Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дети и взрослые: взаимодействие и развитие в любви! Искусство + малыши + мы = вдохновения, открытия, развитие.


Искусство + малыши + мы = вдохновения, открытия, развитие.

Добрых дней! Закончились летние путешествия, приключения, осень пришла к нам в гости… И с октября в нашей Школе раннего развития «Воспитание искусством»  начались занятия с новыми малышами и с теми, кто не первый год творит вместе с нами. И каждый день несет Всем нам новое, и никогда не повторится прошедший день…

В сегодняшнем номере рассылки  мне очень хочется сконцентрировать ваше внимание на искусстве как явлении, действующем на жизненный путь каждого человека. Ведь искусство во всех своих формах (живопись, архитектура, литература, поэзия и т.д.) и современное и древнейшее, зародившееся тысячелетия назад – и по сей день живет, и оказывает действенное влияние на нашу жизнь. Может быть, мы иногда даже не замечаем его присутствие в жизни и влияние на нас. Задумаемся:  как прекрасные  произведения музыкального искусство могут  влиять на развитие ребенка с рождения???* Как умело пользоваться искусством, что бы оно действительно развивало подрастающую личность человека! Как уберечь ребенка от влияния массовой попсы  и негативной информации, сквозящей из СМИ?! Влияние музыки на духовный и телесные уровни человека. Вот основные акценты нескольких двух ближайших выпусков*

 Не бессмысленно задуматься и предвидеть результат воспитания - если ребенку с младенчества предлагается попса( не только стиль музыки) и бесконечная череда странно-негативных мультиков, даже очень страшных порой, детских развлекательных клубов, вообще - всего того, что так мощно заполнило весь эфир телевещания – как же прекрасному, непрерывно растущему малышу не затуманить чистоту сознания? ВСЁ в наших руках! Но часто детям  приходится либо впитывать попсовую среду обитания, либо, углубляться в себя взрослея. Новорожденный малыш, попадающий в среду своей семьи ( а родители сознательно и бессознательно создают эту среду  ) зависим от установок взрослых. Дети вначале своего жизненного пути открыты ко всему,  как единый орган чувств воспринимающий всё, что их окружает всем своим существом. И если  первые шаги будут созвучны духовным произведениям Великих Гениев - любых видов искусств, влияние, без сомнения, приведет к интересным творческим результатам.

«… Искусство,- говорит Гюйо,- есть конденсация действительности, оно нам показывает человеческую машину под более сильным давлением. Оно старается представить нам более жизненных явлений, чем их было в прожитой нами жизни.»  И эта концентрированная жизнь в искусстве – конечно же, оказывает влияние не только  на наши чувства, но и на нашу волю, «потому что в чувстве есть зачаток воли». Талантливый российский психолог Л.С. Выготский, разрабатывая психологию искусства, акцентирует так же наше внимание на колоссальном значении влияния искусства на общество в целом и каждого отдельного человека. «Искусство вводит все больше и больше  действие страсти, оно создает нарушение внутреннего равновесия, видоизменение воли в новом смысле, оно формулирует для ума и оживляет для чувства такие эмоции, страсти  и иногда пороки, которые без него остались бы  в неопределенном  и неподвижном состоянии. Оно                         « выговаривает слово, которое мы искали, заставляет звучать струну, которая была только натянута и нема…». Не только создание, но и   «восприятие искусства требует творчества, потому что и для восприятия искусства недостаточно просто искренне переживать то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться  и в структуре самого произведения – необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство, найти его катарсис, и только тогда  действие искусства скажется сполна.»

 Поэтому если говорить о произведениях музыкального искусства – то его действие очень многомерно и сильно так как вообще,   «музыка, квинтесенция звука, организована так, чтобы человек воспринимал ее едва ли не как живое существо, как обращенный к нему голос – музыка общается со слушателем» - так отзывается о силе музыки Д.К. Кирнарская, доктор искусствоведения и психолог, занимающаяся изучением музыкального таланта в течении 20 лет.

Поэтому, когда мы с ребенком, занимаясь по методике развития личности через искусство, - создаем сказочное пространство или идем по мотивам притч- мы не пассивные слушатели музыки Вивальди, Лядова, Пркофьева, Чайковского и других выдающихся композиторов, «мы переживаем множество чувств и выражаем эти чувства танцем и пантомимой. Ребенок обязательно проигрывает каждую роль, при этом мы ничего не разучиваем. А импровизируем на ходу, вслушиваясь в музыку. Это такая игра, которая захватывает детей с самого раннего возраста с 2 – 2,5 лет. А игра всегда удовольствие, и что еще важнее – чистое творчество: играя, ребенок творит. Свободная импровизация на заданную тему растит творчески активную, интересную личность» – делится опытом Смирнова Татьяна Ивановна. Сказка,  со всем своим катарсическим смыслом,  сливается с объемным звучанием музыки Гениев, ее смысл сливается и усиливается музыкой. Таким образом, – произведения музыкального искусства не ритмический фон под который дети просто танцуют. Каждое движение ребенка  исходит от затронутых чувств, «струн души», внутреннего сопереживания и прекрасному, и не прекрасному в героях  притч или сказке. И в случае с негативными героями – у малышей на подсознание закладываются формы проявления  негативных характеров. Так как, дети проигрывали каждую роль, и высмеивали и сражались с Враньем, Капризами, Ленью, Коварством, Хитростью – которые они вызвали в себе искусственно в игре, и потом пережили справедливость добра, опять таки собой, сначала чувством, потом действием, которые исходят от  переживания внутри каждого ребенка – то в дальнейшей жизни им совсем не захочется проявляться как лживый и делающий зло окружающим человек. Дети начинают понимать и чувствовать, как все что они делают, отражается на самых близких – родителях и на всех окружающих людях, природе. В сознании малыша закладывается: «я хочу оставаться чистым и нести добро, добиваясь своих целей. Я ни за что на свете не буду капризничать, устраивать истерики, лениться – потому что я почувствовал как это нелепо, и не приносит хороших результатов ни мне лично, ни миру в целом». Вот один из способов взаимодействия с искусством, развивающий  ребенка дошкольного возраста. 

 При создании данного номера рассылки использовались материалы статьи  «Психология искусства (фрагменты из книги) Л. С. Выготского. Из научно-методического журнала арт-терапии, арт-психологии арт-педагогика и практическая эстетика //Искусство. Творчество. Здоровье. № 1” 2007

Кирнарская Д.К. « Психология специальных способностей. Музыкальные способности –М.: Таланты – XXI века, 2004.496 стр.

Интерьвью со Смирновой Т.И, опубликованное в музыкально-информационной газете  // Играем сначала. № 4.Апрель 2007

Продолжение следует. С Вдохновением Аника.

 

P.S. Задавайте любые вопросы по воспитанию детей автору методики Воспитание искусством Татьяне Смирновой. Ответы будут опубликованы в этой рассылке. Вопросы, пожалуйста, адресуйте либо на мой mail indigochild@gmail.ru , либо на allebgro@hotbox.ru  В теме сообщения укажите "Вопросы Татьяне Смирновой".

Спасибо!

 

 

 


В избранное