Сегодня я решила немного изменитьформат рассылки, отойтив строну от детско – родительских отношений и посвятитьвыпуск детской игре, о том насколько важно детям играть. Что-то в последнее время мы стали часто забывать об этом, заменяя игру полезными занятиями.
Пишите и высказывайте свое мнение.Всегда рада Вашим письмам.
Тема выпуска:
«Возможности игры»
В своей работе с детьми я активно обращаюсь к игровой терапии, используя возможности игры для решениязатруднений ребенка.
Игра очень важна для детей, без игры они не могут нормально развиваться. Через игру ребенок
·постигает мир во всей его сложности,
·экспериментирует, узнает новое,
·уточняет и закрепляет полученные знания о мире, его связях, формах, особенностях,
·учится общаться, разрешать конфликты,
·проигрывает сложные жизненные ситуации, учится находить их решение,
·примеряет на себя новые социальные роли: мамы, дедушки, милиционера, доктора, учителя и т. д.
·выражает свои чувства…
Задумывались ли вы, сколько времени в течение дня ваш ребенок самостоятельно играет?..
Пятнадцать минут,тридцать, может час….
- Какие глупости! – скажете вы. – Да он играет целый день. Чем ему еще заниматься?
Однако, взглянув на распорядок дня ребенка повнимательнее, вы обнаружите, что большую часть времени ваш сын или дочка заняты делами и занятиями, которые запланировали взрослые.
Изучите распорядок дня в детском саду. Утром завтрак,развивающие занятияпо плану, прогулка около часа. Вот, кажется, где можно нагуляться вволю! Можно, но не всегда получается. То погода не позволяет, то дополнительные кружки сокращают время прогулки. Воспитатели, чтобы дети не носились повсюду, не лазили, куда не стоит, стараются организовать игры на небольшом пространстве, чтобы удобно было за всеми присматривать. То
нельзя,туда не лезь, это не трогай…
Затем обед, сон, полдник, и, наконец, свободное время для игр или дополнительных занятий. Это время, как правило, используют для посещения различных кружков и секций. Это может быть и два, и три, и даже четыре кружка! Обычно детям нравятся кружки, но… все-такиэто деятельность, инициированная взрослыми, которая дает мало возможностей свободно играть в то, что хочешь.
После кружков -- ужин, а вскоре за детьми приходят родители.
Дома, пока родители отдыхают или заняты своими делами, у ребенка есть какое-то время, чтобы поиграть. Но здесь уже, обычно, играть не с кем -- нет других детей, сверстников. И ребенок сидит, уткнувшись в телевизор или в компьютер.
Вот и выходит, что на такую важную вещь, как игра, в жизни маленького человека остается ничтожно мало времени.
Лишая ребенка игр, заменяя их полезными, с нашей точки зрения, развивающими занятиями, мы лишаем ребенкавозможностей роста и развития, связанных с игрой. Потом жалуемся, что ребенок несамостоятельный, неусидчивый, не может занять себя и требует постоянного внимания, не умеет общаться, играть с другими детьми, конфликтен, напряжен, агрессивен, полон страхов и тревоги и др.
Возникает вопрос, зачем же водить ребенка на занятия к психологу, чтобы поиграть, если это можно сделать и дома?
Можно – и нужно, конечно, играть и дома.
Однако именно занятия в терапевтической группе дают возможность ребенку научиться быть с другими людьми. Как психолог-практик, я использую возможности игры для установления между взрослым и ребенком отношений доверия, принятия, уважения. С родителями ребенку бывает труднее установить такие отношения, чем с посторонним человеком, потому что часто отношения с мамой и папой бывают замутнененызлостью, обидой, виной.
Когда ребенок понимает, что установленные доверительные отношения не случайность, он отваживается раскрыться, выразить то, что его беспокоит, зная, что за это не осудят, не накажут, не пристыдят..Когда ребенок видит, что его принимают -- даже несмотря на негативные моменты -- он постепенно освобождается от страхов и тревог, расчищая место для чего-то нового в себе, творческого и конструктивного.
Как всегда буду радауслышать ваше мнение, историю, комментарий.
Заканчиваетсянабор вдетскую группу по игровой терапии«Ступеньки к здоровью».Вернее набраныуже две группы.Осталось только одно свободное место.
Если выхотите видеть Вашего ребенка уверенным в себе,контактным, способным решать свои проблемы, поторопитесь подать свою заявку, т.к.группы уже начинают свою работу, но есть еще время присоединиться.
( группа для детей дошкольного,младшего школьного возраста )
Программанаправлена на оздоровление внутреннего мира ребенка, повышение егоэмоциональногоблагополучия.Как результат -появляетсяинтерес к учению, ребенок лучше справляетсяс поставленными задачами и
трудностями, становитсяэмоционально уравновешенным ,охотно общается и испытывает меньше напряжения, что особенно важнодля тех детей,которыеучатся в школе или толькотудасобираются.
Чтобы быть успешным в обучении, общении, жизнимало быть интеллектуально развитым.Необходимо так жебытьэмоционально,морально, социально благополучным и зрелым(иметь собственную точку зрения и уметь ее отстаивать, приниматькритику и спокойно
воспринимать замечания,прилагать усилия и оценивать результат, научиться принимать решения и отвечать за них, налаживать отношения с детьми и взрослым, обрести ВЕРУ ВСАМОГОСЕБЯ …)
Участие в программе способствует развитию именно этих важных сторонличности ребенка ватмосфере принятия, доверия, безопасности.
Отзывы родителей:
Екатерина, мама шестилетнего Артема:
--Благодаря занятиям у Натальи Николаевны мы смогли справиться со страхами, которые мешали моему сыну жить. Он боялся неудач, боялся что-то сделать сам, все время спрашивал разрешения у меня. Когда маленький был, он ставил одну коленкунатабуретку, спрашивал меня “а я не упаду?”, потомставил второе колено, опять спрашивал “а я не упаду?”, становилсяи опять “яне упаду?”.Боялся взрослых, все время цеплялся за меня...
где-то я сама виновата, что он так себя вел. Много запретов, ограничений ему ставила. То не делай, упадешь, это не трогай, порежешься. И с возрастом эти страхи не проходили.
В пять лет Артембоялся оставаться один в комнате. Пройти из комнаты в кухню для него было трудно, он просто дрожал от страха. Когда к нему обращались взрослые, он не разговаривал с ними. На занятиях в детском саду Артем отсиживался, сам ничего не делал. Когда я расспрашивала, чем он занимался в садике, он отвечал “я не помню”. Видно, не хотелось ему вспоминать.
Меня страхи ребенка раздражали. Я и сама консультировпалась у Натальи Николаевны. Я хотела понять, как мне житьсо своим сыном, как его воспитывать. Вот, кажется, что может измениться из-за одного разговора с психологом? Но наталья Николаевна так вопросы ставит, что на привычные вещи начинаешь смотреть по новому. Один ее вопрос все перевернул. Она спросила, что в страхесына
так меня раздражает? И правда, что? Вот мой ребенок такой, он боится чего-то, что, трудно мне встать и помочь ему, что-то подать, свет включить? Я стала более терпеливо к сыну относиться, и он стал спокойнее. Не сразу, медленно, постепенно, но мой ребенок стал меняться, я стала меняться. Страхи ушли. Сейчас Артемс удовольствием рассказывает мне, чем он занимался в саду. Когда к сынуобращаются с вопросами, онс интересом на них отвечает. Мой ребеноксейчас более общительный, контактный. Воспитательница в детском саду говорит, что он становится лидером в группе.