«Воспитывая ребенка, необходимо держать его в жестких рамках», - гласит народная молва. Рамки. Нужны ли они? Для чего? Для кого они важны? Насколько жесткими они должны быть? Как не попасть в ловушку из крайностей: контроль – отсутствие контроля, ограничения – отсутствие ограничений, рамки – отсутствие рамок? Как найти для себя пространство на оси этих координат, пребывание в котором приносило бы удовлетворение и ребенку и родителям.
Сегодня мне хотелось бы начать новую тему, связанную с ограничениями в воспитании, предъявляемыми требованиями. Ту статью, которую я предлагаю Вам, я написала примерно год назад, но вопросы, поднимаемые в ней, остаются актуальными для меня и сегодня. Свобода и ограничение, вседозволенность и допустимые рамки. Я впадаю то в одну крайность, то в другую. Ищу равновесие, нахожу и вновь теряю…
Пишите, что вы думаете по этому вопросу.
***
Хотелось бы еще сказать большое спасибо ЛозованНаталье, приславшей письмо с поддержкой на тему раннего развития. Рада, что есть люди, разделяющие мою точку зрения по этому вопросу.
***
Итак,теманового выпуска:
«РАМКИ. ДЛЯ КОГО?ИДЛЯ ЧЕГО?»
Недавно я с ужасом обнаружила, что загнала свою двухлетнюю дочь в такие жесткие рамки, в которых уже стало невозможно сделать ни одного лишнего движения. Сразу же упираешься в запрет. Наши взаимоотношения перестали приносить удовлетворение и надо было что-то менять. Но прежде чем броситься в другую крайность, отсутствие всяческих ограничений, пришлось серьезно взглянуть на ту систему воспитания, которую я создала. Что она из себя
представляла?
Смесь неуверенности, жестких ограничений и заимствованных, чужых представлений о том, как должен вести себя и что должен делать ребенок определенного возраста. Забыв о том, что каждый уникален, развивается по собственным законам, в своем темпе, я стала упорно подгонять ее под созданный даже не мною, а другими образ, прислушиваясь к мнению тетушек, бабушек и других«добрых» людей, но только не к собственному ребенку.
Ну, как же!
Ведь в этом возрасте их Вали, Пети, Маши умели уже… и далее по списку. Мне захотелось, чтобы мой ребенок не отставал, был не хуже. Ведь скоро в сад, школу! Как она там будет? И потеряв доверие к себе, своему ребенку, стала требовать ИХ достижений, бросаясь из стороны в сторону: от строгой требовательности до попустительства.
Видя, что установленные ограничения весьма условны, зависят от моего настроения, состояния, ребенок понял, что их можно не соблюдать, делать так, как хочется. Попав в ловушку, мы пришли к хаосу: я предъявляю маловажные требования, настаиваю на их исполнении, моя дочь всячески противится, проявляет упрямство, капризность, доходя до истерик. В результате обнаруживаю, что поражение в этом противостоянии терплю я, наплевав, в конце
концов,насобственные требования, в угоду спокойствию и тишине. А иногда удивляюсь, зачем предъявляю такие непринципиальные требования?
Для чего же МНЕпонадобились эти рамки?
Казалось: с ихпомощью удастся избежать лишнихпроблем, сохранитьпорядок внешний и внутренний. Контролировать поведение в рамках той свободы,которую выделяю я. За пределами установленных ограничений я теряю контроль над ребенком, его поведением, отношением. Это несет угрозу: что он выберет для себя? Может совсем не то, что одобряю, поощряю я. Он станет
другим: неуправляемым, незнакомым и даже чужим. Я этого боюсь и не принимаю.
Следовательно, основная функция неразумных ограничений: контроль и управление поведением другого. Человек, выходящий из-под контроля, вселяет тревогу, страх, опасения. Ведь неизвестно чего ждать от него, как он к нам отнесется. Однако узкие рамки ограничивают развитие. В них трудно двигаться. Мало пространства для проявления себя, поэтому приходится с боем отвоевывать себе новое пространство. Такая война не способствует установлению
близких, доверительных,гармоничных взаимоотношений.
Обнаружив в себе подобное заблуждение, сразухочется предоставить максимум свободы. Но есть опасность впасть в другую крайность - полное отсутствие контроля, ограничений: пустить все на самотек, доверившись «природе» ребенка. Но такое доверие также может завести в тупик.
Есть ограничения, которые существуют независимо от нашего желания: рождение, смерть, возраст, пол, цвет кожи и другие. Но есть ограничения, которые мы, сознательно или нет,сами накладываем на себя и своих близких. Тем самым искусственносуживаем границы дозволенного, возможного до узких рамок, идя на поводу усобственныхстрахов, привычек.
Воспитывая ребенка, желаядать ему пространство для развития, необходимо помнить о таких крайностях, как контроль и отсутствие контроля, осознавать к чему мы более склонны и учитывать, выстраивая взаимоотношения. Атакже принимать во внимание ограничения реально существующие и привнесенные лично нами. Ввоспитании невозможно обойтись без ограничений. Они являются реальностью
нашей жизни и бывают необходимы. Например, ограничения, связанныесо здоровьем и безопасностьюребенка. Но важно, чтобы ограничения не превратились в рамки, сковывающие живое движение, действие, и сохранять доверие к себе, своему ребенку. Оно выведет на нужнуюдорогу.
В этом выпускея предлагаю вам познакомиться с отрывком из рассылки моей коллегиМихалко Вероники
«Какя поняла, что такое «мама»
Когда я начала любить своего сына? Этот вопрос – всерьез, в нем очень много печали, но все же радости больше. Печаль в слове «когда», радость в слове «начала». Вопрос говорит – было время, когда я его не любила, и это очень печально, не стыдно, нет, даже не горько, а бесконечно печально и больно. Если Бог плачет – то самые печальные его слезы о нелюбимых детях и нелюбящих матерях.
Но вопрос этот радостный – эта боль и печаль кончились, потому что я начала любить. Печаль длилась год или даже полтора года, у моей нелюбви было свое лицо – лицо озабоченности, досады и деловитости. Я была занята, и ребенок мешал мне. Мешал есть, спать, мыться, читать, думать, мешал жить. Если я не могла жить сама без помех, то я постоянно занималась обслуживанием его жизни, урывая короткие
перерывы для своей.
Я могу вспомнить, когда кончилась моя нелюбовь, потому что я вдруг поняла, что он мне не помешал. Он проснулся днем, и я обрадовалась ему, обрадовалась, что он проснулся! Месяцами пробуждение ребенка не вызывало у меня ничего, кроме досады. Оно означало, что МОЕ время кончилось и начинается досадная озабоченность. Без любви. Сейчас сложно вспомнить, как именно все изменилось…
Задавайте свои вопросы на форуме сайта, высказывайте свое мнение, предлагайте новые темы для обсуждения. Вместе будем искать ответы на сложные вопросы.