Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология ребенка любящим родителям N 28


Главная
Консультация психолога online
Магазин развивающих игр и игрушек
Форум, общение
О детях от 0 до 1 года
О детях от года до 3 лет
О детях от 3 до 6 лет
О детях от 6 до 7 лет
О детях от мала до велика
Загадки
Сказки
Сказки в mp3
Тесты для
родителей

Психология ребенка любящим родителям

N 28 Пути повышения чувства собственного достоинства у детей.

Здравствуйте, эти практические рекомендации помогут вам воспитать уверенного в себе человека, способного самостоятельно и с достоинством справляться с трудными жизненными ситуациями.

  • Осуществляйте неформальный подход.
    • Предложите вашему ребенку 100% внимания и любви, не думая о том, что нужно приготовить обед или сделать телефонный звонок.
    • Поделитесь с ребенком чувствами, которые создают теплоту и близость.
  • Научите детей понимать, что ошибаться – это не значит делать «плохо».
    • Важно, чтобы дети осознали, что ошибки – это неотъемлемая часть процесса познания.
  • Научите детей исправлять ошибки.
    • Например: «Отец разрешил детям воспользоваться его инструментами. Они испачкали ручки инструментов в краске. Отец спросил их, что они могут сделать, чтобы исправить ошибку. Дети решили перекрасить ручки заново».
    • Если ребенок или родитель совершит какой-нибудь проступок, испортивший взаимоотношения или нарушит ранее достигнутую договоренность, то в таком случае у него есть возможность загладить свою вину. Загладить вину – не значит наказать себя, это способ предоставления компенсации за нанесенный своим проступком моральный ущерб.
    • Важно, чтобы человек, совершающий ошибку, мог сам определить, как за нее рассчитаться. Если родитель слишком давит на ребенка, требуя от него загладить вину, то это переходит в контроль со стороны, вместо внутренней дисциплины.
    • Лучше всего, если родители покажут пример.
  • Расскажите присутствующим о своих ошибках.

Взрослые являются примером того, как относиться к своим ошибкам. Незаметно для себя мы учим наших детей неэффективным способам исправления ошибок. Мы учим их:

    • Скрывать ошибки
    • Чересчур сокрушаемся из-за них.
    • Извиняемся за них.
    • Обвиняем других за наши ошибки.
    • Оправдываемся.

Мы можем поменять отношение к своим ошибками и учить детей:

    • Принимать ошибки открыто и легко.
    • Праздновать ошибки.
    • Извлекать уроки из ошибок.
  • Признавайте «0» (отдайте должное даже нулю).

Иванов находился в гостях у одного школьного учителя. Учитель показал ему одно домашнее задание ученика, которое было выполнено очень небрежно. Иванов взглянул в тетрадь, нашел там «0», который отличался от других чисел и сказал: «Зато посмотрите, какой красивый здесь «0»!»

  • Опасайтесь «жалостливости».
    • Жалея ребенка, мы поощряем его жалеть самого себя. Сочувствию – да, жалости – нет.
  • Все, что мы чрезмерно оберегаем, мы ослабляем.

Не решайте проблемы своих детей. Например, если их дразнят, не защищайте их. Научите их самих защищаться.

  • Избегайте сравнений, прославляйте и уважайте различия в детях.
  • Реже прибегайте к помощи соревнования, а если прибегли, то помогите выиграть каждому в чем-нибудь.
    • Соревнования часто приводят к тому, что дети сдаются, если их надежды не оправдываются.
    • Мы хотим, чтобы дети строили близкие отношения со своими друзьями. Очень сложно относиться хорошо к себе или к кому-нибудь другому, если хочешь, чтобы остальные проиграли. А ты бы остался в выигрыше и был лучше других.
    • Соперничество порождает конфликты. Задетые чувства и споры – это обычные последствия соревнования. Из-за этого трудно чувствовать себя в безопасности, быть открытым, честным и доверять окружению. Соревнуясь вы жаждите быть первым. Поэтому вы скрываете знания, умения и опыт от других. В результате большая группа людей лишается вашего ценного вклада.
    • Сотрудничая, дети становятся более изобретательными, и ум их становится гибче.
    • Когда дети работают в команде, они чувствуют, что нужны друг другу. Это чувство очень важно для того, чтобы дети не искали этих ощущений, прибегая к негативным источниками (оружие, беспорядочный секс, наркотики).
    • В команде дети чувствуют себя полноценными членами общества, приносящими пользу окружающим. Это повышает их самооценку.
    • В соревновании есть два очень больших плюса – оно позволяет развивать в детях стремление к лучшему, к успеху и умение с достоинством проигрывать. И соревнование будет очень полезным, если в нем победят все участники. Можно награждать не только победителя, к примеру, в эстафете, а еще и других участников «за изобретательность», «за меткость», «за обаяние» и т.д.
    • Научите детей находить радость в самой деятельности, а не в превосходстве над другими в этой деятельности.
  • Пусть дети почувствуют, что их ценят по достоинству.
    • Советуйтесь с ними
    • Пусть они научат вас чему-нибудь (например, играть в ту или иную игру).
    • Покажите им, то они очень много значат для своих братьев и сестер.
  • Поддержите их ведущую роль в каком-нибудь деле или игре.
  • Относитесь к ним с уважением.
  • Уделяйте им время не только тогда, когда они начинают вести себя плохо.
  • Научите, что от них самих зависит, с каким настроением они относятся к тому или иному делу. (Если кто-то захочет расстроить их, пусть они себе скажут: «Не важно, что ты мне скажешь, я все равно остаюсь человеком, достойным уважения»).
  • Не злоупотребляйте своей родительской ролью.

Полезно каждую неделю задавать себе вопрос: «Делаю ли я сейчас за своего ребенка что-нибудь такое, что он мог бы делать самостоятельно?».

  • Важнее всего… дарить своим детям любовь, что бы они не делали.
  • Отделяйте поступок от того, кто его совершает.

Избегайте говорить, что ребенок – «плохой» или то, что он делает «плохо». Лучше задавать вопросы, ведущие к пониманию последствий своих действий.

  • Отмечайте то, что они делают хорошо.

Сосредоточьтесь на том, что у вашего ребенка хорошо получается, а не заостряйте внимание на негативных сторонах их поступков.

Практическое задание

Прочитайте внимательно эти рекомендации, поставьте перед каждым пунктом знак "+", если в вашей семье данное правило работает или знак "-", если этому пункту вами не уделяется должного внимания.

А теперь посмотрите на свои "-", перепишите их в свой ежедневник или настольный блокнот и ответьте на вопрос: "Что мне нужно сделать, чтобы выполнить эти рекомендации, чтобы "-" стал "+"?".

Ждем ваши отзывы и предложения здесь: psyl@mail.ru


В избранное