Что такое сказка для нас, взрослых? Это, несомненно, выдумка, фантазия, нереальная история. Но для ребенка это все совершенно не так. Вспомним себя детьми. Ведь наверняка Вы хотели в детстве иметь волшебную палочку или ковер-самолет? И Вам казалось, что это вполне реально, нужно только очень-очень захотеть. Несомненно, Вам хотелось быть похожим на сильного Илью Муромца или Василису Прекрасную, на смелого Чипполлино или на доброго и везучего Емелю.
В 5 лет у ребенка стремительно развивается воображение, поэтому именно в этом возрасте сказки особенно полезны. В более старшем возрасте дети продолжают посредством сказки воспитывать в себе положительные качества, т.к. любой человечек, сам того не осознавая, словно проживают сказку от имени главного героя. И если главный герой умный, добрый, веселый и смекалистый, то при прочтении этой сказки в ребенке останется частичка главного героя, а значит и его положительных качеств.
Поэтому-то и опасны в этом возрасте мультфильмы с безэмоциональными роботами-трансформерами, жестокими девочками-убийцами (узнали мультфильм?) и т.д. и т.п.
Уже с 1,5 лет можно начинать читать или рассказывать ребенку сказки (обязательно с картинками!). У двухлетних детей уже есть свои любимые сказки, которые они просят рассказать снова и снова. Они быстро запоминают текст и все больше и больше интересуются картинками. Когда дети запоминают сказку достаточно хорошо, можно попросить их самих ее рассказать. Это и будет началом их умения рассказывать сказки.
Чтение сказок помогает детям расширять представление о мире.
Слушая их, дети:
Учатся языку сказок: «давным-давно», «долго ли коротко ли», «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и т.д.;
Знакомятся с новыми для них персонажами, предметами быта, обычаями и др.;
Овладевают разными способами поведения в той или иной ситуации.
Сказочные истории не только развлекают, но и помогают детям в трудные минуты их жизни, когда они печальны, напуганы или смущены.
Постепенно, по мере развития речи, дети становятся все более вовлеченными в мир выдуманных историй. Они любят рассматривать и перелистывать страницы книг, «читая» сказки с помощью придуманных ими самими слов и повторяя некоторые знакомые фразы. Они осваиваются с книгами и постепенно становятся уверенными «читателями».
Родители могут помочь детям, побуждая их показать картинки, ответить на поставленный вопрос, повторить фразу, имитируя звуки животных и т.д. Это помогает детям использовать книги, чтобы лучше исследовать и узнать мир.
По мере развития речи детей появляется много возможностей для обсуждения любимых книг.
О чем эта сказка?
Кто помог деду вытянуть репку?
Какую песенку пел колобок?
Чем закончилась сказка? и т.д.
Таким образом, хорошо известные и и любимые сказки помогают ребенку чувствовать себя защищенным. Причем кроме чтения и обсуждения книг можно:
Пересказывать истории своими словами;
Сочинять новую историю со знакомыми персонажами;
Найти и показать в книжке: любимого персонажа, самого маленького героя, что-то красное (синее, зеленое), того, кто имеет четыре ноги, у кого есть крылья и т.д.
Можно также: сочинить песню, которая бы подошла к этой истории (новые слова на знакомую мелодию); сделать для ребенка сумку, в которой он мог бы носить книгу.
Позволяя ребенку самостоятельно выбрать книгу, вы поможете ему сохранить чувство независимости.
Дети могут: выбрать книгу, которая им нравится; читать ее и играть с ней, когда им захочется; использовать ее для того, чтобы привлечь внимание взрослых; начать разговор с ее помощью; чувствовать себя уверенными, зная, что случится в истории.
Практическое задание
Уделите сегодня время для того, чтобы вместе с ребенком почитать любимую сказку и поговорить о ней, о ее героях, о то, что в ней произошло.
Ждем ваши отзывы и предложения здесь: psyl@mail.ru