый здесь «0»!»
Опасайтесь «жалостливости».
Жалея ребенка, мы поощряем его жалеть самого себя. Сочувствию – да, жалости – нет.
Все, что мы чрезмерно оберегаем, мы ослабляем.
Не решайте проблемы своих детей. Например, если их дразнят, не защищайте их. Научите их самих защищаться.
Избегайте сравнений, прославляйте и уважайте различия в детях.
Реже прибегайте к помощи соревнования, а если прибегли, то помогите выиграть каждому в чем-нибудь.
Соревнования часто приводят к тому, что дети сдаются, если их надежды не оправдываются.
Мы хотим, чтобы дети строили близкие отношения со своими друзьями. Очень сложно относиться хорошо к себе или к кому-нибудь другому, если хочешь, чтобы остальные проиграли. А ты бы остался в выигрыше и был лучше других.
Соперничество порождает конфликты. Задетые чувства и споры – это обычные последствия соревнования. Из-за этого трудно чувствовать себя в безопасности, быть открытым, честным и доверять окружению. Соревнуясь вы жаждите быть первым. Поэтому вы скрываете знания, умения и опыт от других. В результате большая группа людей лишается вашего ценного вклада.
Сотрудничая, дети становятся более изобретательными, и ум их становится гибче.
Когда дети работают в команде, они чувствуют, что нужны друг другу. Это чувство очень важно для того, чтобы дети не искали этих ощущений, прибегая к негативным источниками (оружие, беспорядочный секс, наркотики).
В команде дети чувствуют себя полноценными членами общества, приносящими пользу окружающим. Это повышает их самооценку.
В соревновании есть два очень больших плюса – оно позволяет развивать в детях стремление к лучшему, к успеху и умение с достоинством проигрывать. И соревнование будет очень полезным, если в нем победят все участники. Можно награждать не только победителя, к примеру, в эстафете, а еще и других участников «за изобретательность», «за меткость», «за обаяние» и т.д.
Научите детей находить радость в самой деятельности, а не в превосходстве над другими в этой деятельности.
Пусть дети почувствуют, что их ценят по достоинству.
Советуйтесь с ними
Пусть они научат вас чему-нибудь (например, играть в ту или иную игру).
Покажите им, то они очень много значат для своих братьев и сестер.
Поддержите их ведущую роль в каком-нибудь деле или игре.
Относитесь к ним с уважением.
Уделяйте им время не только тогда, когда они начинают вести себя плохо.
Научите, что от них самих зависит, с каким настроением они относятся к тому или иному делу. (Если кто-то захочет расстроить их, пусть они себе скажут: «Не важно, что ты мне скажешь, я все равно остаюсь человеком, достойным уважения»).
Не злоупотребляйте своей родительской ролью.
Полезно каждую неделю задавать себе вопрос: «Делаю ли я сейчас за своего ребенка что-нибудь такое, что он мог бы делать самостоятельно?».
Важнее всего… дарить своим детям любовь, что бы они не делали.
Отделяйте поступок от того, кто его совершает.
Избегайте говорить, что ребенок – «плохой» или то, что он делает «плохо». Лучше задавать вопросы, ведущие к пониманию последствий своих действий.
Отмечайте то, что они делают хорошо.
Сосредоточьтесь на том, что у вашего ребенка хорошо получается, а не заостряйте внимание на негативных сторонах их поступков.
Практическое задание
Прочитайте внимательно эти рекомендации, поставьте перед каждым пунктом знак "+", если в вашей семье данное правило работает или знак "-", если этому пункту вами не уделяется должного внимания.
А теперь посмотрите на свои "-", перепишите их в свой ежедневник или настольный блокнот и ответьте на вопрос: "Что мне нужно сделать, чтобы выполнить эти рекомендации, чтобы "-" стал "+"?".
Ждем ваши отзывы и предложения здесь: psyl@mail.ru