Супермозг. Большой скачок. Открой скрытые резервы / Запомнить и помнить: 4 мифа о нашей памяти
Дорогие друзья!
Сегодня наша тема:
Запомнить и помнить: 4 мифа о нашей памяти
Эти утверждения на первый взгляд кажутся бесспорными, но, если копнуть глубже, можно узнать много нового.
⇒ Мы лучше запоминаем, когда записываем
Древнегреческий философ Сократ никогда ничего не записывал, полагая, что это вредит не только способности запоминать, но
и умению отделять важное от второстепенного. А известный мнемонист Шерешевский, страдающий гипермнезией (повышенной способностью к запоминанию), намеренно записывал информацию, чтобы забыть её.
Чем же записи так плохи? Наверное, когда мы что-то записываем, мы сообщаем своему мозгу, что запоминать эту информацию нет никакой необходимости — она ведь уже записана и никуда не пропадет.
⇒ Мы хуже запоминаем, когда пересказываем
Буксуем, теряем факты и смыслы. Но!
Лучше один раз прочесть и пересказать, чем просто прочитать десять раз. Заранее зная, что после чтения вам предстоит пересказать материал, вы будете уделять больше внимания ключевым мыслям и лучше их запомните. Вы проделаете больше интеллектуальной работы в процессе чтения, а пересказом закрепите новую информацию. Проблема в том, что в процессе пересказа мы добавляем новые детали и запоминаем их. А это уже получается совсем другая история...
⇒ Для запоминания необходимо фокусироваться
на одном занятии
Если речь идёт о какой-то работе — например, написании программного кода, сочинении стихотворения, придумывании сюжета, проработки какой-то концепции, то фокусировать внимание просто необходимо. Лишняя информация будет вас отвлекать и не позволит разогнаться.
Но если вы занимаетесь целенаправленным изучением чего-либо, то здесь всё наоборот — фокусироваться на одной теме в течение долгого времени неэффективно. Вы начинаете утомляться и запоминаете хуже.
⇒ На воспоминания можно полагаться. Помню, значит, было
Воспоминания не статичны. Каждый раз, когда мы что-то вспоминаем, мы это перезаписываем — то есть достаём из памяти, немного изменяем и кладём обратно. Поэтому нет смысла с кем-то спорить, «как на самом деле» что-то произошло. Мы не можем быть уверены в собственной памяти. Психологи Уильям Херст и Элизабет Фелпс провели исследование, опросив очевидцев трагедии 11 сентября. Спустя три года ученые взяли
повторные интервью и обнаружили, что в среднем около 50 процентов деталей были изменены! Видимо, каждый раз, когда очевидцы рассказывали о событии, они хоть немного, но изменяли его.