Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дети и взрослые: взаимодействие и развитие в любви! Воздействовать или Взаимодействовать?


Привет друзья! Мы начинаем!

В первом номере рассылки я постараюсь найти вместе с вами ответ на вопрос, о том что предпочесть в воспитании - Воздействие или Взаимодействие? Сейчас мы часто слышим о Взаимодействии, например, со зрителем, слушателем в кино, театре, телевидении, радио.

Давайте попробуем разобраться, что это означает Взаимодействие в тонком процессе воспитания?

Воспитание детей в пространстве личностно-ориентированного подхода

Жизнь не стоит на месте, мы живем в пространстве и времени, и мы сами выбираем, как пользоваться ими. Мы сами решаем, каким образом мы действуем и реализуемся. Чем больше в нас позитивных мыслей, теплого общения с другими, чем больше мы обмениваемся идеями, мыслями, смыслами, чем больше реализуем себя в активном действии, и не «тормозим», тем больше мы развиваемся.

На данном этапе развитии общества все больше и больше признаются наши права и свободы. Мир вокруг стал другим, изменились и дети. Вслед за этими изменениями воспитание и обучение детей от парадигмы, условно назовем ее, «командно-административной» переросло в «личностно-ориентированную». В основе первой парадигмы лежит формирование личности ребенка, согласно модели установленной социальной средой или обществом, в основе второй парадигмы лежат идеи гуманизма в воспитании, происходит отказ от четких рамок и шаблонов, например, относительно того, кто хороший, а кто плохой, ведь, плохо или хорошо – это субъективные категории. Данный подход возможен при создании в процессе воспитания условий для разностороннего, гармоничного развития ребенка, его самоактуализации (самореализации), исходя из заложенных природой способностей. При этом важным является восприятие и принятие ребенка таким, каков он есть, важна чуткость к его уникальным особенностям и талантам!

Что эффективней для развития малыша: воздействие на ребенка или взаимодействие с ним?

Совершать ошибки - нормально. Мы совершаем ошибки – в этом состоит естественный процесс познания жизни. Ребенок, совершив ошибку, иногда не знает об этом, пока родители не начинают реагировать так, словно, он сделал что-то не допустимое! Ошибка - естественное, нормальное явление. Дети постигают эту истину, главным образом, из жизненных ситуаций. Чтобы донести до ребенка этот принцип, родители должны признавать собственные ошибки в отношениях с ним и с другими людьми. Если дети видят, что родители извиняются за свои неправильные действия, то они сами постепенно приучаются брать на себя ответственность за свои ошибки, вместо того чтобы заставлять детей просить прощения, ругаясь при этом. Дети учатся в реальном действии на опыте, а не на абстрактных объяснениях взрослых.

Мы как родители или воспитатели не всегда можем справиться с детьми! При этом мы можем бессознательно использовать методы, доставшиеся нам из «темного средневековья». А они не действуют! Почему? В прошлом детей контролировали при помощи давления, страха и чувства вины. Старые, основанные на запугивании методы, на самом деле лишь ослабляют родительский контроль над детьми, тем более детьми 21 века!:) Угроза наказания только настраивает детей против родителей и побуждает к слезам, противостоянию и бунту. Малыш начинает капризничать. Стоит всегда помнить: когда взрослые кричат на ребенка, это только притупляет его способность слушать и слушаться!!!

В недалеком прошлом наказание использовалось для того, что бы сломать своенравного ребенка или подчинить его своей воле. К сожалению, этот стиль воздействия на детей подавлял индивидуальность, взрослые просто заглушали ее. Но это не значит, что ребенка нужно всегда гладить «по головке» и говорить ему только о том, что он очень хороший. Некоторые реакции детей: плачь, капризы, желание привлечь к себе внимание шалостью, можно постепенно преодолевать, пресекая и переключая ребенка на новый уровень осознания последствий своих действий. Но чтобы это было действенным нужна энергетическая насыщенность обращения к ребенку, которая иногда может показаться даже резкостью. Важно показать ребенку рамки поведения, основанные на общечеловеческих ценностях, эти рамки можно назвать границами дозволенного. Самое важно, что эти слова-обращения идут от вашего сердца, от любви, а не от того что вы злитесь на ребенка!  Негативные эмоции разрушают Вас и Вашего малыша. 

Дети чувствуют, когда родители ведут себя нечестно или оскорбительно по отношению к ним, и не хотят мириться с этим!! Они бунтуют или закрываются от несправедливости. Наказания и угрозы перекрывают каналы общения между воспитателем, родителем и ребенком. Вместо того чтобы способствовать решению проблемы, родители усугубляют ее. Чтобы не происходило отчуждения, важно вместе с ребенком создавать среду интересную для него и для вас. Для этого эффективным является выстраивание творческо-поискового или игрового взаимодействия. Вы можете организовать подобное взаимодействие самостоятельно в семье, либо отдать ребенка на занятия в развивающие школы раннего развития.

Профессор Московского государственного университета культуры Кубков С.В. В учебно-методическом пособии «Театр, где играют дети» поделился интересным наблюдением: «необходимое условие творчества - свобода. Собственно это даже не условие, это синоним творчества. Творчество бывает только свободным – иного не дано. К сожалению, современный человек отнюдь не свободен. Уже к 17 годам он представляет собой целый комплекс мышечных зажимов, которые являются лишь проекцией зажимов внутренних: психологических и интеллектуальных. Это итог необходимости «соответствия миру», социальному устройству в частности. Как это ни парадоксально, но такие зажимы заметны уже у детей в возрасте 5 лет, ибо они уже вынуждены соответствовать требованиям, предъявляемым взрослым. И сам ребенок в его чистоте и первозданности как бы отсутствует, есть его «модель соответствия, которая может не свободно творить, а только выдавать «чего изволите». Позитивное воспитание, (этот термин ввел Джон Грэй), направлено на то, чтобы вырастить волевого ребенка, свободного телесно и душевно, но при этом склонного к сотрудничеству и взаимодействию с миром. Чтобы ребенок начал сотрудничать, нет нужды ломать его волю. Если взрослые поддерживают стремления ребенка, подпитывают их волю, дети больше проявляют сотрудничество.

По мнению педагогов-новаторов все дети рождаются невинными и добрыми. Мы родители и воспитатели должны помочь детям справиться с их уникальными задачами. Самое важное в воспитании – любить детей!!! Для этого необходимо создать творческую среду. Причем мы с вами в этом процессе не транслируем готовые знания, а вместе с малышом в творческом взаимодействии, в игре открываем мир, познаем его богатства через искусство. Отечественный психолог Л.С Выготский подчеркивал: «что ребенок в игре с элементами, взятыми из окружающей жизни, создает новое творческое построение или образ, принадлежащий ему самому». Давайте, играть, давайте фантазировать и давать нашим детям пищу для интеллекта и чувственности! Ведь, каждый ребенок и взрослый по-своему талантлив - наши способности развиваются благодаря взаимодействию с окружающим миром. Нет пределов развития и совершенствования – мы учимся всю жизнь. Выбор не велик, либо происходит деградация либо развитие, другой альтернативы нет!

Несколько слов хочу сказать о  Международном центре музыкального образования Татьяны Смирновой, который развивает ребенка через Взаимодействие с ним. Самым важным для преподавателей Центра является раскрытие потенциала ребенка и взрослого и его развитие через любой предмет, то есть важным является не изучение предмета, а развитие личности, ее качеств через обучение. По словам Татьяны Смирновой - ведущего методиста центра, каков бы ни был предмет, прежде всего, он должен развивать ребенка, раскрывать его безграничный потенциал. Для этого важно быть внимательным, стараться системно подойти к столь тонкому процессу как воспитание личности. Все дети талантливы, важно глубоко чувствовать ребенка, создать для него развивающую среду и бесконечно любить. Подробнее о  Центре смотрите www.allegromusic.ru

Спасибо!

Ваша Аника!

 

 


В избранное